Закон о лесной амнистии 2020 консультант плюс

Содержание

Закон

Закон о лесной амнистии 2020 консультант плюс

Закон “О лесной амнистии”. Комментарий юриста

Итак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии». 
Попробую выделить его основные положения.

В чем  заключается «лесная амнистия»?

Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.

Во-вторых, задача “лесной амнистии” состоит в том, чтобы вывести некоторые участки (как правило, уже застроенные) из состава земель лесного фонда и  присвоить им иную категорию, более пригодную для хозяйственного использования, например, категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», а так же исключить ряд участков из лесопарковых зеленых поясов, имеющих органичения по хозяйственной деятельности.

Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы “лесной амнистии” преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.

Чем категория «земли лесного фонда» принципиально отличается от иных категорий?

Тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.

Проблема в том, что далеко не все граждане и организации, что-либо построившие на землях лесного фонда, умышленно нарушили закон (хотя и такое, конечно, тоже было).

Очень часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

Они оказались заложниками запутанной системы учета лесов. Новый закон призван исправить эту ситуацию. 

Какие участки попадают под «лесную амнистию»?

1.  Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности.

«Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

  • когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
  • имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них.
  • указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

2. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7.

Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).

При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда.

Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амннистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна.

Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)

3. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

Раньше это было невозможно.

Важно! Исключением из общих правил, описанных выше, являются участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особоохраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, используемые не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов

В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.

Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов.

В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.

Усложнена  процедура оформления нелесных участков

Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков в целях исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий.

Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области лесных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).

Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст.

214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью.

Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).

Не требуют согласования схемы участков:

  • расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
  • тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
  • расположенных в границах населенных пунктов;
  • расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
  • расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков.

В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические.

В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.

Устранинены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков

Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель…» регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.3.1.

Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.3.3.

Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;

Иные ситуации.

Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6.

В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки.

Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:- сведения о них не внесены в ЕГРН;- имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;- договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;Так же в силу п.

7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных учасьтков на кадастровый учет.

В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках.

Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства. Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.

Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)

В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее – лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее – военные городки).
Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Вывод:

В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: https://www.cab74.ru/articles/1383/

Если земельный участок попадает в границы лесничества. Обзор практики по

Закон о лесной амнистии 2020 консультант плюс

Продолжаю мониторить судебную практику «по лесной амнистии». Сейчас, спустя два года после принятия закона №280-ФЗ, она, наконец, начала формироваться и в регионах, а не только в Москве и Московской области.

В этой статье я разберу ситуацию, когда по данным ЕГРН участок не относится к лесу, но попадает в границы лесничества по планшетам «лесников».

ПРИМЕР:

В кадастровом паспорте или в выписке из ЕГРН на земельный участок написано «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», но строить на участке не разрешают, поскольку «лесники» заявляют, что «это лес».

НОРМЫ ПРАВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ:

Во-первых, описанную проблему регулирует п.3 ст. 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии»)

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

В переводе с юридического языка на русский эта норма теоретически должна означать следующее:

«Данным ЕГРН о нелесной категории земель можно верить, т.к. они имеют преимущество перед данными лесного реестра и планшетами «лесников».

Если в соответствии с планшетами «лесников» участок попадает в границы лесничества, но образован до 2016г. и по ЕГРН не относится к землям лесного фонда, значит, участок действительно не является лесным. Т.е.

его можно использовать в соответствии с категорией, указанной в ЕГРН, а запрет строительства на нем не является законным».

Во-вторых, в этой ситуации может быть применена ст. 4.6.

Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая говорит о том, что данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН, а не наоборот.

Статья эта довольно невнятная, и написана она, прежде всего, для органов власти, которые должны как-то реализовывать «лесную амнистию», а не для частных лиц. И все-таки ссылка на нее может оказаться полезной.

К СОЖАЛЕНИЮ, НА ПРАКТИКЕ ЭТИ НОРМЫ РАБОТАЮТ ПЛОХО: суды очень их не любят, применяют крайне неохотно. «Положительные» решения есть, но «отрицательных» больше. Если не изучать каждый конкретный случай, а посмотреть «с высоты птичьего полета», можно увидеть следующее:

Список дел, выигранных частными правообладателями земли: А60-38913/2017, А60-63449/2017, А60-35746/2017 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 3 дела).

Список дел, проигранных частными правообладателями земли: А60-37835/2017, А60-42574/2017, А60-36937/2018, А60-10525/2018, А60-38902/2017, А60-42570/2017, А07-10672/2016 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 7 дел).

ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ «ОТКАЗНЫЕ» РЕШЕНИЯ СУДОВ?

Прежде всего, суды ссылаются на Определения Конституционного суда 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О. В этих актах написано, что рассматриваемая норма должна применяться не ко всем правообладателям таких участков, а только к добросовестным преобретателям земельных участков «по конституционно-правовому смыслу ст. 302 ГК РФ», т.е. к тем, кто:

  • приобрел участок платно;
  • не знал и не мог знать о том, что он является лесным.

Кроме того, в контексте ссылки Конституционного суда на ст. 302 ГК РФ должно иметь значение, выбыл ли участок «из владения собственника (т.е. Российской Федерации) по его воле» или нет. Однако этот момент КС не рассматривает.
Таким образом, для применения указанной нормы вводятся дополнительные не всегда понятные ограничения, не указанные в законе.

ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ УЧАСТКА К ЛЕСУ:

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда».

Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.
Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика.

И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.

В этой ситуации имеет место не только спор об отнесении или неотнесении вашего участка к лесному фонду, но и спор о праве собственности между вами и Российской Федерацией.

КАКИЕ ФАКТЫ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ЛЕСАМ УЧАСТКОВ, ПОПАДАЮЩИХ В ГРАНИЦЫ ЛЕСНИЧЕСТВА, НО ИМЕЮЩИХ ПО ЕГРН НЕЛЕСНУЮ КАТЕГОРИЮ:

Несмотря на то, что “положительных” решений мало, они все-таки есть. Поэтому стоит разобраться, какие обстоятельства изучают суды, когда рассматривают такие дела.

1. В каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной (есть ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка). От этого зависит возможность применения закона №280-ФЗ.

2. Добросовестность приобретателя: мог ли он догадаться, что покупает лесной участок.

Вывод о добросовестности или недобросовестности приобретателя делается на основании следующих обстоятельств:если в землеотводных документах есть указание на лес, считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на защиту закона «о лесной амнистии»;
если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

3. Если речь идет о землях населенных пунктов, будет учитываться, законно ли установлена граница населенного пункта (очень часто она установлена незаконно, к сожалению);

4. Важно, выдавались ли когда-либо органами лесного хозяйства письма или согласования, свидетельствующие о том, что участок не является лесным.

Если выдавались, то понятно, что доказать свою добросовестность легче.

Кроме того, такой документ может свидетельствовать о том, что участок выбыл из владения собственника (собственником всех лесов является Росситйская Федерация) по его воле, что очень важно при применении ст. 302 ГК РФ.

5. Чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации (если имеется наложение на участок, принадлежащий РФ), и владеет ли частный правообладатель участком фактически (установлен ли забор). 

6. Имеются ли на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано. Это обстоятельство не является решающим само по себе, т.к. право собственности на объект недвижимости тоже может быть оспорено. Но необходимость его оспаривать может в ряде случаев создать дополнительные препятствия к «законному отъему» участка.

Дополнительно от себя могу добавить следующее. Несмотря на то, что решений уже не так уж мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют. Мотивировки судов сумбурны и, кажется, не всегда понятны самим судьям.

Материал подготовила Татьяна Скворцова (тел, WhatsApp 8-908-080-00-35)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/esli-zemelnyi-uchastok-popadaet-v-granicy-lesnichestva-obzor-praktiki-po-lesnoi-amnistii-avgust-2019-5d7a258a23bf4800ad6a79e9

Лесная амнистия – как оформить участок в 2020 году

Закон о лесной амнистии 2020 консультант плюс

До 2017 года регистрация недвижимости, находящейся на территории, смежной с лесным фондом, была крайне проблематичной. Тысячи пользователей участков и домов не могли получить полноценные правомочия собственника, поскольку для земель лесного фонда это запрещено.

Для разрешения данной проблемы была введена «лесная амнистия», при этом законопроект имеет определенное сходство с упрощенным порядком регистрации дачных и садоводческих земель.

Что такое «лесная амнистия»

Рассматриваемое словосочетание не имеет правового закрепления, поскольку так принято называть ФЗ, принятый с целью урегулировать противоречия по поводу принадлежности земель к определенной категории.

Федеральный закон № 280-ФЗ о «лесной амнистии» появился после принятия Конституционным судом РФ решения о запрете и недопустимости сокращения площади участков граждан, граничащих с землями лесного фонда.

Данный закон принимался для устранения противоречий между сведениями из двух реестров. Благодаря этому должна определиться принадлежность смежных земель конкретной категории.

