Выделенные части

Выделение текста. Способы и сочетания клавиш

Выделенные части

В прошлой статье мы рассмотрели сочетания клавиш для быстрого и удобного перемещения курсора по тексту.  Здесь найдется место поведать о том, как выделять любые части текста и фрагменты любой конфигурации.

Что такое выделение текста

Думаю вы уже заметили общую концепцию и логику, которая прослеживается в использовании «горячих клавиш» при работе с текстом. Благодаря этому комбинации и соответствующие им действия очень легко запоминаются. Если вы поняли логику перемещения по тексту с помощью клавиатуры, то освоить приемы с выделением текста и его фрагментов не составит труда.

Итак, что же такое выделение? Выделение текста это операция позволяющая выбрать некоторый фрагмент текста для дальнейшей с ним работы — копировать, вырезать, удалять, перемещать. Размер такого фрагмента никак не ограничен — может быть как выделение одного символа, слова, строки, страницы, так и полностью документа.

Полагаю вам уже известно что это такое.  Но тем не менее расскажу.

Выделение, как правило, отображается как окрашивание выделямого фрагмента текста в другой цвет, обычно полностью контрастный относительно нормального текущего цвета фона и текста.

 Поскольку чаще всего используется классическая цветовая гамма — черный текст на белом фоне, то при выделении цвета инвертируются — черный (либо синий) фон и белый текст.

Выделение текста мышью

Чаще всего пользователи для выделения текста используют мышь. Выделение текста с помощью мыши бывает незаменимо там, где нужно выделить нередактируемый текст, например на веб-странице.

Чтобы выделить текст мышью, нужно удерживая левую кнопку перемещать курсор над фрагментом текста который вы хотите выделить. Возможно что это единственный способ которым вы пользуетесь. Но дело в том, что это способ не единственный и не всегда самый эффективный особенно в том случае, когда вы работаете с редактируемым текстом.

Посудите сами. Допустим, такая ситуация: вы набираете или редактируете текст, и вам нужно полностью удалить строку на которой в данный момент стоит курсор. Разумеется это будет быстрее и эффективнее сделать лишь с помощью клавиатуры, нажав три клавиши, чем тянуться за мышью, прицеливаться и выделять нужный фрагмент. Поэтому на подобных сочетаниях мы и остановимся.

Как выделять мышью слова, абзацы, строки и произвольные фрагменты текста

Но прежде стоит еще сказать о выделении мышью. Стандартный способ, работающий практически везде — двойной и тройной щелчок левой кнопкой мыши. Двойной щелчок позволяет выделять слово, по которому он сделан, а тройной — абзац.

Правда поведение тройного щелчка может отличаться в различных приложениях. К примеру, в текстовом процессоре MS Word или в браузере Mozilla Firefox, тройной щелчок позволяет выделять именно абзац текста, а в некоторых приложениях этот прием выделяет строку.

Так или иначе, где бы вам ни понадобилась эта функция, попробуйте ее, и сразу станет ясно как она работает.

Кроме того, выделение нужного фрагмента редактируемого текста можно произвести следующим образом.

Запомните раз и навсегда: всегда и везде, в любом приложении, выделение текста производится с помощью клавиши Shift. Исключая различные консоли и командные оболочки.

Но в них все приемы отличаются от стандартной работы с текстом в классических графических приложениях, которые мы здесь рассматриваем.

Предлагаю вам в качестве традиционного выделения нажатой левой кнопкой мыши пользоваться следующим: установить курсор в начале фрагмента который нужно выделить, нажать клавишу Shift, и удерживая ее, щелкнуть мышью в конце нужного фрагмента. На мой взгляд это дает более четкий контроль над выделением куска текста.

Выделение текста клавиатурой

А вот теперь о самых эффективных способах. Выделить любой фрагмент текста позволяют сочетания клавиши Shift с клавишами-стрелками управления курсором — Left, Right, Up, Down.

При этом сочетания Shift+Left и Shift+Right выделяют текст посимвольно. Поэтому такой способ годится только для мелких фрагментов текста, часть слова, несколько символов.

причем даже для выделения части слова он не всегда самый эффективный, но об этом позже.

Клавиши для выделения строк текста

Сочетания Shift+Up и Shift+Left позволяют выделять текст построчно, на строку вверх и вниз от курсора соответственно.

При этом стоит заметить, что если исходное положение курсора середина строки, то подобное сочетание выделит фрагмент с середины строки, начиная с места в котором находится курсор, до середины нижней или верхней строки, соответственно до места точно сверху или снизу курсора.

Далее, вспомним о клавишах перехода в начало (Home) и конец (End) строки. Использование их совместно с Shift даст эффект выделения фрагмента от текущего положения курсора до начала или конца строки соответственно.

Выделение отдельного слова

Полагаю вам уже понятна логика выделения текста, поэтому вспомнив о сочетаниях пословесного перемещения по тексту, можно вывести соответсвующее пословесное и поабзацное выделение. Ctrl+Shift+Left (Right, up, down). Но такое сочетание уже довольно сложно.

