За что платится земельный налог

Содержание

5.2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: Указанный налог был введен в российской налоговой системе Законом РФ

За что платится земельный налог
Указанный налог был введен в российской налоговой системе Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 “О плате за землю” в форме платы за землю. Этим законом впервые в новейшей

498

Местные налоги Российской Федерации

российской истории устанавливалось, что использование земли в России является платным.

Целью введения в России платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.

С самого начала внедрения земельный налог занял особое место в российской налоговой системе.

Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, данный налог выступал в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Достаточно сказать, что поступления этого налога за 2004 г. составили около 45 млрд руб.

Одновременно с этим, более чем десятилетняя практика функционирования данного налога показала и его достаточно серьезные слабые стороны.

В первую очередь, налог не побуждал к применению более эффективных методов землепользования, так как его ставки не зависели от потенциальной доходности земельных участков и не учитывали их реальной стоимости.

При этом установленная дифференциация ставок налога в зависимости от характера использования земли (в основном, сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования) не в полной мере отражала различие в местонахождении и плодородии земель даже в пределах одного и того же региона.

Не случайно поэтому начиная с 1995 г. ежегодно на федеральном уровне производилась индексация ставок земельного налога.

В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно и, в определенной мере, несправедливо. В част

499

Глава 5

ности, налоговая нагрузка на земли сельскохозяйственного назначения оказалась выше, чем на земли городов, поселков и находящиеся вне населенных пунктов земли промышленности. Налогообложение земель в крупных городах осуществлялось менее интенсивно, чем земель малых городов и поселков.

Одновременно с этим, хотя налог и считался местным, основной перечень льгот был установлен федеральным законодательством, что серьезно снижало роль органов местного самоуправления в формировании налоговой базы и стимулировании экономических процессов на соответствующей территории.

Необходимость реформирования действующего с 1992 г. земельного налога обусловлена также тем, что значительная часть норм Закона РФ “О плате за землю” устарела и потребовала переработки.

Данный закон не учитывал ряда важнейших положений части первой Налогового кодекса РФ и вступившего недавно в действие Земельного кодекса. В частности, согласно Налоговому кодексу данный налог, будучи местным налогом, должен вводиться в действие решениями муниципальных образований.

Фактически же он был установлен федеральным законом и действовал на всей территории Российской Федерации. Как уже отмечалось, практически все льготы по налогу были установлены федеральным законодательством, что недопустимо в отношении местного налога.

В части Земельного кодекса основное несоответствие состояло в том, что установленные в нем категории земель никак не корреспондировались с установленными в Законе РФ “О плате за землю”.

Все это потребовало принципиально иных подходов в формировании земельного налогообложения, основанных на общественных представлениях о ценностях земельных участков и на использовании рыночных подходов к оценке стоимости земли.

При этом следует подчеркнуть, что новым законом предусмотрено поэтапное введение земельного налога.

Глава 31 “Земельный налог” Налогового кодекса РФ вступила в действие с января 2005 г., но Закон РФ “О плате за

500

Местные налоги Российской Федерации

землю” отменен с 1 января 2006 г. Это связано с тем, что завершение расчетов по кадастровой оценке земель и утверждение их результатов на территориях субъектов РФ было предусмотрено в течение 2005 г.

В соответствии с гл.

31 Налогового кодекса земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с положениями Налогового кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге -законами этих субъектов Федерации). После введения налога в действие он становится обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Н алогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или же на праве пожизненного наследуемого владения.

Соответственно не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды.

Из названия налога видно, что объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен данный налог.

Одновременно Налоговый кодекс установил закрытый перечень земельных участков, которые не могут быть объектом налогообложения.

Не могут являться объектом налогообложения, в частности, земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. К ним относятся земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, а также объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

501

Глава 5

Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также не могут быть объектом налогообложения.

Налоговый кодекс не признает в качестве объектов налогообложения также земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда, а также занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база по земельному налогу определяется как установленная российским законодательством кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектом налогообложения.

