Захват земельного участка коап

Содержание

Чем грозит самовольный захват земельного участка и как регулируется вопрос – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Захват земельного участка коап

Все принадлежащие государству земли, в пределах его границ, состоят на учёте в ГКН и определяются в качестве важнейшего экономического ресурса.

Но многие граждане не понимают, что система учёта и контроля земель – важнейшее звено экономической политики государства и осуществляют самостоятельное незаконное распоряжение государственными (муниципальными) наделами. Некоторые идут и того дальше – захватывают части участков от своих соседей или используют государственную территорию для получения прибыли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-85. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Общая информация

Итак, что это такое — самовольное занятие земельного участка? Оно определяется в составе административного правонарушения и характеризуется покушением на земельную собственность:

  • государства;
  • муниципалитета;
  • правообладателя земельного участка;
  • организации или предприятия,

со стороны лица, не имеющего законного (и иного) права на пользование или распоряжение захваченным участком.

Незаконность обозначенных действий характеризуется тем, что в отношении них правонарушителям вменяется административная ответственность в соответствии со статьей 7.1. КоАП РФ.

  • Оно исходит из понимания того что нет ничейной земли, которую каждый желающий может использовать по своему усмотрению.
  • Права собственности на ЗУ гарантируют его владельцу защиту от посягательств извне.
  • ЗУ, не оформленные в собственность граждан, принадлежат государству (муниципалитету) и являются его собственностью.

КоАП РФ Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Самым грубым нарушением самовольного захвата участка является возведение капитального строения на не принадлежащей владельцу незаконного строения земле.

Подобные случаи далеко не редкость. Совершенно не понятен расчёт граждан, допускающих в свой адрес такие финансовые риски, ведь у них не так много шансов узаконить постройку, гораздо больше вариантов заплатить штраф и лишиться строения.

  1. Снос самовольной постройки и приведение земельного участка в изначальное состояние осуществляется за счёт граждан, возведших указанное строение.
  2. Более распространёнными являются ситуации с гаражами, особенно теми из них, строительство которых было произведено до принятия нового законодательства.
  3. До введения Закона о собственности, прилегающие к жилым домам муниципальные земли, активно застраивались неузаконенными объектами в основном гаражами и хозяйственными постройками.
  4. Впоследствии некоторые из них были устранены, путём сноса, иные удалось приватизировать, а некоторые из них по сей день остаются в статусе самовольных построек.
  5. Если вы имеете неузаконенное строение на муниципальной земле, то после оформления прав на строение вы сможете получить законное право пользования ЗУ под его основанием.
  1. На прилегающих к ЗУ собственника землях путём их обработки и использования.
  2. Несоблюдение норм отступа от линейных объектов.
  3. Складирование материала за пределами собственной территории.
  4. Нарушение межевых границ в отношении к соседям.
  5. Утеря документов старого образца на используемый участок.

Претензия

  • До момента подачи претензии каждый гражданин имеет право проявить инициативу по оформлению собственности на неузаконенное пользование частью муниципальной земли.
  • Как правило, если оформление земли не противоречит градостроительному регламенту, администрация может пойти навстречу обратившимся к ней гражданам.
  • После поступления претензии о самовольном занятии земельного участка, направленной главе местной администрации или в специализированный землеустроительный отдел исполкома, претензия подлежит рассмотрению.

На основании фактов изложенных в претензии осуществляется административная проверка по факту нарушения.

Для этого собирается специальная комиссия из числа компетентных лиц, назначенная специальным приказом.

По результатам обследования составляется акт и подписывается всеми членами комиссии. На основании акта обследования может быть выдано заключение о правонарушении или дело будет передано в суд.

Скачать образец претензии о самовольном занятии земельного участка.

Оформление прирезок

Как оформить прирезку к участку, чтобы не произошел самовольный захват земли?

В первую очередь необходимо:

  • чтобы прирезаемая земля была заброшенной;
  • чтобы основной участок находился у лица в собственности;
  • внести изменения о площади участка в кадастровые записи;
  • оповестить об изменении участка налоговую инспекцию.

Дело в том, что земли находящиеся в собственности у муниципалитета (государства), нельзя использовать незаконно и без установленной за пользование оплаты. При возможности администрация оформит все необходимые документы и позволит установить право законного пользования участком в ваш адрес.

Если вы пользуетесь дополнительной площадью земли, вам нужно обратиться к главе районной администрации с заявлением о предоставлении вам данной части участка.

