Земельный кодекс первая редакция

Срочное оформление документов БТИ. Регистрация сделок с недвижимостью. Согласование перепланировки

Земельный кодекс первая редакция

25 октября 2001 года N 136-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 годаОдобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства.
Статья 2. Земельное законодательство.
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством.
Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации.
Статья 5. Участники земельных отношений.
Статья 6. Объекты земельных отношений.
Статья 7.

Состав земель в Российской Федерации.
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений.
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений.
Статья 11.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Глава II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 12. Цели охраны земель.
Статья 13. охраны земель
Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц.
Статья 16. Государственная собственность на землю.
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю.
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Муниципальная собственность на землю.

Глава IV. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.
Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными участками.
Статья 22. Аренда земельных участков.
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Статья 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 25. Основания возникновения прав на землю.
Статья 26. Документы о правах на земельные участки.
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 29.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков.
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 31. Выбор земельных участков для строительства.

Статья 32. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков.
Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Статья 35.

Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Статья 37.

Особенности купли – продажи земельных участков.
Статья 38. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
Статья 39.

Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения.

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков.
Статья 41.

Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Статья 42.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Статья 43. Осуществление прав на земельный участок.

Глава VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок.
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка.
Статья 47.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Статья 48. Основания прекращения сервитута.
Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статья 50. Конфискация земельного участка.
Статья 51. Реквизиция земельного участка.
Статья 52.

Условия и порядок отчуждения земельного участка.
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок.
Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Статья 55.

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статья 56. Ограничение прав на землю

Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельце
Статья 58. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства.

Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья 59. Признание права на земельный участок.
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.
Статья 61.

Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Статья 62. Возмещение убытков.
Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статья 64.

Рассмотрение земельных споров.

Глава X. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ

Статья 65. Платность использования земли
Статья 66. Оценка земли

Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

Статья 67. Государственный мониторинг земель.
Статья 68. Землеустройство.
Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства.
Статья 70. Государственный земельный кадастр.

Глава XII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Статья 71. Государственный земельный контроль.
Статья 72. Муниципальный и общественный земельный контроль.
Статья 73. Производственный земельный контроль.

Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения.
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий.
Статья 80. Фонд перераспределения земель.
Статья 81.

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Статья 82.

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, каз

Глава XV. ЗЕМЛИ ПОСЕЛЕНИЙ

Статья 83. Понятие земель поселений.
Статья 84. Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления.
Статья 85. Состав земель поселений и зонирование территорий.
Статья 86. Пригородные зоны.

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Статья 88.

Земли промышленности.
Статья 89. Земли энергетики.
Статья 90. Земли транспорта.
Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности.
Статья 93.

Земли обороны и безопасности.

Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий.
Статья 96. Земли лечебно – оздоровительных местностей и курортов.
Статья 97. Земли природоохранного назначения.
Статья 98. Земли рекреационного назначения.
Статья 99. Земли историко – культурного назначения.
Статья 100. Особо ценные земли.

Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 101. Земли лесного фонда.
Статья 102. Земли водного фонда.
Статья 103. Земли запаса.

ПрезидентРоссийской Федерации

В. ПУТИН

Москва, Кремль25 октября 2001 года

N 136-ФЗ

Источник: http://www.bti.ru/zknd/zmln/

№ 136-ФЗ

Земельный кодекс первая редакция

С изменениями от 30 июня 2003г, 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004г

Земельныйкодекс Российской Федерации от 25 октября2001 г. N 136-ФЗ
(с изменениями от 30 июня2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004г.)

ПринятГосударственной Думой 28 сентября 2001года

ОдобренСоветом Федерации 10 октября 2001 года

СогласноПостановлению Конституционного СудаРФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П настоящийЗемельныйкодексРФ признан по порядку его принятияГосударственной Думой не противоречащимКонституции РФ

ГлаваI. Общие положения

Статья1.Основные принципы земельногозаконодательства

1.Настоящий Кодекс и изданные в соответствиис ним иные акты земельного законодательстваосновываются на следующих принципах:

1)учет значения земли как основы жизни идеятельности человека, согласно которомурегулирование отношений по использованиюи охране земли осуществляется исходяиз представлений о земле как о природномобъекте, охраняемом в качестве важнейшейсоставной части природы, природномресурсе, используемом в качестве средствапроизводства в сельском хозяйстве илесном хозяйстве и основы осуществленияхозяйственной и иной деятельности натерритории Российской Федерации, иодновременно как о недвижимом имуществе,об объекте права собственности и иныхправ на землю;

2)приоритетохраны земликак важнейшего компонента окружающейсреды и средства производства в сельскомхозяйстве и лесном хозяйстве передиспользованием земли в качественедвижимого имущества, согласно которомувладение, пользование и распоряжениеземлей осуществляются собственникамиземельных участковсвободно, если это не наносит ущербокружающей среде;

3)приоритет охраны жизни и здоровьячеловека, согласно которому приосуществлении деятельности поиспользованию и охране земель должныбыть приняты такие решения и осуществленытакие виды деятельности, которыепозволили бы обеспечить сохранениежизни человека или предотвратитьнегативное (вредное) воздействие наздоровье человека, даже если это потребуетбольших затрат;