Положение пальцев для него — левый мизинец — левый Ctrl, левый безымянный -левый Shift, и правый мизинец на нужную клавишу-стрелку. Здесь трудность может представлять одновременное нажатие ctrl и shift.

Но в любом случае его нужно освоить, ибо оно используется не только при работе с текстом, но и во множестве других сочетаний.

Постраничное выделение

Для этого используются клавиши shift+pgUp и shift+pgDown, для выделения на страницу вверх и вниз соответственно.

https://www.youtube.com/watch?v=L6BjB_6Ezhs

Выделить весь документ с текущей позиции курсора и до начала или до конца позволят сочетания Ctrl+Shift+Home и Ctrl+Shift+Home.

Как выделить весь текст

Выделение сразу всего редактируемого текста можно произвести используя комбинацию Ctrl+a. Причем эта комбинация работает не только для текста. Допустим вы можете выделить полностью веб-страничку с ее помощью. Это же сочетание можно использовать при операциях с файлами и папками, о чем вы можете узнать в соответствеющей статье.

Удаление выделенного текста

Любой выделенный фрагмент текста можно полностью удалить клавишей Delete, Backspace, причем в этом случае они будут работать одинаково. Выделенный текст можно заменить выполнив операцию вставки, или набрав на клавиатуре заменяющий фрагмент.

Теперь вы можете эффективно редактировать текст совершенно не используя мышь. И если вы будете пользоваться этими способами, очень скоро заметите, что скорость работы с текстом значительно возросла.

Остается освоить сочетания для копирования, вырезания и вставки, если вы их еще не используете.

Источник: https://answit.com/videlenie-teksta-klavishi/

Выделите орфограмму! Для чего школьники постоянно разбирают слова по частям

Выделенные части

Выделить орфограмму в слове, подчеркнуть ее зеленой ручкой одной черточкой, а объяснение — двумя, потом — в следующем слове… Иногда начинает казаться, что педагоги на уроках русского языка акцентируют внимание на выделении орфограмм просто из любви к графике. Почему так происходит, объясняет Андрей Кирилин, учитель русского языка и литературы московской школы № 1955.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Общий контекст

Повышенное внимание к вопросам орфографии, к орфограмме как к явлению письменной речи часто объясняется возросшей безграмотностью детей. Но я бы посмотрел на эту проблему шире.

Не очень грамотны сегодня, собственно говоря, и взрослые.

Несоблюдение орфографических норм порой демонстрируют даже люди, имеющие выход на большую аудиторию: журналисты, блогеры, публичные люди, которые много пишут в соцсетях.

Зачастую допускаются такие ошибки, которые не должен делать и выпускник начальной школы. Следствие ли это желания сэкономить на редакторско-корректорской работе или расчет на то, что в современном обществе, в котором мы видим не слишком большое уважение к языку, просто ничего не заметят, я, честно говоря, не знаю.

Недавно, например, в письме от учреждения, которое одним из приоритетов своей деятельности называет повышение квалификации людей, работающих в сфере образования, я увидел фразу «Режим цены!» Я прочитал эти два слова как два существительных и некоторое время не мог понять, что же значит это бессмысленное словосочетание.

Из контекста стало ясно, что первое слово — глагол, а речь идет о необходимости снижать цены: режем цены, чтобы сделать деловое предложение привлекательным. Ошибка была допущена в безударном личном окончании глагола — это основы изучения орфографии.

Досадно, что неправильное написание здесь не просто мешает восприятию смысла, но и бросает тень на репутацию организации.

Для чего подчеркиваем

Практика подчеркивания орфограмм в слове (одной черточкой — орфограмму, двумя черточками — ту букву, которая позволяет проверить написание) — часть традиций советской школы. Мы ни от чего не отказываемся и чего-то существенно нового не вносим.

А дальше — вопрос индивидуальной работы учителя. Мне, например, нравится аналитический путь, когда дети работают над орфограммой, используя запись, похожую на математическую дробь.

Разбирая конкретный случай, мы задаемся вопросом: а где именно, в какой части слова представлена орфограмма, к какой части речи относится слово, — и только потом уже либо подбираем проверочное слово, либо вспоминаем, как слово пишется, если его проверить нельзя. Или же вспоминаем орфографическое правило.

Графическое выделение помогает видеть орфограммы, дает возможность учителю донести до учеников идею, что нужно быть внимательным при записи каждого слога, каждой буквы в составе слова. Особенно если это связано с какими-то отдельно взятыми частями слова — морфемами.

Например, взяв существительное «режим», мы будем говорить о том, что орфограмму в корне слова проверить нельзя. Плюс здесь есть еще одна орфограмма — «Неизменяемые буквосочетания жи-ши».

Правописание одной или двух букв «н» в словах различных частей речи в школьной практике обычно связано с изучением орфограмм конкретного тематического блока

То есть мы выясняем, что для существительных есть одно правило, для прилагательных — другое, а в случае с наречиями и причастиями действует свой закон. Когда материал по этому вопросу уже каким-то образом накоплен, удобно пользоваться как раз такого рода алгоритмами, когда мы пошагово выбираем правильное написание.