Принятие закона было направлено на обеспечение защиты и полноценную реализацию института права собственности, поскольку получить землю в собственность на смежной территории было невозможно, а при определенных условиях собственника могли полностью лишить уже имеющихся прав.

Проблемы, существовавшие до принятия закона

До 2016 года судебная практика по подобным делам была сформирована, и всегда принимались решения не в пользу граждан. 

Например, в Челябинской области житель попросил уточнить границы земельного участка, оформленного в собственность. При проведении процедуры обнаружилось, что его часть располагается в зоне земель лесного фонда.

Дело о принудительном сокращении участка было направлено в суд и такое решение было бы принято, однако вступление в силу федерального закона о лесной амнистии кардинально изменило ситуацию, в связи с чем человек не потерял часть своей земли.

Несмотря на многочисленные споры о целесообразности и допустимости ставить в приоритет сведения ЕГРН над сведениями ГЛР, закон принес больше пользы, чем вреда, которого ожидали его противники.

Только за первый год было зафиксировано более 1.5 тысяч случаев, когда граждане смогли стать полноценными собственниками земли.

Ожидаемого разграбления и присвоения российских лесов не произошло, поскольку количество случаев незаконного присвоения леса не возросло.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Как использовать закон о лесной амнистии

Принятый Федеральный законодательный акт разрешил возникшее противоречие между сведениями, содержащимися в двух государственных реестрах.

С момента вступления закона в силу, сведения из ЕГРН по спорным вопросам имеют большую силу, и они заменяют сведения из ГЛР.  Применение федерального закона на практике означает, что органы государственной власти должны самостоятельно выявить все противоречия и устранить их, но, если этого не случилось, заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением в отделение Росреестра.

Перевести участок в желаемую категорию земель можно при наличии следующих условий:

  • изначальная категория земель относится к одной из следующих: ИЖС, ЛПС, для дачного строительства, садоводства и огородничества;
  • первоначальное право собственности возникло до августа 2008 года. При этом не имеет значения, сколько раз отчуждался участок после этого. Однако право на земельный участок у последнего пользователя должно возникнуть не позднее января 2016;
  • участок не относится к особо охраняемой территории. Это означает, что приобрести в собственность заповедник или заказник не получится;
  • если участок относится к категории промышленных, либо сельскохозяйственных земель, не должно быть сведений о его использовании с нарушениями правил.

После изменения сведений в реестре, участок переходит в категорию населенного пункта (если входит в его границы), либо в земли сельскохозяйственного назначения. Далее Росреестр самостоятельно направляет уведомление в орган контроля и надзора за лесными правоотношениями.

С этого момента можно считать, что перевод земли в необходимую категорию завершен, и пользователь может зарегистрировать право собственности.

Практика применения закона и разрешения подобных дел еще не сформирована, поэтому могут возникать различные сложности.

Зачастую принятый закон не способен урегулировать все вопросы, в связи с высокой сложностью рассматриваемых правоотношений и невозможностью дать однозначное толкование. Отдельные положения закона все еще содержат в себе существенные и неразрешимые в административном порядке противоречия.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/lesnaya-amnistiya-kak-oformit-uchastok

Практика применения «лесной амнистии»

Закон о лесной амнистии 2020 консультант плюс

Новый закон, касающийся лесных земель, появился в российском законодательстве. Он значительно упрощает приватизацию, а также правила аренды таких участков. Рассмотрим основные положения этого документа и выясним, каким образом нужно действовать собственнику или арендатору лесных участков согласно новым требованиям.

  Речь идёт о Федеральном законе № 280-ФЗ, принятом 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Как видно из названия документа, он призван привести к общему знаменателю ряд противоречий из разных законодательных сводов и федеральных реестров, в частности Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Государственном лесном реестре (ГЛР).

Обнаруженные взаимоисключающие сведения  в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории будут устранены путем установления приоритета ЕГРН.   СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ   Почему возникли эти противоречия? Ситуация с лесными землями сложилась довольно сложная, и обусловил её целый ряд причин.

Во-первых, исторически сложилось так, что в советское время по решению местных органов самоуправления на лесных землях создавались садоводческие товарищества. Гражданам раздавались наделы и разрешалось вести садово-огороднические работы на выделенных участках и даже строить дачный домик, при этом такие участки оставались числиться в лесном фонде.

Таким образом, дачные и лесные земли становились на бумаге разными объектами недвижимости, тогда как фактически являлись одним объектом. Другая, ещё более веская причина, заключается в том, что Лесной кодекс РФ, действовавший в период до 2007 года, не признавал деления лесов на отдельные участки и, соответственно, не имел каких-либо твёрдо установленных правил и критериев относительно них.

