Задачи государственного управления земельными ресурсами

Содержание

Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель

Задачи государственного управления земельными ресурсами

Существует несколько видов (форм) управления. К ним можно отнести:

    1. государственное;
    2. муниципальное;
    3. общественное;
    4. внутрихозяйственное.

Ведущей формой управления в области регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере землепользования, является государственное управление.

Вместе с тем в этой сфере возникла и развивается вторая форма управления — муниципальная. Она позволяет избавиться от существовавшей ранее излишней централизации при решении управленческих проблем организации землепользования, приблизить их решение к местным условиям экономики региона и отдельных хозяйств.

Земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйства не должны нарушать обязательные требования законов о рациональном использовании земель и охране природной среды.

Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание эффективных условий для использования и охраны земель всеми субъектами возникающих правоотношений независимо от форм собственности.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

    1. создание правовых, экономических и организационных предпосылок функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования;
    2. повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов государства;
    3. сохранение и улучшение экологического состояния территорий.

Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов). Важная роль государства проявляется при создании новых правовых институтов в сфере землепользования (частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.).

государственного управления в области использования и охраны земель:

    • управление государства-собственника земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление);
    • управление государства-органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Когда осуществляется управление в области землепользования со стороны государства в лице его компетентных представительных органов власти или органов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных землепользователям (например, при установлении земельного налога, при государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.).

Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации торгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведении внутрихозяйственного землеустройства и т. д.).

Таким образом, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой — как объект хозяйственной деятельности. Отсюда различия в методах регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления властных функций государства и по поводу хозяйственных отношений, связанных с использованием и охраной земель.

В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой императив. Во втором — метод, не допускающий, как правило, императива, который выражается в согласованиях и учете волеизъявления землепользователя при формировании тех или иных решений органа государственного управления земельными ресурсами.

Однако наблюдение государства — собственника земли в лице его компетентных органов за поведением землепользователя, действующего в условиях «хозяйственной свободы», может смениться методом правового императива.

Так, в силу права государственной собственности на землю отвод земли для хозяйственных потребностей производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (продаже) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования.

Следовательно, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Но в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как «власть».

И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельно-хозяйственные, а не как административные (властные).

В этих действиях проявляется «власть» собственника над своим имуществом, а не власть государства-суверена.

Функции управления в области использования и охраны земель

Они сводятся в основном к следующим видам (направлениям) деятельности:

    • планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов;
    • резервирование и зонирование земель;
    • распределение и перераспределение (предоставление, отвод, изъятие, выкуп) земель;
    • государственная регистрация прав на землю, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования;
    • планировка и правила застройки земель поселений, ведение государственного земельного кадастра;
    • мониторинг земель;
    • охрана земель и контроль за правильным их использованием, а также охрана земельных прав граждан и юридических лиц;
    • организация платы за землю и др.

Таким образом, деятельность органов государства и других владельцев земли по управлению и организации землепользования широка и многогранна. Практическое значение имеет разграничение их правомочий, ибо в разных функциях управления, в том или ином их сочетании по-разному проявляются методы управления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-ispolzovaniya-i-ochrani-zemel

Законодательные нормы по управлению земельными ресурсами

Задачи государственного управления земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами включает в себя комплекс функций, направленных на регулирование использования, законное и целесообразное применение земли. Объектом выступает земельный фонд России, а субъектом – образования на административном и муниципальном уровне, территории общего пользования.

Основные термины и цели управления ЗР

Под управлением угодьями страны понимается объект, в конкретном случае это ЗР, и субъект, т. е. люди, в т. ч. возложенные на уполномоченные лица функции и способы управления. Роль субъекта берут на себя органы местного муниципалитета, а также учреждения по ведению внутрихозяйственного управления.

Целью такой деятельности, как руководство природными запасами России, выступает обеспечение государственных потребностей, а также населения, обеспечивающихся за счет качественных земель. Результаты получают через постановку целей частного характера, а именно:

  1. Целесообразное применение и проведение охранных мероприятий в отношении территорий.
  2. Корректное распределение ресурсов, учитывая характеристики.
  3. Экология и социальная составляющая жизни российского народа.
  4. Качественное ведение предпринимательской деятельности.
  5. Эффективность общественной работы.
  6. Сохранность и реконструкция окружающей природы.
  7. Получение максимального уровня доходов в бюджет от взносов за использование участков.

