Защита земель сельскохозяйственного назначения

Правовая охрана земель с-х назначения

Защита земель сельскохозяйственного назначения

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В связи с тем что земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда России занимают там особое место, то для них устанавливается и особый охранительный режим.

Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель. Законодательство РФ предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1. Административная ответственность – самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

2.

Уголовная ответственность – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде

3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности.

4. Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Понятие особенности и классификация источников АП, локальные акты

Источники аграрного права – это система правовых актов, содержащих нормы аграрного права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в сфере сельскохозяйственного производства.

Характерной особенностью источников аграрного права является наличие большого числа локальных нормативных правовых актов, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно.

Под локальным правовым актом можно понимать результат самостоятельной нормотворческой деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя (органов его управления) или с участием трудового коллектива (его выборных представительных органов), учитывающий не только особенности сельскохозяйственного производства в целом, но и специфику конкретного сельскохозяйственного производства, условия его функционирования в системе рыночных отношений.

Классификация источников:

1. Конституция РФ;

К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, про­возглашающие права и свободы граждан в сфере предпринима­тельской деятельности.

Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие при­родные ресурсы, и порядок их использования.

В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регу­лирующие трудовые отношения и имеющие общий характер.

К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетен­цию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружаю­щей среды.

2.

Федеральные законы:

– ФЗ “О развитии сельского хозяйства в Российской Федерации”;

– ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;

– ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”;

– ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”;

– ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”.

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ;

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (прежде всего приказы Министерства сельского хозяйства РФ);

6. Конституции и уставы субъектов РФ;

7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ:

– Закон Томской области “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Томской области”;

– Закон Томской области “О личном подсобном хозяйстве в Томской области”;

Закон Томской области “О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области”.

8. Акты органов местного самоуправления;

9. Локальные нормативные правовые акты. По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать на акты, которые регулируют:

– внутрихозяйственные отношения в сфере производства: Устав, бизнесплан, коллективный договор, положение о внутрихозяйственном расчете;

– социальные отношения: коллективный договор, положения;

– трудовые отношения: инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, о премировании, инструкции по охране труда.

Международные договоры, ратифицированные РФ, акты международных сельскохозяйственных организаций, членами которых является Российская Федерация, включаются в систему нормативно-правовых актов, содержащих нормы аграрного права (Устав Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) от 16 октября 1945 г.).

1 международное соглашение по сахару от 20.03.1992

Источник: https://infopedia.su/12x3982.html

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”

Защита земель сельскохозяйственного назначения

Обзор документа

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

“7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.”.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 21 сентября 2020 г. N 1509

Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 – 101, 13 – 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно – правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г.

N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8.

Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О мелиорации земель” или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9.

Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10.

При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей – федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Обзор документа

Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.

Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.

Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.

О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74571970/

12.6. Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Защита земель сельскохозяйственного назначения
Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовыгх и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ).

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и в правовых актах субъектов

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

предотвращение деградации, загрязнения и захламления, наруше- земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей.

Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которые включают:

выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижений доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;

компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель

вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;

поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;

установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;

полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны1.

Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств.

Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

В связи с появлением частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и многообразием форм использования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользователей этой землей.

Охрана прав пользователей заключается в охране прав и

законных интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей.

Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это в свою очередь определяет специфику охраны этих земель.

Конечная цель всех земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми пользователями землей, которым они предоставлены.

' См.: постановление Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведению на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении на этих землях объектов» // РГ. 2004. 10 марта.

Охрана прав пользователей землей обеспечивает их устойчивость и эффективность. Она гарантирует указанным субъектам права возможность беспрепятственно и спокойно пользоваться землей, успешно осуществлять на ней ту деятельность, для которой земля предоставлена. Благодаря охране прав указанных субъектов права обеспечивается возможность полного и эффективного земельных богатств России.

Государственное управление охраной земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения их плодородия осуществляется в результате инвестиционной политики в соответствии с Федеральным законом от 16.06.

1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от земельным законодательством, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками.

Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы, что обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. В связи с этим в Федеральной целевой программе предусматривается проведение следующих мероприятий:

разработка законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства;

введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и

повышении плодородия почв, защите земель от негативных производственной деятельности.