То есть мы останавливаемся на каждом слове, в котором нужно писать «н» или «нн», задаем себе вопросы и в случае утвердительного или отрицательного ответа либо двигаемся дальше в поисках объяснения, либо останавливаемся на выбранном написании.

Еще более наглядный пример — с правописанием «не» с различными частями речи. Остановившись в предложении «Небольшая река протекала поблизости» на слове «небольшая», спрашиваем себя, употребляется ли это слово без «не».

Отвечаем, что, да, употребляется, и это не глагол, не глагольное слово, поэтому двигаемся дальше, смотрим, есть ли противопоставление слова, усиливающего отрицание, пытаемся подобрать синоним без «не»: небольшая — то есть маленькая, значит, «не» — приставка, которая в составе слова пишется слитно.

Важно уметь видеть орфограмму в слове, и этому как раз способствует запись, о которой я сказал выше. Она приучает к мысли о том, что орфограмма — фрагмент слова, в котором имеются варианты написания, и только один из них верный. Основа правописания в орфографической его части — выбор с опорой на использование знакомого алгоритма.

Такой подход вырабатывает умение видеть орфограмму, классифицировать, опознавать ее. Естественно, что любая методика должна быть сбалансированной: важно, чтобы школа не отбила у ребенка желание анализировать, совершенствоваться во всем, в том числе в правописании.

Зачем орфограммы старшеклассникам

Особенно востребовано выделение орфограмм в начальной школе и в ранних классах средней школы, когда у детей формируется навык грамотного письма. Но хорошо бы периодически возвращать их к этому вне зависимости от того, на какой ступени школьного обучения ученики находятся.

Например, от своих 11-классников я иногда требую, чтобы они показывали орфограммы и выделяли их графически — при помощи разного рода условных обозначений. Ведь навык грамотного письма важно закреплять в любом возрасте, а это один из способов такого закрепления.

Старшеклассники с пониманием относятся к тому, что мы вновь и вновь обращаемся к выделению орфограмм

Это не кажется им «детскостью», возвращением к их славному начальному прошлому, топтанием на месте.

На тех уроках, которые связаны именно с орфографией, мы этим занимаемся постоянно, это часть нашей учебной практики.

Если же мы переходим к синтаксису, разбор можно сделать, когда мы встречаем, например, какое-то интересное слово и когда есть необходимость освежить то или иное орфографическое направление.

В этом плане для нас как раз удобнее именно алгоритмы, потому что они позволяют более точно охарактеризовать явление, о котором мы говорим в данный момент. То есть мы не вспоминаем материал в полном объеме, а говорим именно о том явлении, которое встретили в конкретном тексте.

Я не склонен думать, что сейчас идет глобальное перераспределение ресурсов изучения русского языка, сильное смещение акцентов. Орфографии как уделялось, так и уделяется большое внимание. Хотя общий процент безграмотности тоже приходится учитывать.

Возможно, в прошлом орфографическая разметка слова, разного рода приёмы графического выделения орфограмм не использовались так активно

Но с усилением стремления полагаться на визуальное восприятие информации в современной жизни их роль существенно возросла.

Кроме того, отмечу, что мои собственные предпочтения в вопросах такого рода формировались за счёт сравнения моей ученической и учительской деятельности, вырабатывались из желания сделать не совсем простой и, будем откровенными, не самый любимый в изучении материал более доступным для учеников, из потребности посмотреть на предлагаемые обстоятельства их глазами.

Естественно, с течением времени могут меняться способы подачи материала, но это просто значит, что с каждым педагогом мы можем говорить об индивидуальных решениях, разработках, методах, которые себя хорошо зарекомендовали.

Shutterstock / Коллаж: Вика Шибаева для «Мела»

Источник: https://mel.fm/russky_yazyk/8037415-vydelite-orfogrammu-dlya-chego-shkolniki-postoyanno-razbirayut-slova-po-chastyam

Урок 8. какие части можно выделить в тексте (части текста) – Русский язык – 2 класс – Российская электронная школа

Выделенные части

Русский язык. 2 класс.

Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Построение текста.
  2. Части текста: начало, основная часть, концовка.

Тезаурус:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.

Основная часть текста— это главная часть текста.

Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч.1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017. — с. 20-22.
  2. Канакина В. П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2018. — с. 10-11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью.

Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей.

Давайте узнаем из каких.

Прочитайте рассказ.

Осеннее утро

Было тёплое осеннее утро.

Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.

Природа радовалась последним тёплым денькам.

Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.

Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.

Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.

Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.

В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части раскрывается содержание высказывания.

Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

У каждой части свое назначение.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Найдите первую часть— начало текста.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

В первой части рассказывается, с чего началась история.

Найдите вторую часть текста— основную часть.

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? — спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

В этой части рассказывается сама история.

Осталось найти третью часть— концовку.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.

В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки.

Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание: Части текста.

Установите соответствия между частями текста и их названиями.

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Правильный ответ:

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Задание: Начало текста.

Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это главная часть текста

В) это введение читателя в содержание текста

Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.

Правильный ответ:

В) это введение читателя в содержание текста

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/conspect/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.