Налоговая база должна определяться в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на начало года, являющегося налоговым периодом.

В случае если право собственности, постоянного пользования или пожизненного наследования имеют несколько лиц, то тогда налоговая база должна определяться отдельно в отношении долей каждого лица в праве общей собственности на земельный участок. Такой же порядок определения налоговой базы применяется в том случае, когда на один участок земли установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны также определять налоговую базу самостоятельно по земельным участкам, используемым ими в предпринимательской деятельности. Определение налоговой базы производится ими на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности,

502

Местные налоги Российской Федерации

праве постоянного или бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база должна определяться налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и от органов муниципальных образований.

Для отдельных категорий налогоплательщиков Налоговым кодексом предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В частности, право на такой вычет имеют Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий.

Право на вычеты получили также инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, и инвалиды с детства.

Источник: https://economy-ru.com/nalogi-nalolgooblajenie-rf/zemelnyiy-nalog8722.html

Земельный налог для физических и юридических лиц в РФ

За что платится земельный налог

Земельный налог является имущественным сбором, то есть его установление связано с фактом обладания плательщиком определенного вида имущества, а именно земельного участка.

Одним из трех имущественных сборов, предусмотренных в действующем налоговом законодательстве РФ, является земельный налог, который устанавливается в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок. Он характеризуется определенными особенностями, которые касаются как порядка его установления и расчета, так и процедуры уплаты.

Далее будут более подробно рассмотрены эти особенности и основные характеристики данного налога, а также условия его уплаты и возможности получения определенных льгот.

Понятие и основные характеристики

Земельный налог является, как уже было отмечено, имущественным сбором, то есть его установление связано с фактом обладания плательщиком определенного вида имущества, а именно земельного участка.

Земля исторически является одним из наиболее распространенных и важных источников налогообложения, и поэтому даже в современных условиях этот процесс осуществляется отдельно от других видов имущества (для них используется один налог на недвижимость).

Роль данного вида сбора чрезвычайно важна в общей системе поступлений в местный бюджет, что связано, в частности, с большими территориями, которые заняты земельными участками (а, следовательно, и большим количеством объектов для обложения налогом).

Зависимость величины налога от кадастровой стоимости участка (на которую существенно влияет конкретный регион) позволяет получать различные суммы поступлений, достаточные для того или иного субъекта РФ. Как правило, доля поступлений за счет земельного налога в общем местном бюджете в большинстве случаев довольно существенная.

При этом некоторые из них из перечня налогооблагаемых объектов исключены, в частности:

  • ограниченные в обороте земли или изъятые из него;
  • входящие в состав лесного фонда;
  • занятые ценными культурными объектами;
  • относящиеся к водному фонду;
  • входящие в состав совместного имущества многоквартирного дома.

Кроме этого, освобождение отдельных категорий земельных участков от налогообложения возможно и в рамках действующих льгот, о которых будет рассказано далее.

Законодательная база

Поскольку земельный налог характеризуется множеством особенностей и индивидуальных правил установления и уплаты, его законодательное регулирование осуществляется отдельной главой Налогового кодекса, а именно гл. 31 НК РФ. Статьи, которые содержатся в этой главе, посвящены, в частности, следующим вопросам:

Стоит отметить, что Налоговой кодекс как основной нормативно-правовой акт, является в отношении платы за землю федеральным регулятором. Кроме него, законодательное регулирование осуществляется еще и рядом местных нормативных актов, которые разрабатываются и утверждаются в отдельных субъектах РФ.

Ставки налога и особенности их установления

Поскольку земельный налог является местным сбором, устанавливать конкретные ставки по нему имеют право только местные органы законодательной власти. Однако на федеральном уровне (а именно в ст. 394 НК РФ) установлены максимальные пределы, выше которых эти ставки установлены быть не могут.