В связи с тем что земли сельскохозяйственного назначения являются производственной частью земельного фонда России и занимают там особое место, то для устанавливается и особый ох-ранительный режим. Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сель-скохозяйственного назначения;

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель. Законодательство РФ предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Административная ответственность.

В статьях ЗК РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности по устранению нарушения. Налагаются и взимаются штрафы полномочными государственными органами, к которым следует отнести и местные органы Госкомзема, а также органы санитарного и эпидемиологического контроля, органы Министерства природных ресурсов РФ. Полномочный орган рассматривает материалы о наложении штрафа в установленном порядке и в срок от пяти до 15 дней. Штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но это может быть обжаловано в суд, решение которого обязательно.

Уголовная ответственность. В ЗК РФ указано, что уголовная ответственность устанавливается УК РФ. Но в новом УК РФ есть лишь ст. 254 об уголовной ответственности за земельные правонарушения.

В ней говорится, что отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограниче-нием свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 254, повлекшие по нео-сторожности смерть наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Но, по мнению автора учебника, наличие лишь единственной статьи является большим пробелом в законодательстве.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий: ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного; при возникновении имущественного вреда; если имеется вина причинителя.

Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/126-ohrana-zemel-selskohozyaystvennogo-33394.html

Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения

Защита земель сельскохозяйственного назначения


Внастоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения, негативные факторы, влияющие на рациональное использование и охрану рассматриваемой категории земель.

Проанализирована законодательная база, регулирующая вопросы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, правовая охрана, законодательная база, рациональное использование, ответственность, законодательство.

In this article, the issues of legal regulation of protection of agricultural lands are considered.

The rational use of lands as a factor in the legal provision of protection of agricultural land, negative factors affecting the rational use and protection of the land category under consideration are considered. The legislative base regulating the rational use of agricultural land is analyzed.

Keywords: agricultural lands, legal protection, legislative framework, rational use, responsibility, legislation.

Земля является важнейшим для человечества природным богатством. На протяжении многих лет она использовалась и продолжает использоваться в качестве главного средства производства.

Она обладает необъятными территориями, на которых осуществляется производственная, хозяйственная и иная деятельность, поэтому земля выступает условием существования жизни людей. На ней выращивается всё, что необходимо человеку для пропитания, в растениях происходит процесс фотосинтеза, тем самым вырабатывается жизненно необходимый кислород.

Кроме того земля хранит в себе важнейшие природные ископаемые (нефть, природный газ, уголь, песок, глину, драгоценные металлы и т. д.). Однако все земли разные по качеству, поскольку отличаются друг от друга своими природными свойствами и характеристиками, а также постоянно подвергаются антропогенному вмешательству.

Учитывая эти обстоятельства, Земельный кодекс Российской Федерации [1] (далее ЗК РФ) закрепляет основной перечень обязательных мер по охране земель, который не является исчерпывающим.

При рассмотрении проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения в ретроспективном аспекте следует отметить, что качественное ухудшение земельных ресурсов возникло еще на этапах становления государства.

В научных работах Советского периода приводились данные о том, что в СССР 70 % пашни (160 млн. га из 228 млн. га) было охвачено эрозией [10].

На сегодняшний день земли в РФ по-прежнему остаются в опасности и нуждаются в особой правовой защите.

Важной составной частью правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения следует рассматривать достижения рационального землепользования.

Под рациональностью землепользования следует понимать не столько максимальную экономическую эффективность, сколько научную обоснованность и наибольшую целесообразность использования ценной категории земель с одновременным соблюдением экологических правил их охраны.

Именно поэтому в ст. 1 ЗК РФ обеспечение рационального использования и охраны земель провозглашено принципом земельного законодательства.

Одним из аспектов рационального землепользования в сельском хозяйстве является установление оптимального соотношения земельных угодий. Такие нормативы устанавливаются в ходе планирования и использования территорий и землеустройства.

Однако стоит заметить, что правовое регулирование указанных аспектов является недостаточным, а нормативы оптимального соотношение угодий существуют в виде научных и методических рекомендаций.

В частности, экологические нормативы землепользования касаются только некоторых нагрузок преимущественно химической природы, государственных строительных норм и некоторых горнотехнических нормативов. Нормативы по мелиоративным, механическим и другим нагрузкам вообще отсутствуют.