И при этом, кроме обеспечения всех государственных нужд, манипуляции с природными ресурсами обязаны проводиться в целях сохранности окружающей среды. Для урегулирования вопроса созданы соответствующие нормативные акты и законы, за выполнением, которых следят как местные органы самоуправления, так и государство в целом.

Задачи управления земельными ресурсами

На региональном и муниципальном уровне задачи по управлению сельскохозяйственными землями обозначают, как создание бюджета за счет:

  1. Налогов, дохода от аренды, стоимости от выкупов земли.
  2. Перераспределение наделов. Иными словами, благодаря изъятию, предоставлению в пользование и продажи на торгах.
  3. Создание фонда, контролирующего эксплуатацию угодий и выполняющего функции охраны на региональных и федеральных территориях.

Правление сельскохозяйственными наделами на высоком уровне многогранно. Начинается работа с получения сведений о свойствах земли. Затем мероприятия переходят в категорию регулирования экономических аспектов и ценообразования рынка.

В заключение, внедряются нормативно-правовые документы, составленные с целью решить потребности в сфере экологии и социума.

Дополнительно должностные лица проводят прикладные и исследовательские мероприятия в соответствии с программами, утвержденными на национальном и региональном уровнях.

Главными задачами руководства являются следующие виды деятельности:

  1. Функции по организации продуктивного развития социума в рамках страны.
  2. Осуществление организации исполнения решений, вынесенных на федеральном уровне.
  3. Деятельность по управлению финансовой и природоохранной составляющей в отношении владельцев наделов регулируется с помощью государственных нормативных актов.
  4. Обеспечение защиты в правовой и социальной сфере субъектов, владеющих земельными наделами.
  5. Формирование соответствующих условий для продвинутого развития общественного сознания и деятельности предпринимателей, а соответственно и страны в целом.
  6. Обеспечение безопасного землепользования и охранных мероприятий в отношении соответствующего фонда РФ.
  7. Улучшение возделывания ЗР и сохранность наделов в разных сферах землеустройства.
  8. Предоставление и совершенствование показателей в области права и экономики для всех форм и видов деятельности, проводимой с использованием ресурсов земли.

Структура контроля и регулирования

Управление ресурсами земли выполняется на государственном уровне. Регулируется с помощью рычагов экономики и организации, влияющие на все виды деятельности, проводимых на наделах в стране.

Предметом государственного регулирования является контроль, проводимый в целях целесообразного использования ЗР в РФ. Главным управляющим является Президент России, контролирующий и координирующий работу нижестоящих звеньев управленческого сегмента.

В целях наиболее экономически обоснованного и экологически безопасного применения природных ресурсов страны, по цепочке воздействия, находится Федеральное собрание РФ и Правительство России.

Соответственно президент регулирует и контролирует эту систему, получает необходимую информацию по вопросам землепользования у Федерального собрания и Правительства.

При этом уполномоченные инстанции и должностные лица обладают возможностью воздействовать на объекты хозяйствования в этой области.

Осуществляются такие действия органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Далее, следует ступень системы управления, представителями которых являются:

  • муниципалитеты;
  • исполнительные инстанции;
  • территориальные ведомства.

Последним этапом этого широкого спектра управленческого регулирования по использованию земельных ресурсов страны выступают граждане РФ и юридические лица.

Структура управления на муниципальном уровне

Местное самоуправление ЗР включает в себя соблюдение и соответствие форм хозяйствования, осуществляемые на вверенной территории. Деятельность гражданского населения и предприятий основана на сохранении и приумножении географических, экономических и социальных показателей деятельности.

Качество таких показателей напрямую зависит от:

  1. Вверенной органам территории, трудоспособности населения проживающего в районах.
  2. Правовых полномочий.
  3. Типов ведения хозяйственной деятельности, проводимой на территориях, находящихся в юрисдикции муниципалитетов.

Местные органы,в пределах страны, обладают единым термином – муниципалитеты. Виды деятельности разделены на следующие группы:

  1. Города, поселки, села.
  2. Районы сельских поселений и территориальные округа.
  3. Администрации населенных районов Крайнего Севера, так как проживающее там население ведет кочевой образ жизни, никаких постоянных поселений на вверенных участках не существует.