Как правило, при возведении новостроек предусмотрены парковочные места, которыми вправе пользоваться жильцы этого дома. Остальным лицам пользование этой территорией запрещено. Однако современная ситуация насыщена случаями споров о парковочных территориях.

  1. Естественно, они имеют право припарковаться на общей парковочной территории, на основании наличия права у лиц, к которым они прибыли, но это пользование не может носить систематического характера.
  2. Рассмотрим другой пример: пользование участком, прилегающим к дому находящемуся в долевой собственности у двух семей.
  3. Одна из них имеет в собственности два автомобиля, которые припаркованы в общем дворе, а вторая семья транспортного средства не имеет, но не имеет реальной возможности воспользоваться территорией по своему усмотрению.
  4. В этом случае она имеет право подать претензию по факту самовольного захвата, если собственники второй половины дома используют под парковку более 50% прилегающей земли.

Административное наказание и ответственность

Ответственность за самовольный захват земельного участка или его части в РФ вменяется в соответствии со статьей 7.1 КоАП и предусматривает наказание в виде штрафов:

  1. Для граждан – в размере от 500 рублей до 1 000 рублей.
  2. Для должностных лиц – от 1 000 рублей до 2 000 рублей.
  3. Для юридических лиц – от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

Кроме этого самовольно захваченный участок или его часть придётся возвратить собственнику в том виде, который существовал до начала возникновения нарушений. То есть, все строения и привнесённые изменения придётся аннулировать.

Если вы не согласны с решением административной комиссии, вы имеете право оспорить административное решение в суде, в срок 10 дней от даты получения акта.

После вынесения в его адрес административного (со стороны ГКН) признания незаконного использования территории, оно опротестовало решение администрации в суде.

Представитель ЧОП утверждал, что их предприятие не вносило каких-либо изменений в контекст участка, соответственно его пользование не носит незаконного характера. Однако суд признал вину ЧОП и вменил ему исполнение административного наказания.

Очень актуальны случаи обращения граждан о нарушении границ со стороны соседей. При условии определения захвата части участка со стороны межевых границ или нарушения норм строительства, суды обязуют устранить нарушения и вменяют к выплате штраф.

Ситуация с самовольным захватом ЗУ или его части является правонарушением, за которое вменяется ответственность. Если незаконно пользующееся таким участком лицо, до предъявления ему претензии попытается устранить нарушение путём оформления незаконно пользуемых земель или их освобождения, наказания можно избежать.

https://www.youtube.com/watch?v=tVb5L0NryNE

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 288-16-85 (Москва)

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Источник:

Что такое захват земли и что грозит за самовольный захват земельного участка?

Право собственности на землю закреплено законодательно. Любой участок находится либо в частной, либо в государственной или муниципальной собственности. Но нередко может возникнуть ситуация, когда физическое или юридическое лицо самовольно занимает чужую территорию. Таким действия нарушают положения Земельного, Гражданского кодексов, КоАП, а порой и Уголовного кодексов.

Что это такое?

Захват земли – это использование земельного участка самовольно, без получения разрешения и оформления надлежащих документов. Вариантов у такого действия много.

В частном домостроительстве это может быть, например, возведение дома на границе участка и дальнейшая пристройка к нему веранды уже на чужой территории.

Если же рассматривать случай многоквартирного дома, где земля находится в общей собственности, то здесь под захватом понимается несанкционированное возведение постройки на придомовой территории.

Самозахватом также считается использование никому не принадлежащей территории или заброшенного участка, у которого формально есть хозяин, но на деле он давно здесь не появлялся.

ВАЖНО! “Ничьей” земли не существует. Если земля не принадлежит никому на праве собственности, то она является государственной или муниципальной.

Определение самовольного захвата участка земли приведено в Конституции РФ (ст. 35). Земельный кодекс РФ (ст. 60, 76) определяют критерии, по которым соответствующие действия признаются противоправными. Административная ответственность за самозахват наступает согласно ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Что говорит о самозахвате УК РФ?

  • Уголовная ответственность за самовольный захват земли также существует.
  • Она может наступать, если несанкционированное использование участка началось в результате мошеннических действий либо результатом стало нарушение правил оборота недвижимого имущества.
  • В таком случае Уголовный кодекс предполагает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет.

