Земельное право рф

Земельное право России

Земельное право рф
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Земельное право России

Статья посвящена описанию отрасли Земельного права и его регулированию в российском законодательстве

 Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений. 

Понятие «система земельного права»

Понятие «системы земельного права» относится к предметной характеристике  земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области  использования и охраны земель).

«земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные  в нормативно-правовых актах.  Предмет земельного права  составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков.

Статья 3 Земельного кодекса РФ (далее  – ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» –  государства, регионов, отдельных населенных пунктов.

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права.

Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права,  является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

  Если рассматривать соотношение земельное права с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования.

Структура земельного права отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Методы земельного права

Общая теория права определяет метод правового регулирования как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право.

  В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера.

В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами. 

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.

Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду.

Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы земельного права

Основные принципы развития земельно-правовых отношений определены в ст.1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами,  «земля» рассматривается  в качестве  главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются  приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве.

Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита  ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены:  запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предмет, объект, субъекты земельного права

Предметом земельного права  являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель.  Особое  место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями. 

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами. 

Источники земельного права

К источникам земельного права России относятся –  Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ 2001 г. – нормативный  акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве»,  ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы.

Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда  РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством.

Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков  в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков.

Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов. 

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений. 

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/novyj-resurs.html

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Земельное право рф

Новая редакция Ст. 1 ЗК РФ

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-1/st-1-zk-rf

Виды прав собственности на земельные участки по Земельному кодексу РФ

Земельное право рф

Получите бесплатную консультацию юриста!

Земельные наделы являются не только ценным природным ресурсом, но и недвижимым имуществом (индивидуально определенной вещью). Поэтому участки могут принадлежать государству, муниципальным образованиям, физлицам и юрлицам на правах, закрепленных в Земельном Кодексе РФ.

Рассмотрим, какие же виды права на земельные участки существуют:

  1. Право собственности. Наличие этого права на надел означает, что собственник участка может свободно владеть, использовать и распоряжаться принадлежащей ему землей, в том числе завещать, продавать и т.д. Однако в случае в землей действуют определенные ограничения: так, собственник обязательно должен использовать объект в соответствии с категорией и видом разрешенного использования, содержать участок в порядке, не захламлять его и т.д.

    Важно! Наделы, расположенные на границе России с другим государством, не могут находиться в собственности у иностранных субъектов и субъектов без гражданства. Также таким физлицам запрещено владеть некоторыми другими участками.

  2. Право безвозмездного пользования. Наличие этого права означает, что физлицо может пользоваться наделом по назначению, не внося за это плату. Чаще всего участки на таком праве предоставляются в виде служебных наделов, для ведения огородных работ, ИЖС и т.д. Срок пользования участком различен: так, например, наделы для ведения сельхозработ предоставляются не больше, чем на 5 лет.
  3. Аренда. В этом случае иностранное физлицо (или физлицо без гражданства), арендуя участок за деньги, может использовать его по назначению. Размер вознаграждения и сроки аренды фиксируются договором.
  4. Сервитут. Наличие этого права значит, что граждане могут бесплатно пользоваться участком, но в ограниченном виде. Например, может устанавливаться право прохода неограниченного круга лиц к водному объекту, если надел непосредственно к нему примыкает.

Важно! Существует также пожизненное наследуемое владение наделом, однако в настоящее время участки на этом праве не предоставляются.

Оно продолжает существовать, так как граждане, получившие участки еще во времена СССР, используют их практически на тех же условиях, что существовали при советской власти.

Это право допускает единственный вариант распоряжения наделом — это передача его по наследству. Продажа, дарение, передача в залог и иные варианты распоряжения запрещены.

Новых прав на земельные участки в ЗК РФ не появилось. Сейчас многообразие видов права оправдано и экономически обусловлено, поэтому государство не планирует устанавливать новые правомочия.

Изменение прав на земельный участок

Если надел принадлежит лицу на каком-либо праве, это не значит, что ситуация неизменная: форму права на земельный участок можно изменить.

Так, например, если надел принадлежал субъекту на праве безвозмездного пользования, по истечении 5 лет он может приватизировать земельный участок, то есть обрести на него право собственности.

Право пожизненного наследуемого владения может трансформироваться в право собственности, если субъект обратиться с этой целью в Росреестр.

Важно! Если вы владеете наделом и хотите сделать его своей собственностью — обращайтесь к земельным адвокатам общественной организации «Правовой Петербург». Мы выясним, есть ли для этого основания, и поможем собрать все необходимые бумаги.

Отдельно стоит сказать о прекращении прав на надел. Каждый вид правомочий предполагает свои основания для этого. Так, например, если речь идет о безвозмездном пользовании, то это:

  1. Завершение срока, на который надел предоставлялся.
  2. Прекращение трудовых отношений (если надел был служебным).
  3. Отказ субъекта от надела.
  4. Принудительное изъятие надела в случае нарушения субъектом земельного законодательства или при необходимости использования участка для нужд государства или муниципалитета.

Если речь идет о праве собственности, то это правомочие может прекратиться вследствие отчуждения земли по договору, отказа от участка собственника, реквизиции и иных оснований. В ряде случаев возможно принудительное изъятие без предоставления денежной компенсации (конфискация).

Желаете узнать больше информации о правах на участки и порядке их изменения? Получите бесплатную консультацию сотрудников организации «Правовой Петербург» по телефону +7(812)603-72-21 или на странице «Юридическая консультация в СПб».

Источник: https://yurist-advokat812.ru/stati/zemelnoe-pravo/prava-na-zemelnyy-uchastok-/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.