Это обусловлено тем, что земля относится к общему достоянию страны и становится важным фактором продуктивного экономического развития. Объектом регулирования на муниципальном уровне являются участки земли.

Субъекты этого вида представлены местными органами самоуправления, в состав которых включены:

  1. Городская Дума, координирующая возникшие вопросы по администрированию и распоряжению имущества в правовом русле. Дополнительно, должностные лица разрешают или запрещают проводить программу приватизации.
  2. Администрация населенного пункта ведет управленческую и распорядительную работу, на основе действующих уставов, входящих в юрисдикции владений муниципалитета и числящихся на балансе населенного пункта.
  3. Отдел по контролю за имуществом – исполняющий орган, осуществляющий надзор за использованием наделов на вверенной территории.
  4. Управленческие отделы, регулирующие деятельность:
  • местных унитарных организаций;
  • утверждают уставы компаний, опираясь на действующее Законодательство РФ.

Типы руководства земельных ресурсов

Деятельность по координации угодьями возложена на власть законодательной и исполнительной сферы:

  1. Здравоохранения России, курирующее и контролирующее санитарную и эпидемиологическое состояние ресурсов земли.
  2. Минэкологии и природы Российской Федерации.
  3. Минсельхоз, контролирующий ветеринарный осмотр животных, находящихся на вверенных территориях. Дополнительно проводит фитосанитарный надзор.
  4. Жилстроительства России.
  5. Минэкономразвития и Росреестр.

Виды управления земельными участками РФ:

Координация на уровне ПравительстваОбщее: государственные органы властиПо отраслям: министерства, комитеты, службы федерального значения
Управление местного порядкаМуниципальное: административные районные организации, службы по регулированию имуществомВнутрихозяйственное: собственники наделов
Частный вид контроля  владельцы земли

Приоритетными точками руководства ресурсами земли является правовая база всех действий, осуществляемых в этой области. Соответственно каждая из ветвей власти выполняет возложенные на них функции. Эти обязанности имеют два типа: общие и специальные.

цель управления ЗР, это обеспечение всех возможных потребностей общества, которые могут быть удовлетворены благодаря использованию земельных угодий РФ.

Влияние Департамента землеустройства в общей системе контроля над ресурсами земли

Административный департамент по ЗР наделен рядом функций. Учреждение подчиняется главному административному управленцу города, а также заместителю. Следующий аспект относится к тому, что Департамент обладает полномочиями юридического характера, а именно является самостоятельным юрлицом, в распоряжении которого – лицевой счет, печать, штамп и соответствующие бланки.

Выполняя прямые обязанности, госорган, опирается на Конституцию России, ФЗ и указы Главнокомандующего Российской Федерации.

К главным задачам и целям относятся:

  1. Управлять и распоряжаться участками земли, в соответствии с действующими законами.
  2. Представлять интересы администрации населенного пункта по вопросам регулирования отношений в сфере землепользования.

Назначение работы госоргана:

  1. Целесообразное применение сельскохозяйственных участков.
  2. Оформление прав на собственность.
  3. Подтверждение и создание схем наделов на кадастровой публичной карте.
  4. Регулирование вопросов размещения нестандартных объектов торговли.
  5. Проверка корректности уплаты бюджетных взносов.

Управленческий орган имеет такие отделы, как:

  • информация и организация;
  • договорной;
  • местный контроль над землей;
  • отдел, проводящий аналитические заключения;
  • административный и платежный;
  • бухгалтерия;
  • правовая консультация.

Департамент по регулированию земельных отношений оказывает соответствующее влияние на управление ресурсами вверенных территорий.

Специфика регулирования ЗР

Земельные наделы – достояние русского народа и, соответственно, используются с целью получения максимальных благ. Но при этом любая деятельность, проводимая на таких землях, не должна вести к загрязнению ресурсов и ухудшению экологии.

Управление ЗР в Российской Федерации еще полностью не достигло высокого сознательного уровня, которого ожидает мировое сообщество. Поэтому управленческая деятельность в этой сфере хозяйствования находится на стадии совершенствования.

Ученые и эксперты в области природопользования проводят исследования на тему сохранения и увеличения качества экологии. Образование оказывает большую роль как для самого человека, так и для государства в целом.

Ввиду этого можно надеяться на рациональные нововведения в этой области. Презентации, диссертации и научные работы при первом чтении не остаются оставленными без внимания.