Использование земли под домом

Такая ситуация возникает, когда строение возводится на незаконно захваченном земельном участке. В этом случае лицо, осуществившее незаконную постройку, должно снести ее за свой счет, а сам участок привести в тот вид, в котором он был изначально.

К нарушителю будут применены меры административного характера, а именно штраф в размерах согласно КоАП. Если завладение произошло мошенническим путем, то за это уже предусмотрена уголовная ответственность.

Источник: https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/chem-grozit-samovolnyj-zahvat-zemelnogo-uchastka-i-kak-reguliruetsya-vopros.html

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Захват земельного участка коап

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ “Самовольное занятие земельного участка”?

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса – «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.

Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:

– расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);

– постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;

– использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.

!До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.

После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

2. Размер штрафов и иные санкции за самовольное занятие земельного участка

Сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.

Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.

Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?

В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:

  •  оплатить назначенный штраф;

Важно!Штраф необходимо оплатить в течение 2 месяцев со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу. 

  •   устранить выявленное нарушение путем оформления необходимых документов на земельный участок либо полного освобождения захваченного земельного участка (его части) от всех следов его самовольного использования.

Важно!Взыскание административных штрафов не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа нарушитель обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами службы судебных приставов.  Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.

Важно!Срок на подачу жалобы в суд достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  •  отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  •  непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

 В результате обжалования судом может быть принято решение:

·  об отмене постановления административного органа;

·  о снижении размера штраф за правонарушение.

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8896c495aa9f00b1375c5e/vas-priznali-narushitelem-po-state-71-koap-rf-chto-delat-5d9ac336e3062c00b1acb007

Ответственность за самозахват земли в 2020 году: когда наступает

Захват земельного участка коап
Время чтения: 6 минут

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории.

Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние.

Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2020 году.

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья.

К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Санкции за незаконный захват

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса, если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2020 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

  • поставлен ли надел на кадастровый учет;
  • какова его оценочная стоимость.

Административное наказание

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

https://www.youtube.com/watch?v=sW0DczPjn4w

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Примеры из судебной практики

Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

Как узаконить самозахват

Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка.  Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.

Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:

  • территории, которые выходят в лесную зону;
  • участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.

Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Итак, законные права владельца могут быть восстановлены на основании постановления администрации либо по решению суда.

Охрана земель

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Узнайте подробнее, что собой представляет и как осуществляется правовая охрана земель.

Выводы

Незаконное завладение земельным наделом и его эксплуатация – это противоправные действия, которые наказываются в соответствии с нормами законодательства РФ.

Захватчик может вернуть землю законному собственнику добровольно, по предписанию администрации или по решению суда.

Если споры о собственности на землю улажены мирным путем и отсутствуют притязания третьих лиц, надел можно узаконить, собрав необходимый пакет документов и совершив установленные законодательством действия.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/otvetstvennost-za-samozaxvat-zemli.html

Пояснения к ч.1 статьи 7.1 КоАП РФ

Захват земельного участка коап

Принятие Земельного кодекса привело к усилению значительности ответственного отношения к земельным вопросам. В законе содержится множество правовых предписаний, которые регулируют этот вид собственности и появления прав на нее, правила утверждения документации и т. д.

Согласно ч.1 ст. 7.1 КоАП РФ самоуправное завладение связано с присвоением земельной делянки безо всяких законных оснований и регистрации необходимой документации. На его территории размещены вещи (движимые и недвижимые) виновной особы или произведена какая-нибудь разработка с личной целью.

Какие меры ответственности предусматриваются

Обязанность отвечать за указанное правонарушение рассматривается как способ защиты правовых отношений, связанных с понятиями «владение, пользование и распоряжение» участками земли и гарантированием в неприкосновенности прав собственности государства, муниципалитета и граждан на недвижимые объекты. Сфера действия комментируемого раздела довольно широка и касается как государственных потребностей, так и интересов других пользователей земли (муниципальных органов, частных владельцев, предприятий и организаций).

За произвольное присвоение территории (ее части), использование лицами, которые не имеют легитимных полномочий на нее, предусмотрены штрафные санкции. Они зависят от того, внесена ли земля в кадастр. Штраф выплачивается:

  • гражданами – 1-1,5% от стоимости надела в кадастре (минимальная сумма — 5 000 рублей);
  • должностными лицами – 1,5-2%(минимально – 20 000 рублей) от кадастровой стоимости земли;
  • юридическим лицам – 2–3% от цены участка (не меньше ста тысяч рублей).