Они зависят от типа земельного участка и составляют:

  • 0,3% — эта ставка является пониженной и применяется только в отношении тех видов земель, которые четко обозначены в законодательстве (к ним, в частности, относятся земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для садоводства и огородничества, ведения ЛПХ или государственных оборонных целей);
  • 1,5% — данный показатель используется при расчетах налога в отношении земельных участков всех прочих типов.

Если местными властями данные ставки не установлены, то они автоматически приравниваются тем, что закреплены в НК РФ.

Как правило, ставки более низкого уровня, чем перечисленные в Кодексе, применяются в качестве льготных — как в отношении отдельных групп плательщиков, так и в отношении конкретных видов земельных наделов. В любом случае принятие решение о том, кому и какие именно размеры этих ставок будут установлены, предоставляется исключительно региональной администрации населенного пункта.

Плательщики

В ст. 388 НК РФ выделены следующие категории плательщиков земельного налога (которые одновременно являются также его субъектами):

Главным требованием при этом является наличие у них земельных участков, принадлежащих им на одном из следующих прав:

Все остальные формы владения земельной недвижимостью (а именно аренда и безвозмездное срочное пользование) освобождаются от взимания этого налога.

Что касается предпринимателей и организаций, то при отнесении их к категории плательщиков существуют некоторые особенности.

В частности, делается это только в отношении тех наделов, которые используются ими в предпринимательских целях (у юр лиц они должны состоять на балансе).

При этом базой для расчета налога будет так же, как для граждан, кадастровая стоимость имущества (а не балансовая, как это было прежде).

Возможные льготы

Предоставление льгот по земельному налогу является одной из мер государственной поддержки, предоставляемой представителям отдельных категорий населения. В отношении данного вида сбора льготы устанавливаются на двух уровнях:

Федеральный

В НК РФ, а именно в ст. 391 и 395, закреплены две группы мер поддержки, которые могут предоставляться плательщикам земельного налога:

  • полное освобождение от его уплаты (ст. 395 НК РФ) — предоставляется в основном юридическим лицам, которые владеют земельными участками строго установленного в НК РФ типа (например, используемых в благотворительных целях или для деятельности религиозных организаций, расположенных в пределах инновационного центра «Сколково» или на территории свободной экономической зоны и т. д.);
  • предоставление скидки в виде снижения налоговой базы для отдельных категорий плательщиков (ст. 391 НК РФ), также четко обозначенных в Кодексе (к ним относятся ветераны, инвалиды, герои РФ и СССР, чернобыльцы).

Данный перечень лиц слишком мал для того, чтобы говорить о действительном наличии серьезных льгот для многих нуждающихся, поэтому основная задача по их установлению возлагается все-таки на следующий уровень власти.

Местный

Основная часть действующих льгот вводится в действие именно местными властями, причем они могут как предоставлять абсолютно новые виды подобных мер, так и существенно расширять те, которые уже установлены на федеральном уровне, например:

  • предоставлять полное освобождение от уплаты налога дополнительным категориям лиц;
  • давать некоторым из них скидку на его величину в определенном размере (чаще всего это 50%);
  • предоставлять налоговый вычет гораздо большего размера (вплоть до 1 млн. руб., если речь идет о крупных городах с дорогой недвижимостью);
  • несколько снижать ставку налога по сравнению с общими условиями.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi

Земельный налог для физических лиц в 2020 году: ставка, льготы, расчет, срок уплаты

За что платится земельный налог

Федеральный бюджет примерно на 1/3 построен на регулярных выплатах налогоплательщиков. Земельный налог занимает значительное место среди всех видов налогообложения. В 2018 году размер уплаты повысили. Правительство планирует продолжать повышение вплоть до 2020 года. Уплата налога собственником — обязанность, указанная в 31-ой главе НК России.

Процентная ставка по земельному налогу

Этот тип налогового обложения иногда называют «местным». Власти регионов вправе самостоятельно регулировать ставку. Но это позволительно только в ограничительных рамках, установленных на уровне федерации.