Авторы работ становятся сотрудниками управления земельных ресурсов.

Эти изыскания и умозаключения не пройдут даром, так как научные проекты попадают часто в поле зрения чиновников. За счет этого совершенствуется и пополняется нормативно правовая база. С каждым годом вводятся в действие законы, регулирующие работу этой отрасли хозяйствования.

По причине проводимых исследований учеными и студентами академий наук, усовершенствовать теоретические и методические законы в отношении ресурсов, сегодня стало возможным. За счет чего также увеличивается налогообложение, и привлекаются зарубежные инвестиции.

Чтобы ознакомиться с основными законами и нормативно-правовой базой вопроса, следует посетить официальный сайт управления земельными ресурсами. На портале предоставлена полная информация о работе законодательного органа.

Адрес сайта у каждого региона собственный, доступ к которым имеет каждый интересующийся человек. На интернет-площадках пользователь получает информацию о графике работ, запланированных мероприятиях и полномочиях органа государственной власти. Наряду с этим, можно узнать права и обязанности граждан и собственников земли при эксплуатации наделов.

С целью получения максимальной прибыли не стоит забывать, что при этом деятельность не должна наносить вред окружающей среде экологии и, соответственно, ресурсам России.

Именно для этого существует и работает на благо родины орган законодательной власти по управлению сельскохозяйственными ресурсами. Прямым помощников и зеркальным отражением является Департамент земельных отношений.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ohranal/upravlenie-resursami.html

Государственное управление земельными ресурсами

Задачи государственного управления земельными ресурсами

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Понятие и состав земельного фонда

1.2 Понятие и характеристика государственного управления земельными ресурсами

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

2.1 Органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами

2.2 Основные функции государственного управления земельными ресурсами

2.3 Государственный мониторинг земель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

fВВЕДЕНИЕ

Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилось одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой.

Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век.

В области государственного управления земельными ресурсами перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану.

Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют земельный кадастр и учет, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры.

Основой государственного управления земельными ресурсами является принцип устойчивого развития, направленный на сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей среды, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

определить понятие и состав земельного фонда;

раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;

определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;

разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.

При решении поставленных задач разрешится цель моей курсовой работы.

Сложностью при написании данной курсовой является то, что источники, регламентирующие вопросы государственного управления земельными ресурсами, представлены в малом количестве.

f1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Понятие и состав земельного фонда

Государственное управление земельным фондом, как часть государственного управления в целом отличается от других отраслей управления по объекту: его объектом является земля, организация ее рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

Согласно словарю Ожегова под землей понимается: 1. почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 2.Территория с угодьями, находящиеся в чьем-нибудь владении, пользовании.

С юридической точки зрения, земля представляет собой ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства.

Наиболее полное определение содержится в ст.

1 ЗК РФ: представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Областью действия государственного управления является земля в широком смысле слова рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

Все земли, находящиеся в пределах Российской федерации, составляют единый земельный фонд России. Признание единства земельного фонда предопределяет собой наличие общего правового режима всех земель фонда независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения.

Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом он является единым природным объектом.

И как таковой он обладает различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т. п.

), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т. е. в народнохозяйственных целях

С этой точки зрения важное правовое значение имеет классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель.

Как отмечал С.А. Боголюбов классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения позволяет государству, во-первых находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категорий в другую, а во-вторых осуществлять контроль за режимом земель в зависимости от их целевого назначения /21/.

Единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий (см. таблицу 1) /24/, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7. ЗК РФ), а именно:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

государственное управление земельный ресурс россия

Таблица 1 Состав земель.

Группа земельПлощадь (млн.га)Удельный вес в площади РФ,%
земли лесного фондаземли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;земли населенных пунктовземли природоохранного назначенияземли водных объектовземли запасаземли сельскохозяйственного назначения808,610,831,543,850,52,918,149,00,60,12,62,90,21,1

По экономическому значению и площади земель особое место среди всех категорий занимают земли сельскохозяйственного назначения, к которым относят земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей.

Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокос, выгон, сад, огород и др.), используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Второй категорией земель в земельном фонде являются земли населенных пунктов, находящиеся в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, а также земли, переданные в ведение населенных пунктов за пределами их черты. Земли этой категории используются прежде всего как фундамент, пространственный (операционный) базис для строительства, а также удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд населения.