Таким образом, особое внимание законодателю следует уделить землям сельскохозяйственного назначения, поскольку в настоящее время идёт их интенсивное освоение. На данный момент действует ФЗ от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [3].

Некоторые субъекты РФ, в которых имеются такие земли, относят их к землям со специальным правовым режимом — особо ценным сельскохозяйственным угодьям, подлежащим особой правовой охране [4].

Данная категория земель является основным средством производства в сельском хозяйстве, поскольку позволяет обеспечить общество необходимыми продуктами питания, продовольственными товарами. В основном часть земель сельскохозяйственного назначения используют коммерческие организации.

Они занимаются производством, выращиванием, переработкой сельскохозяйственной продукции в целях её дальнейшего продвижения и сбыта на рынке.

Кроме того земли рассматриваемой категории широко используются и для удовлетворения личных потребностей граждан. Для этого создаются личные подсобные хозяйства, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы.

Человек в результате нерационального использования земель в сельском хозяйстве или на иных категориях так или иначе неблагоприятно влияет на её состояние.

Выпахивание земель приводит к увеличению процесса эрозии почвы, чрезмерный выпас скота уничтожает травяной покров, что в свою очередь приводит к опустыниванию земель, а использование пестицидов и других ядохимикатов в сельском хозяйстве ведёт к снижению плодородия.

К подтоплению земель также может привести нерациональная деятельность человека, в частности: возведение перегораживающих сооружений на реках; закладка лесополос без продуманной схемы отвода избыточных вод с полей; экстенсивное ведение сельского хозяйства на плодородных почвах [9].

Следовательно, хозяйственная и иная деятельность человека способствует образованию негативных процессов. Поскольку земли подвергаются постоянному воздействию людей, то они подлежат особой правовой охране в целях повышения качества земель и её плодородия.

Земельное законодательство закрепляет обязанность собственников земельных участков, а также лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать их в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.

При этом статьей 79 ЗК РФ установлена особая охрана и приоритет в использовании сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями — сады, виноградники и т. п.), находящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения.

На сегодняшний день ведущее место в системе земледелия занимает пашня, поскольку на ней базируется производство и выращивание сельскохозяйственной продукции.

Между тем, в результате использования сельскохозяйственных земель не в соответствии с целевым назначением или вовсе их неиспользования большое количество площадей простаивают и пустуют, не распахиваются, не засевается соответствующими культурами, зарастают сорной растительностью.

Так, по данным Счётной палаты РФ в целом по РФ не используется по целевому назначению более 56 млн. га земель сельхозназначения (14,5 %) [11]. Этот показатель с каждым годом увеличивается.

В целях недопустимости использования земель не по целевому назначению, а также в целях их сохранения и рационального использования, в п. 4. ст.

6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [2] предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. При этом в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию В. В. Путин отметил, что «необходимо изымать сельскохозяйственные земли, используемые не по назначению, и передавать их посредством продажи на аукционе тем, кто хочет и может их возделывать» [8]. Глава государства поручил Государственной Думе РФ подготовить необходимые поправки в законодательство.

Проанализировав судебную практику рассмотрения дел по категории земель сельскохозяйственного назначения, мы можем сделать вывод, что юридические лица очень часто не соблюдают установленные нормы в области охраны земель. Например, ООО «Джеос» в нарушение п. п.1,2 ч.

1 ЗК РФ совершило захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения органическими отходами производства (куриный помет). Отходы складированы в виде буртов высотой до 1 м.

Постановлением Томского районного суда ООО «Джеос» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.

6 КоАП РФ (Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления) [7].

Таким образом, воздействие негативных отрицательных факторов и источников на землю приводит к её истощению, опустыниванию, загрязнению, заболачиванию, затоплению, эрозии, нарушению, сокращению сельскохозяйственных угодий и иным негативным явлениям.

Экологическое состояние земель позволяет всерьёз задуматься о защите земель, о мерах по её охране и об исправлении последствий технического прогресса.

С учетом необходимости рационального использования земель сельскохозяйственного назначения целесообразно ввести ограничения площадей сельскохозяйственных культур, которые наносят вред плодородию почв. В мире такая практика существует.

Однако в Российской Федерации пока нет действенных механизмов, которые бы сделали невозможным неразумное использование пашни с точки зрения ущерба именно ее плодородию.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/204/50018/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.