Лесной реестр в России, который создавался с 2001 года с нуля, тем самым не учитывал ни конкретного описания координат участков и их границ, ни проверки их наложения с участками других категорий земель, также не проводилось согласование границ с собственниками участков прилегающих территорий. Сведения о лесных участках заносились в кадастр по так называемому упрощённому принципу.

В результате в кадастровом своде числится множество участков, которые накладываются не только со смежными землями прочих категорий, но и друг с другом, создавая совершенно неправильную общую картину и значительно искажая представление о действительности.

Так, заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров приводит яркий пример: если сложить площадь всех участков, отражённых в государственном кадастре недвижимости, общая цифра превысит площадь территории всей страны в два с половиной раза.

А со временем, в условиях масштабной застройки и расширения городских и пригородных территорий, земли Рослесхоза оказались в границах не только садоводческих товариществ но и внутри населённых пунктов.

По данным Росреестра, спорных участков такого рода имеется 377 тысяч, но этот «официальный» показатель почти в пять раз ниже цифры, которую называют эксперты и которая, судя по всему, намного ближе к реальности.

Только в одном лишь Подмосковье, например, насчитывается около 200 тысяч участков, которые, находясь в аренде или личной собственности, попадают на земли лесного фонда (что составляет почти 10 процентов от лесных угодий этого региона).

Разумеется, вследствие этого на практике при работе с лесными участками, когда доходило дело до оформления той или иной сделки с ними либо взятия в аренду, возникало множество сложностей, решить которые зачастую не представлялось возможным.

Дачники и те, кто проживает в посёлках, расположенных непосредственно рядом с лесными массивами, фактически лишены возможности что-либо строить на них,  поскольку земли остались в Лесном фонде и возводить на них постройки запрещено. А те строения, которые всё же появились, Росреестр не вправе регистрировать, тем самым лишая владельцев их права собственности на законную недвижимость.

Да и новые административные постройки или промышленные сооружения требуют в качестве основания для разрешения на строительство документы территориального планирования, а согласовать их с лесным реестром было невозможно, если границы участков пересекались и сами участки накладывались друг на друга. К слову, в разных регионах страны степень сложности в силу разных причин варьируется.

Наиболее остро ситуация сложилась в Ленинградской, Новосибирской и Иркутской областях, где таких участков насчитывается больше всего. Не менее актуальна данная проблема и для Краснодарского края.

И вот теперь, с принятием вышеназванного закона, все эти полтора миллиона «неподъёмных» участков попадают под так называемую лесную амнистию, суть которой сводится к следующему: если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то его принадлежность будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право собственности лица на землю.

Данное правило распространяется на случаи возникновения права на земельный участок в период до 1 января 2016 года. Что касается арендаторов, то благодаря принятому закону приоритет на аренду получают предприниматели малого и среднего уровня.

Это связано с тем, что зачастую небольшой бизнес часто неконкурентоспособен перед крупными компаниями, фирмами-гигантами, и  попросту не имеют возможности получить интересующую землю путём аукционов. Данная поправка даёт им реальный шанс на работу с лесными землями, а следовательно, изменится  социальная ситуация – появится больше рабочих мест в регионах, отдалённых от центра.

  ОТ АНАЛИТИКИ К ПРАКТИКЕ   В настоящее время законодатели ещё дорабатывают документальную базу, подводя под принятый закон целый ряд необходимых подзаконных актов, однако уже сейчас схема действий при регистрации права собственности на участки, входящие наряду с ЕГРН и в лесной реестр, просматривается прозрачно и вполне осуществима.