При отсутствии в списке землепользователей делянки с граждан взыскивается сумма в 5–10 000 рублей, должностные лица выплачивают от 20–50 тысяч рублей, предприятия, организации – 100–200 тысяч рублей.

Следует отметить, что предприниматели, ведущие работу без оформления статуса «юридических лиц», отвечают как организации, предприятия.

Самозахватом считается незарегистрированное соглашение об аренде земли. По земельному кодексу (ст.26) соглашения, подписанные на период до одного года, не регистрируются. Если впоследствии такой договор продлен, но не зарегистрирован, данное действие квалифицируется как завладение участком без документов, дающих право использовать участок.

К присвоению относится расширение земельной территории без законных оснований. Если надел, который используется, имеет большие размеры от указанного метража в документации, нарушителя можно привлечь по ст. 7.1 КоАП.

При установлении дополнительной площади в качестве захвата является необязательным возведение на ней строений, достаточно установить ограждение или совершить другое действие, дающее понять, что организация – владелец делянки.

Самовольное занятие земельного участка в соответствии со ст. 7 1 КоАП РФ имеет следствием взыскание административных штрафов, которые рассчитываются по величине реестровой цены соразмерно метражу захваченной территории. Если земельный надел используется частично, штрафные санкции начисляются соответственно пропорции присвоенной территории (по кадастровой стоимости).

Структура административного проступка

В пояснении рассматриваются два отдельных формальных составов административного проступка. Их различают по объективной стороне и противоправности деяний.

К составу административного деликта относят:

  • объект;
  • объективную сторону;
  • субъект;
  • субъективную сторону.

Его структура отличается формальным характером, так как административная ответственность устанавливается с учинения незаконных действий безотносительно от наступления негативных последствий. Это объясняется тем, что сами по себе деяния являются нарушением имущественных прав захватыванием определенной территории.

Понятие «объект» и «объективная» сторона

Объект правонарушения, что рассматривается – социальные отношения по владению, пользованию и распоряжению участком и гарантирование их защиты.

К предмету структуры неправомерного деяния относят землю и образующую ее наделы, другими словами, наружный слой поверхности с покрывающим ее грунтом. Делянки разделены межами, намеченными и закрепленными в законном порядке.

Для этой цели проводится необходимая процедура государственного регистрирования. Участки бывают делимыми и неделимыми, после дробления земли каждая часть становится самостоятельной делянкой.

Ее разрешается использовать без перемещения в земли другой категории.

Под объективной стороной подразумеваются действенные поступки правонарушителя, сконцентрированные на утверждении своего преимущества на оспариваемой делянке. Предусматриваются действия двух разновидностей:

  • самоуправное завладение наделом, оно проявляется в локализации здесь зданий, строений, ограждений, которые препятствуют или затрудняют подступ к территории людей, обладающих на нее полномочиями (владельцы, арендаторы, контролирующие персоны);
  • засев на территории однолетних, многолетних и других разновидностей сельскохозяйственных культур, размножение в плодородной дернине грунта биологически озонированных насаждений.

Объективный аспект (сторона) можно разграничить на две обособленные части, что отличаются признаками противозаконности:

  • присвоение и эксплуатация надела без необходимых документов (муниципального акта, кадастрового плана, выписки из ЕГКН и других бумаг), которые подтверждают владение собственностью федеральными законами, признают другие правоустанавливающие акты;
  • занятие и эксплуатация земли без документов, дающих право вести хозяйственную деятельность на ней, то есть вести работы, требующие лицензии, полученной в законном порядке (в качестве примера – строительные работы, для их проведения нужно разрешение на земле соответствующей категории).

Понятие субъекта и субъективной стороны

Определяя субъективную сторону проступка, следует сказать, что указанное правонарушение возможно лишь как умысел, так как о вине в форме неосторожности в данном случае не может идти речь. Таким образом, установление вины представляется возможным только как умысел.

К ответственности за самочинное отторжение земли могут привлечь:

  • физических лиц – граждан России и других государств, особ без гражданства;
  • официальных лиц – работающих на полных или временных началах, а также на основе либо специальных полномочий, возложенных на чиновников;
  • юридических лиц (организации, предприятия, владеющие выделенным имуществом для хозяйственного управления или в собственность).

Санкцией указанной статьи является единственно возможное наказание – денежное взыскание, его величина для разных категорий субъектов устанавливается отдельно.