Самая высокая ставка на земельный налог 0,3% устанавливается для следующих территорий:

  1. Земледельческих, промышленных, а также жилых местностей, которые используются по назначению (выращивание агрокультур и т.п.).
  2. Земель с жилыми зданиями, объектов жилищно-коммунального хозяйства, участками для застройки жилыми зданиями.
  3. Участков, на которых реализуются собственное хозяйство — растениеводство, скотоводство.
  4. Местностей, предназначенных обеспечивать потребности таможни, безопасность и оборону РФ.

Максимальная процентная ставка 1,5% устанавливается для остальных налогооблагаемых объектов.

Регионы вправе снижать ставку на десятую процента. Разрешается использовать дифференцированный метод расчета, учитывая назначение, месторасположение и вид земель. Когда местные власти не постановили свои значения, налог берется максимальный.

Если физлицо имеет землю во владении менее 12 месяцев, применяется особая формула для подсчета — ЧПМВ/12:

  • «ЧПМВ» — число месяцев полного владения;
  • «12» — количество месяцев в налоговом периоде.

Так как НП длится ровно 12 месяцев, то в знаменателе всегда будет стоять 12.

Кому положены льготы по уплате земельного налога?

В любой системе налогообложения присутствуют льготы для отдельных социальных групп. Существуют федеративные льготы, которые действительны по всей стране, и местные, имеющие силу на территории региона.

Федеративные

Полностью отменяется уплата налога для малочисленных северных народов, жителей восточной части России (ДВ), регионов Сибири. Кроме того, общины этих народов, которые самостоятельно организуют свой быт и сохраняют традиционный жизненный устой также освобождаются от налогообложения.

Понижение суммы выплат предусмотрено для:

  • героев РФ и СССР, носителей ордена славы;
  • людей с ограниченными возможностями и военных ветеранов, включая ветеранов ВОВ;
  • инвалидов с рождения и инвалидов с присвоенными группами: первая, вторая;
  • людей, пострадавших от выброса радиоактивного излучения на ЧАЭС, пострадавших на Каштымской аварии или Семилапатинском испытательном полигоне;
  • физлиц, числившихся в особых подразделениях, испытавших ядерные установки или устранивших последствия ядерного взрыва на военном объекте;
  • граждан, заболевших лучевой болезнью в процессе военного обучения или испытания.

Льготы для этих лиц распространяются по всей территории России и предполагают уменьшение выплат на 10 000 рублей.

Местные

Власти регионов составляют нормативные акты, в которых регламентируется налоговый сбор, порядок применения, а также указывается категория граждан с определенными льготами.

То есть, если на уровне федерации пенсионеры не являются льготниками, то внутри субъекта власти способны внести их в список таковых:

  • В Московской области малоимущие граждане (доход меньше удвоенного прожиточного минимума) могут претендовать на льготу;
  • В Санкт-Петербурге — одиноким людям пенсионного возраста в связи с возрастом или инвалидностью. Если один объект недвижимости расположен на одной территории, а его площадь не больше 2500 м2, налог не взимается. Если пенсионер владеет несколькими участками небольшой площади (до 2500) — льгота не действительна;
  • В области Уральского федерального округа — неработающим пенсионерам;
  • В Ростовской — по достижении преклонного возраста.

Подробней о льготах можно прочесть на портале Налоговой службы. Льготники должны лично обращаться в органы по месторасположению участка земли. Субъект составляет свои нормативные акты, по которым и устанавливается порядок, срок начисления. Однако последний не может выходить за рамки НП.

Гражданин должен с полным пакетом документов прийти в орган налоговой службы и подать заявление. Льготное право может возникнуть или закончиться посреди года. Такое обстоятельство решается формулой подсчета, описанной ранее.

Кто должен платить налог на участок?

Этот вопрос регулирует ст. 389 НК РФ. Согласно ее содержанию, налогоплательщиком признается любой гражданин России, у которого есть земли в собственном владении на территории РФ, и на эти земли законодательством предусмотрен налог.