Важное значение в земельном фонде составляют земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения, предоставленных в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для их специальных целей. Состав земель этой категории очень подвижек, что связано с развитием и появлением новых видов деятельности, в связи с чем перечень земель данной категории является открытым.

Земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — это земельные участки, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Землям, составляющим эту категорию, присущи особая правовая охрана, исключение их из хозяйственного использования.

Самой большой категорией земельного фонда по площади являются земли лесного фонда, состоящие из земель, покрытых лесом и не покрытых лесом, но предназначенных для нужд лесного хозяйства.

Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, является энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т.п. и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима его использования.

Особенностью правового режима этих земель является то, что он полностью подчиняется правовому режиму лесов, произрастающих на этих землях.

Следующая категория земель — земли водного фонда, к которым относятся земли, занятые водными объектами: водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другим и водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания.

Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых. оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Поскольку основным назначением этих земель является обеспечение использования и охраны вод, их правовой режим в значительной мере предопределяется правовым режимом вод.

Последней, седьмой, категорией земель в составе земельного фонда являются земли запаса. К ним относятся все земли, не предоставленные в собственности пользование, аренду, а также земли, право собственности, пользования, аренды которыми прекращено в соответствии с законодательством. Они служат резервом для представления земель.

Хотелось бы отметить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий выполняющие природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции. (ст.7 ЗК РФ ) .

Структура земельного фонда не является неизменной и постоянной. Под влиянием разнообразных экономических, экологических и других факторов происходят изменения как в составе земельного фонда так и внутри категорий земель В земельном фонде появляются новые категории, которых ранее не было.

Так категория земель водного фонда появилась в связи с расширением комплексного использования вод и возрастанием масштабов эксплуатации водопокрытых земель и земель, прилегающих к водным объемам.

С обострением экологической ситуации в России и необходимостью обеспечить правильное сочетание хозяйственной деятельности с охраной природы была выделена категория земель особо охраняемых территорий.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00167285_0.html

Реферат – Основы для оценки системы управления земельными ресурсами – Логвинов Андрей Олегович

Задачи государственного управления земельными ресурсами

В настоящее время нет общепринятых рамок или методологий для сравнения и оценки систем управления земельными ресурсами. Сравнения, однако, являются важным источником для обучения и выявления сильных и слабых сторон.

Одна из трудностей, связанных с использованием общей системы сравнения для систем управления земельными ресурсами, заключается в том, что они находятся в постоянной реформе и, что более важно, имеют серьезные социальные и культурные связи и последствия.

Системы управления земельными ресурсами отражают особые и различные представления общества о своей земле.

Понятие управление земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования [1].

Система управления земельными ресурсами, цели, задачи

Система управления земельными ресурсами включает:

  • установление цели и приоритетов управления;
  • определение объектов и субъектов управления;
  • формирование политики, выработка стратегии управления;
  • выбор методов/механизмов управления;
  • создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;
  • создание организационной инфраструктуры;
  • реализацию целей, задач и функций субъектами управления.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли [2].

Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.

Управление земельными ресурсами – одно из важнейших направлений деятельности местного самоуправления. Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета.

Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма.

Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение [3].

Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин могут не только не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность.

В соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Задачи управления земельными ресурсами на муниципальном уровне

Муниципальные образования реализуют следующие задачи управления земельными ресурсами:

  • повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
  • увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
  • максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
  • устойчивое использование земель;
  • предельное увеличение земли в оборот.

Управление земельными ресурсами – сложно организованная система, которая охватывает большой спектр общественных отношений и включает управление социальными, экономическими, правовыми, экологическими и другими видами отношений [4]. Данному виду управления характерен ряд особенностей, связанных с тем, что:

  • земля – это особый объект управления;
  • земельные отношения связаны с объективными закономерностями развития общества и общественного производства;
  • земля представляет собой имущество особого рода и, следовательно, по поводу земли возникают особые имущественные или рыночные отношения;
  • для управления земельными ресурсами характерно специфическое сочетание функций и методов управления.

Предмет земельного права

Земля – это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства [5].

Земля обладает особым свойством – плодородием. Ее плодородный слой – главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля является недвижимым имуществом и не может перемещаться в пространстве. Земля незаменима, невосполнима, конечна и ограничена в пространстве.