Случаи, связанные с административными нарушениями по самовольному занятию земли, являются компетенцией государственной власти, что выполняет функции по контролю над использованием и охране земли. Представители государственной власти и органов внутренних дел (полиции) составляются протоколы о данном виде незаконных действий.

Основание владеть наделом или его частью подтверждается документацией, предписанной правилами. Их отсутствие говорит о самовольном занятии участка, то есть о незаконном действии, что предусмотрено ст. 7.1 КоАП РФ.

Ответственность по названному пункту наступает с применением активных действий по захватыванию земли и эксплуатации уже занятой территории без законных прав.

Разбирательство дел, касающихся лесных ресурсов, относится к полномочиям органов по охране и лесопользованию.

Взаимосвязь вопроса земельной собственности в разных сферах законодательства

Другие главы КоАП дополняют проблему пользования землей.

Статьей 7.2 устанавливается привлечение к ответственности за устранение особых указателей (межевых границ).

КоАП предусматриваются специальные меры ответственности:

  • за присвоение наделов в прибрежной защитной полосе, водоохранной и санитарной зоне;
  • незаконное отведение земли на территории историко-культурного назначения (7.16);
  • эксплуатация земель не по целевому назначению (8.8) и прочее.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 261) землевладение характеризуется как предмет собственности (недвижимое имущество).

Земельным кодексом аграрная делянка определяется как часть земной поверхности (слой почвы), ее границы описываются и утверждаются способом, предусмотренным законом.

Определение не отличается точностью, так как не учитываются позиции названной статьи ГК, не упоминается воздушное пространство над территорией земельной делянки, где могут быть долголетние посадки, или о подземном пространстве участка с вероятным нахождением минералов.

В Законе России «О государственном земельном кадастре» дается более пространное обозначение, в котором предусматриваются предметы, находящиеся на наружной плоскости и под поверхностью земельной делянки.

Согласно Гражданскому кодексу межевание, не отображенное и не закрепленное по нормам закона, не входит в перечень недвижимости, которая должна быть зарегистрирована. По Земельному законодательству владение участком расширяется на почву, полезные ископаемые, водоемы и подземные воды, долголетние посадки растений.

Несмотря на некоторые разночтения, законодательство устанавливает равенство форм собственности. За правонарушения в названной сфере, кроме административной, наступает уголовная (за экологические преступления), гражданско-правовая (несоблюдение имущественных прав владельцев недвижимости) и дисциплинарная виды ответственности.

Из судебной практики

Суть заявленияРешение Верховного суда
Требование: отменить решение о притягивании к ответственности по ст.7.1 КоАП16.05. 2016 № 32-АД16-14

Требование не удовлетворять, подтверждение правонарушения, назначены санкции согласно закону

Требование: отменить документы о притягивании к ответственности за самочинное завладение земельным участком01.03.2016 №18-АД16-6

Прекращение производства по причине окончания срока давности для привлечения к ответственности

Практика судов показывает, что подобные споры широко распространены. Причинами служат противоречия, существующие в разных близких отраслях права, расхождения в его понимании и недостаточная осведомленность участников данных споров.

Правонарушения, которые совершили юридические лица, рассматриваются органами земельного надзора (Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор).

Решение о привлечении к мерам ответственности подлежит обжалованию в суде. Для организаций предписывается обращение в Арбитражный суд, для должностных лиц – в суд общей юрисдикции.

В суде доказывать обстоятельства, ставшие поводом для привлечения к ответственности, должен орган, который принял оспариваемое решение.

В качестве аргументов используются факты (чаще всего, акт проверки и акт обмера), имеющие значение для решения дела.

Существенные изменения произошли в применении санкций в направлении их ужесточения и увеличения. Значительно возросла роль судов в принятии постановлений, касающихся административных правонарушений.

Решение о взыскании штрафа за самоуправное отторжение надела земли принимается только судом.

Изменения в социальной и экономической области привели к тому, что субъектами по обязанностям в земельных вопросах стали не только физические, но и юридические лица.

Незаконное присвоение надела земли является серьезным административным правонарушением. Обнаружение нарушений позволяет предъявить требования о приведении виновником территории к первоначальному виду, в срок, установленный судом, изъять имущество (движимое и недвижимое) в пользу пострадавшей юридической или физической особы.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ch-1-stati-7-1-koap-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.