Помимо этих лиц к числу земельных налогоплательщиков можно отнести людей, получивших землю по наследству с пожизненным владением или в связи с правом пользования на неограниченный срок.

В 2020 году земельный налог не выплачивают:

  1. Владельцы земель с ограниченным оборотом по закону РФ — музеи, национальные парки, заповедные территории, памятники археологии, иные представляющие культурную или научную ценность объекты.
  2. Территории Лесного фонда РФ.
  3. Вся территория, занятая государством водными структурами.
  4. Общая территория многоквартирного жилого дома.

Не подходят под налогообложение лица, владеющие землей по арендному договору. Если земли принадлежат фондам, занимающимся инвестициями, то налоги платят управляющие компании, используя имущественный фонд в качестве бюджета.

Как рассчитать размер налога на участок земли?

Налоговый сбор утверждается в конце календарного года. Выносится он согласно правовым актам в виде процента от налоговой базы с необходимыми поправками.

Нельзя путать процентную ставку по налогу и окончательную его сумму. Последняя высчитывается, опираясь на несколько показателей:

  • СКЗУ — стоимость по кадастру земельного участка;
  • СД — собственническая доля;
  • ПС — процентная ставка;
  • ВК — владельческий коэффициент.

Налог на участок земли — СКЗУ × СД × ПС × ВК.

Стоит упомянуть о коэффициентах, повышающих сумму налога. Они предусматриваются для участков, которые приобретены с целью постройки жилища. Они не применяются только для юридических лиц — коэффициент №2, коэффициент №4.

Примеры расчета (возможные ситуации)

Пример №1. Александров — владелец участка земли, на котором он ухаживает за своим садом и огородом. Стоимость по кадастру — 150 000 руб. Земля приобретена в августе 2017 г.

Сумма налога высчитывается по основной формуле:

150 т.р. × 1 × 0,3 × 5 / 12 = 1 875 рублей.

Пример №2. Ветеран военных действий купил половину участка. Стоимость по кадастру — 450 000 руб. Покупка совершена в феврале 2017 г. с целью ведения личного подсобного хозяйства.

На уровне субъекта ставка составила 0,1% на данную земельную категорию. Доля собственности — 50%. Отчетный период — календарный год. Срок владения — 11 месяцев. Владелец — ветеран, поэтому сумма уменьшается на 10 000 рублей.

КВЗУ = 11 / 12 = 0,916.

450 т.р. × 0,5 × 0,1 × 0,916 − 10 000 = 10 610 рублей.

Срок уплаты налога на землю

Власти субъектов могут регулировать не только размер земельного налога, льготные группы, но и сроки его уплаты. Физические лица должны вносить в налоговый бюджет средства не позже 1 декабря следующего за НП года. В 2020 году — это 1 февраля.

Оплата производится в любом кредитно-финансовом учреждении или на специальных онлайн сервисах.

Уведомление из Федеральной налоговой службы

Физические лица платят налог на земельный участок каждый год по присланному налоговому уведомлению. В нем можно найти информацию о предмете налогообложения, налоговой базе, перечисленных средствах и сроке исчисления.

Налоговый орган отправляет уведомление по адресу налогоплательщика не позже месяца до следующего платежа.

Бывает, что уведомление из ФНС не приходит в назначенное время. Тогда налоговые сотрудники рекомендуют отправиться в налоговую инспекцию лично по месторасположению участка земли.

При фиксации плательщиком неточностей в уведомлении, которые прямым или косвенным образом влияют на исчисляемую сумму, он должен воспользоваться специальной формой для обратной связи, которая прилагается к уведомлению.

Пени и штраф по земельному налогу

Задолженность влечет за собой финансовое наказание — начисляется пени или штраф. Нельзя путать эти понятия.

Пеня — это денежная сумма, которая будет прибавляться с каждым днем к основной сумме. При имеющейся задолженности у гражданина ему отправляется уведомление с просьбой погашения налога и начисленных в зависимости от срока пени.