Чтобы увидеть все несомненные плюсы нововведений, попробуем восстановить алгоритм действий собственника или арендатора земель лесного фонда в самом недавнем прошлом, до момента вступления закона № 280-ФЗ в силу. Задавшись целью выделить участок и оформить его в собственность, гражданин РФ должен был прежде всего обратиться в лесное хозяйство по месту расположения участка, чтобы выяснить, имеется ли факт наложения границ с каким-либо другим участком. Там ему приходилось иметь дело с множеством специфических документов, таких как лесоустроительные карты, схемы, план лесного участка и другие. Требовалось также заказать выписку из лесного реестра. Ознакомившись со всеми данными, собственник тем не менее вместе с представителями Рослесхоза должен был составить акт осмотра участка, в ходе которого зафиксировать факт пересечения границ участков, указав при этом точные координаты наложения. И только после того необходимо было обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот выдал экспертное заключение о наложении границ. К такому заключению прилагалась схема, на которой отражались и координаты, и общая площадь наложения участков. Также в пакет необходимых документов входили свидетельство о праве собственности (либо, в случае аренды, договор аренды) на участок, кадастровый паспорт и кадастровая выписка, а также постановление местной администрации о предоставлении земельного участка. И даже если удавалось собрать все перечисленные бумаги, решение о переводе спорного участка в другую категорию из «лесной» принять не могли ни в Рослесхозе, ни в Росреестре. Ни одно из ведомств не имело это права, и подобные ситуации разрешал суд, причём часто не в пользу собственника. С принятием закона № 280-ФЗ у собственника либо арендатора лесной земли осталось всего три шага: 1 – Заказать межевой план земельного участка у кадастрового инженера. 2 – Собрать пакет документов. В перечень необходимого, помимо межевого плана, входят:

  • свидетельство о праве собственности на земельный участок,
  • кадастровый паспорт,
  • выписка из государственного кадастра недвижимости,
  • документы, по которым изначально земля была выдана собственнику (предоставлена арендатору).

3 – Эти документы следует подать в Росрееестр, обратившись туда с соответствующим заявлением. Если участок прописан и в ЕГРН, и в лесном реестре, то сотки, относящиеся к лесной категории, будут приплюсованы к общей площади вашего участка, тем самым право использования этой земли станет совершенно законным.

  ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА   Как уже было сказано, под действие закона № 280-ФЗ подпадают случаи, когда  возникновение права собственности на земельный участок произошло в период до 1 января 2016 года.

Однако положение о приоритете Единого государственного реестра недвижимости  теряет свою силу, если выявлены следующие обстоятельства, противоречащие основным законам РФ:

  • На участках из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
  • Участки из земель сельскохозяйственного назначения не используются по целевому назначения или используются с нарушением требований законодательства. Доказать или опровергнуть это позволят сведения уполномоченного органа (Россельхознадзора или Росреестра) о результатах проведения государственного земельного надзора в отношении интересующего участка.
  • Если участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия. Однако при этом границы последних должны быть строго установлены. Если же границы ООПТ или ТОКН не установлены, закон предписывает принять такое решение, вследствие которого личный участок пользователя будет расположен вне границ особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.

Наконец, если выявлены противоречия между реестрами и в орган регистрации прав поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок. Если же в течение трех месяцев со дня выявления противоречий они устраняются, общие положения закона № 280-ФЗ применяются к выведенным из-под них участкам.

  ЧТОБЫ ЛЕСА НЕ ИСЧЕЗЛИ   При обсуждении закона прозвучала проблема «исчезновения лесов» возле лесных и вахтовых посёлков, военных городков и других подобных поселений – за счёт того, что дома таких поселений могут обрасти значительными площадями, что в разы увеличит зону и плотность застройки лесного массива.

Поэтому при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.

С целью охраны лесных земель будут созданы специальные комиссии, в которые войдут не только чиновники, но и представители общественной палаты региона. И эти комиссии будут принимать индивидуальное решение по каждому такому поселению, поскольку ситуация в каждом случае слишком уникальна, чтобы решать её общими, шаблонными мерами.

Так или иначе, плотность застройки такого участка около населенного пункта не должна превышать 30 процентов.   Наконец, последний немаловажный вопрос.   НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ СХЕМУ УЧАСТКА?   И в каких случаях? Эта ситуация касается территорий лесничеств и лесопарков.

До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения и городского округа, а также разместить такую информацию в интернете.

На основе этих данных стает понятно, требуется ли согласование схемы участка. Так, если участок образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН, то его можно не согласовывать.

Также согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН или он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком. Согласование схемы участка предписано законом в отношении вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности. Согласовывать схему такого участка должен региональный исполнительный орган власти. Отказ от этого действия возможен только в случае пересечения границ участка с границами лесного участка или лесничества либо лесопарка, сведения о которых содержатся в Государственном лесном реестре, или в случае расположения данного участка в границах лесничества или лесопарка. И тем не менее участок потребует согласования, если на нём оказался объект недвижимости, не связанный непосредственно с использованием лесов (и права на который возникли до 1 января 2016 года). Отказ от согласования допустим в том случае, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры. Если такие размеры не установлены, то отказ возможен в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.

Источник: https://1k-k.ru/praktika-primeneniya-lesnoj-amnistii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.