Функции земли

Рисунок 1 – Функции земли
(анимация состоит из 7 кадров с задержкой 500 мс между кадрами, количество циклов воспроизведения – 3, размер – 42 килобайт)

Понятие земельные ресурсы

Земельные ресурсы – возобновляемые природные ресурсы, используемые в различных отраслях национальной экономики. Характеризуются территорией, качеством почв, климатом, рельефом, гидрологическим режимом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы также являются основой размещения объектов, средством производства в сельском, лесном и других хозяйствах, где используется плодородие почв [6].

Рынок земельных ресурсов и его формирование

Рынок земельных ресурсов – это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов.

Рынок земли – совокупность конкретных отношений и связей между покупателями, продавцами, иными субъектами по поводу распределения и перераспределения земли, отражающих различные (в основном экономические) интересы их участников и обеспечивающих движение и закрепление земельных участков [7].

Субъектами управления в сфере земельных отношений являются:

  • граждане, в том числе иностранные;
  • юридические лица;
  • муниципальные образования.

Механизмы управления земельными ресурсами

  • Политический – выполнение социально-политических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов.
  • Правовой – нормативно-правовое регулирование земельных отношений с целью рационального использования и охраны земель.

  • Организационный – формирование системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, установление и разграничение их компетенции, организация выполнения ими взаимосогласованных функций.

  • Административный – использование властных полномочий для управления деятельностью в сфере использования и охраны земель и выбор соответствующих методов воздействия на общественные отношения.
  • Экономический – определение финансово-экономических условий эффективного использования земель.

  • Научный – разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижения научно-технического прогресса.
  • Общественный – влияние общественности на использование и охрану земель.

Принципы управления земельными ресурсами

К общим принципам относят:

  • приоритет государственного управления земельными ресурсами;
  • дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;
  • принцип рационального использования земель;
  • единство управления земельными ресурсами и управления территориями;
  • организационная согласованность использования земель и управления территориями;
  • систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;
  • экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;
  • разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня;
  • разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;
  • принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

Частные принципы управления земельными ресурсами

  • принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде;
  • принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  • принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Выводы

Право собственности на землю, ее использование и извлечение богатства имеют важное значение для экономического и социального благополучия людей и правительств.

Растущее давление со стороны экологических проблем усиливает необходимость того, чтобы администрация и управление землей осуществляется эффективным, прозрачным и интегрированным способом. Системы управления земельными ресурсами должны реагировать на такие потребности и предоставлять соответствующие и эффективные инструменты.

Системы управления земельными ресурсами в значительной степени также отражают социальный и культурный контекст, в котором они действуют.

Но в настоящее время они находятся в постоянной реформе, в основном из-за меняющихся экономических, социальных и экологических ограничений, а также из-за технологических достижений цифровой революции.

Реформы таких жизненно важных систем, как системы управления земельными ресурсами, требуют четкого понимания их целей, а также их существующих слабых и сильных сторон. Исторический опыт управления земельными ресурсами показывает, что имеется достаточно возможностей для интеграции новых технологий, а также для адаптации и реализации более масштабных задач. Это исследование заполняет пробел в понимании систем управления земельными ресурсами и обеспечивает основу для будущих исследований.

Перечень ссылок

  1. Бонитировка почв в системе земельного кадастра / Л. Б. Востокова, – М.: МАКС Пресс, 2014, – 300 c.
  2. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 4. Оценка земель / А. А. Варламов, – М.: Колос, 2016, – 464 c.
  3. Геодезия с основами кадастра / Е. В. Золотова, Р. Н. Скогорева, – М.: Академический Проект, Трикста, 2011, – 416 c.
  4. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Учебник / С. А. Липски, И. И. Гордиенко, К. В. Симонова, – М.: КноРус, 2016, – 432 c.
  5. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости / В. А. Литовченко, В. И. Наназашвили, – М.: Высшая школа, 2015, – 432 c.
  6. Недвижимость. Основы экономики, оценки и кадастра / А. Д. Мурзин, – М.: Феникс, 2013, – 224 c.
  7. Агроэкологические данные земельного кадастра в стратегии устойчивого развития России / В. Д. Скалабан, – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2012, – 272 c.

Источник: http://masters.donntu.org/2018/igg/logvinov/diss/index.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.