Ст. 69 НК РФ говорит: при имеющейся сумме налога выше 500 рублей, оплата производится в срок трехмесячный срок, если эта сумма меньше или равна 500 — уведомление присылается в течение 12-и месяцев.

Чтобы рассчитать требуется:

  • количество дней после 1 декабря при неуплате;
  • собственно сумма налога;
  • 1/300 часть от рефинансированной ставки.

Чтобы узнать сумму, которую должнику необходимо выплатить, нужно перемножить эти 3 значения. Нет возможности остановить накопление пени. Перерасчет осуществляется только после выплаты налога и долгов.

Наложение штрафа и пени регулируется статьей 122 НК РФ. Его размер составляет:

  1. 20% от земельного налога — гражданин не полностью выплатил сумму или исчисление не было произведено по стечению уважительных обстоятельств.
  2. 40% от земельного участка — гражданин знал о необходимости отчислить налог, но преднамеренно избежал этой обязанности.

Например, сумма задолженности составляет 10 000 рублей. Тогда в первом случае штраф — 2 000 рублей, во втором — 4 000 рублей.

Погасить задолженность можно в почтовом отделении, электронной кассе Сбербанка, терминале, на едином портале Госуслуг.

Есть ли возможность уменьшить начисление пени?

Чтобы снизить пени, придется в судебном порядке попытаться уменьшить стоимость кадастра земельного участка, так как она, вероятно, завышена. Проведение такого обжалования ввелось в 2014-ом году (именно тогда сумма налога выросла до 3-х раз). Для процедуры снижения стоимости земли по кадастру понадобится документация:

  • кадастровый паспорт;
  • собственническое право на участок земли;
  • уведомление из Федеральной налоговой службы с требованием об исчислении налога;
  • отчет компании независимой оценки и экспертизы.

При разнице более 30% нужна аргументация — почему предыдущая экспертиза показала иной результат.

Документы рассматриваются в течение месяца в Комитете по урегулированию кадастровых прений после подачи заявления. При утвердительном вердикте порядок начисления пени будет изменен.

Источник: https://glavny-yurist.ru/zemelnyj-nalog-dlya-fizicheskih-lic.html

Земельный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

За что платится земельный налог

Земельный налог – это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица – владельцы земельных участков.

Земельный налог является местным – это означает, что он начисляется и уплачивается на основании нормативных актов органов местного самоуправления о земельном налоге.

Местные органы представительной власти (органы законодательной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют:

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).

Узнать о ставках и льготах по земельному налогу можно на официальном сайте ФНС.

Объект налогообложения земельным налогом

Объектом налогообложения по правилам пункта 1 статьи 389 НК являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Объект налогообложения земельным налогом – факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).

Налоговая база

Налоговая база в соответствии со статьи 390 НК определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

С 2017 года налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом в следующих случаях:

  • на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • на земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Плательщики земельного налога

На основании статьи 388 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.

389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

ФНС России на своем официальном сайте напоминает о том, что начиная с 2016 года налогоплательщики-ИП, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности, не обязаны определять сумму налога. Не должны они также и подавать декларацию по этому налогу.

ИП обязаны уплатить земельный налог за 2015 год по тем же правилам, что и обычные граждане – после получения налогового уведомления. Оно должно прийти не позднее середины октября (их рассылка началась в апреле). А перечислить сумму налога за прошлый год нужно до 1 декабря 2016 года (п.

1 ст. 397 НК РФ).

Налоговый период и сроки уплаты земельного налога

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК).

До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налогаобязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало.

С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2015 года срок уплаты земельного налога изменится: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/zemelnyy-nalog.html

Сколько и за что платится земельный налог?