Федеральнымзаконом от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗподпункт 4 пункта 1 статьи 1 настоящегоКодекса изложен в новой редакции

См.текст подпункта в предыдущей редакции

4)участие граждан, общественных организаций(объединений) и религиозных организацийв решении вопросов, касающихся их правна землю, согласно которому гражданеРоссийской Федерации, общественныеорганизации (объединения) и религиозныеорганизации имеют право приниматьучастие в подготовке решений, реализациякоторых может оказать воздействие насостояние земель при их использованиии охране, а органы государственнойвласти, органы местного самоуправления,субъекты хозяйственной и иной деятельностиобязаны обеспечить возможность такогоучастия в порядке и в формах, которыеустановлены законодательством;

5)единство судьбы земельных участков ипрочно связанных с ними объектов,согласно которому все прочно связанныес земельными участками объекты следуютсудьбе земельных участков, за исключениемслучаев, установленных федеральнымизаконами;

Федеральнымзаконом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ вподпункт 6 пункта 1 статьи 1 настоящегоКадекса внесены изменения, вступающиев силу с 5 января 2005 г.

См.текст подпункта в предыдущей редакции

6)приоритет сохранения особо ценныхземель и земель особо охраняемыхтерриторий, согласно которому изменениецелевого назначения ценных земельсельскохозяйственного назначения,земельлесного фонда,занятых лесами первой группы, земельособо охраняемых природных территорийи объектов,земель, занятых объектами культурногонаследия, других особо ценных земель иземель особо охраняемых территорий дляиных целей ограничивается или запрещаетсяв порядке, установленном федеральнымизаконами. Установление данного принципане должно толковаться как отрицаниеили умаление значения земель другихкатегорий;

7)платностьиспользования земли,согласно которому любое использованиеземли осуществляется за плату, заисключением случаев, установленныхфедеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации;

8)делениеземель по целевому назначениюна категории, согласно которому правовойрежим земель определяется исходя из ихпринадлежности к той или иной категориии разрешенного использования всоответствии с зонированием территорийи требованиями законодательства;

9)разграничениегосударственной собственности на землюна собственность Российской Федерации,собственность субъектов РоссийскойФедерации и собственность муниципальныхобразований, согласно которому правовыеосновы и порядок такого разграниченияустанавливаются федеральными законами;

10)дифференцированный подход к установлениюправовогорежима земель,в соответствии с которым при определенииих правового режима должны учитыватьсяприродные, социальные, экономическиеи иные факторы;

11)сочетание интересов общества и законныхинтересов граждан, согласно которомурегулирование использования и охраныземель осуществляется в интересах всегообщества при обеспечении гарантийкаждого гражданина на свободное владение,пользование и распоряжение принадлежащимему земельным участком.

Прирегулировании земельных отношенийприменяется принцип разграничениядействия норм гражданского законодательстваи норм земельного законодательства вчасти регулирования отношений поиспользованию земель, а также принципгосударственного регулированияприватизации земли.

2.Федеральными законами могут бытьустановлены и другие принципы земельногозаконодательства, не противоречащиеустановленным пунктом1настоящей статьи принципам.

Источник: https://best-stroy.ru/docs/r6/34

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Земельный кодекс первая редакция

Новая редакция Ст. 1 ЗК РФ

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-1/st-1-zk-rf

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г.)

Земельный кодекс первая редакция

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 11)
Глава II. Охрана земель (ст.ст. 12 – 14)
Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 – 19)
Глава V. Возникновение прав на землю (ст.ст. 25 – 39)
Глава VI.

Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (ст.ст. 40 – 43)
Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст.ст. 44 – 56)
Глава VIII.

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.ст. 57 – 58)
Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров (ст.ст. 59 – 64)
Глава X. Плата за землю и оценка земли (ст.ст. 65 – 66)
Глава XI.

Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр (ст.ст. 67 – 70)
Глава XII. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль) (ст.ст. 71 – 73)
Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (ст.ст. 74 – 76)
Глава XIV.

Земли сельскохозяйственного назначения (ст.ст. 77 – 82)
Глава XV. Земли поселений (ст.ст. 83 – 86)
Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.ст. 87 – 93)
Глава XVII.

Земли особо охраняемых территорий и объектов (ст.ст. 94 – 100)
Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса (ст.ст. 101 – 103)

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками 1.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. 2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. 3.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. 4.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. 5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными участками 1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается. 2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. 3. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Статья 22. Аренда земельных участков 1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 2.

Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. 3.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса. 4. Размер арендной платы определяется договором аренды.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. 5.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. 6. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом. 7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка. 8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса. 9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором. 10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. 11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) 1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. 2.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. 3.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора воды и водопоя; 6) прогона скота через земельный участок; 7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда; 8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) свободного доступа к прибрежной полосе. 4. Сервитут может быть срочным или постоянным. 5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. 6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. 7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату. 8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. 9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Статья 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками 1.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела. 2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго – четвертого, седьмого – девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Источник: https://femida.info/34/zemk-g04.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.