За что платится земельный налог

Ответы юриста

24 Февраль 2009

Вопросы налогообложения являются для владельцев недвижимости наиболее актуальными. Сегодня мы поговорим о налоге на землю, который, как и налог на имущество физических лиц, относят к местным налогам и регулируют положениями Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На территории последних и производят его уплату 

Налогоплательщики   Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Те, у кого объект находится на иных основаниях, например по договору аренды или в безвозмездном срочном пользовании, налог не платят. Соответствующие права на недвижимость подтверждают свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельные участки, а также государственными актами на право пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования землей, актами о предоставлении земельных участков и иными документами, выданными физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством. Небольшой круг налогоплательщиков освобожден от уплаты земельного налога. Их перечень представлен в ст. 395 НК РФ.  

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения признают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территориях которых введен земельный налог за исключением земель, изъятых из оборота, а также ограниченных в обороте, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда или предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Не облагают налогом и земли лесного фонда.   Сведения о правах на земельные участки вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), опираясь на данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иные документы о правах на земельные участки, являющиеся юридически действительными на момент внесения указанной информации в Государственный земельный кадастр. ЕГРЗ содержит основные данные о земельных участках, включая экономические характеристики, в том числе размер платы за землю, предоставляемые в виде выписок по месту учета этого объекта недвижимости.   Организации, осуществляющие ведение Государственного земельного кадастра, и учреждения, производящие госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках и зарегистрированных в этих органах правах и сделках с ними, а также о владельцах участков в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Кроме того, в налоговые органы ежегодно должны быть представлены сведения о земельных участках, являющихся объектом налогообложения.  

Налоговая база

  Налоговую базу исчисляют в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Последнюю в свою очередь устанавливают в соответствии с действующим законодательством РФ посредством государственной кадастровой оценки земель за исключением случаев, когда необходимо определить рыночную стоимость участка (пп. 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в Государственном земельном кадастре.   Порядок исчисления налоговой базы для физических лиц (ФЛ), индивидуальных предпринимателей (ИП) и организаций различен. Налогоплательщики-организации и те, кто занимается предпринимательской деятельностью, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а для ИП — еще и на праве пожизненного наследуемого владения. Важно, что в отношении индивидуальных предпринимателей такой порядок распространяется только на объекты, используемые ими в своем бизнесе. В остальных случаях для определения налоговой базы они выступают как ФЛ.   Для каждого налогоплательщика — физического лица налоговую базу устанавливают налоговые органы на основании сведений, предоставленных организациями, исполняющими ведение Государственного земельного кадастра, учреждениями, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним или органами муниципальных образований.   В случаях, когда участок принадлежит нескольким гражданам (организациям) на праве общей собственности, налоговую базу назначают отдельно для тех долей, в отношении которых налогоплательщиками признаны разные лица или учреждены разные налоговые ставки. Согласно ст. 392 НК РФ, если земля находится в общей долевой собственности, то для каждого налогоплательщика налоговую базу устанавливают пропорционально его доле, а если в общей совместной собственности — то в равных долях.   Для некоторых категорий лиц НК РФ предусматривает уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. В том случае если для конкретного объекта размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, последнюю принимают равной нулю. Налоговый и отчетный периоды   Налоговым периодом признают календарный год. Именно по его окончании определяют налоговую базу и исчисляют сумму земельного налога, подлежащую уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи. Для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетными периодами признают I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка

Земельный налог в соответствии со ст. 396 НК РФ исчисляют как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы, если иное не предусмотрено пп. 15 и 16 указанной статьи. Представительные органы муниципальных образований своими нормативными правовыми актами устанавливают налоговые ставки, которые могут варьировать в зависимости от категорий земель и вида разрешенного использования, но не выше размеров, определенных НК РФ (ст. 394), а именно: * 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; а также предоставленных для дачного или личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;   * 1,5% для прочих земельных участков.  

Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему

  Налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Для организаций и индивидуальных предпринимателей время внесения налога не может быть определено ранее срока подачи налоговых деклараций, представляемых согласно п. 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по нему уплачивают в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ

Источник: http://house-dacha.ru/otvetyi-yurista/skolko-i-za-chto-platitsya-zemelnyiy-nalog.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.