Вспомогательные объекты капитального строительства

Объекты вспомогательного использования: как оформить права?

Вспомогательные объекты капитального строительства

Понятие «объект вспомогательного использования» на законодательном уровне однозначно не определено. Однако, исходя из смысла ст. 4 Федерального закона от 30.12.

2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под такими объектами понимаются строения и сооружения пониженного уровня ответственности.

Они связанны с осуществлением строительства/реконструкции здания/сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Также, учитывая буквальное толкование, вспомогательным может быть объект по отношению к основному, т.е. выполнять обслуживающую по отношению к основному объекту функцию.

Следует отметить, что государственная регистрация прав проводится только в отношении тех объектов, которые являются недвижимыми. Критерий отнесения объектов к недвижимым определен ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

Так, недвижимыми являются объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Значит, такие объекты, как железобетонные заборы, рекламные конструкции, элементы благоустройства и т.п. не могут классифицироваться как недвижимые объекты. Они могут быть перемещены и демонтированы без какого-либо ущерба их назначению и являются временными постройками.

Для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию не требуется. Права на такие постройки оформляются в упрощенном порядке – на основании правоустанавливающих документов на участок и декларации.

С изданием приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009г. № 447, утвердившим новую форму декларации об объекте недвижимого имущества, возможность зарегистрировать права на вспомогательные объекты появилась и у юридических лиц, в том числе у муниципальных, государственных учреждений и унитарных предприятий.

Декларация заполняется заявителем самостоятельно и содержит сведения об адресе объекта (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен. Декларация представляется в двух экземплярах и заполняется на каждый объект недвижимого имущества.

Однако необходимо отметить, что государственный регистратор не вправе самостоятельно устанавливать вид объекта или делать вывод о самовольном строительстве, поэтому, обращаясь за регистрацией права, заявителю следует иметь в виду, что для проведения регистрации необходимо доказать «вспомогательность» объекта.

Как правило, таким документом является заключение уполномоченного органа о том, что регистрируемый объект является объектом вспомогательного использования по отношению к основному и в то же время является объектом капитальным, выдача разрешения на строительство такого объекта не требуется. В Улан-Удэ таким уполномоченным органом является Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ.

Итак, государственной регистрации подлежат права на объекты вспомогательного назначения при соблюдении следующих условий:

1. наличие у заявителя прав на земельный участок; расположение основного объекта и объекта вспомогательного использования в границах земельного участка;

2. заявитель является правообладателем основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому заявленный объект является вспомогательным;

3. заявленный объект является объектом вспомогательного использования (недвижимым имуществом, возведенным для осуществления строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенным на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства).

Государственная регистрация осуществляется при предоставлении следующих документов:

– два экземпляра заполненной декларации об объекте недвижимого имущества;

– правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Предоставление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном порядке.

При отсутствии у заявителя заключения уполномоченного органа, подтверждающего, что объект является объектом вспомогательного использования, государственный регистратор по своей инициативе запрашивает его у уполномоченного органа.

Эржена Эрдынеева

Источник: https://rosreestr03.ru/literacy-campaign/detail.php?ELEMENT_ID=130077

Правовое регулирование строительства временных разборных бескаркасных зданий

Вспомогательные объекты капитального строительства

Журнал “Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование”

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Правовое регулирование строительства временных, вспомогательных объектов, а также возведения самовольных построек

Емельянов А.С., ООО “Спецстройсервис-Р”

Современное российское законодательство, достаточно полно регулируя правоотношения в области строительной деятельности в виде нормативного установления разнообразных требований при строительстве объектов недвижимости, тем не менее, в некоторых случаях предусматривает и упрощенный порядок процедуры возведения сооружений: в частности, без необходимости получать разрешение на строительство, проводить государственную экспертизу проектной документации.

И если относительно недавно появилось законодательное упрощение процедуры легализации загородной недвижимости, используемой для целей огородничества и личного подсобного хозяйства (так называемая дачная амнистия), то облегченный порядок строительства недвижимости иного назначения известен российскому праву уже довольно длительное время.

С указанными выше правоотношениями по строительству весьма тесно пересекаются и отношения по последующему признанию права собственности на возведенные объекты, что и нашло свое отражение и рассмотрение в настоящей статье.

Попробуем разобраться, в каких именно случаях предприниматели и юридические лица могут воспользоваться таким упрошенным порядком легализации своих строений и сооружений.

Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в следующих случаях:

  • строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства (ОКС) является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

     Таким образом, законодатель не относит к ОКС временные постройки разного рода, на которые не требуется выдача разрешений на строительство. Разрешений на строительство не требуется и при строительстве сооружений, строений вспомогательного использования, которые, однако, следуя смыслу закона, могут являться ОКС, если одновременно с этим не представляют собой временные постройки.

     Существенное правовое отличие между постройками временного характера и сооружениями вспомогательного назначения заключается в том, что постройки временного характера, в силу своих конструктивных особенностей и исходя из существующей судебной практики, не признаются впоследствии объектами недвижимости, т.е. право собственности на них оформить будет нельзя.

     Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ, вещь может быть отнесена к разряду недвижимых при наличии ее прочной связи с землей и невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

Также в качестве необходимых признаков недвижимости в теории гражданского права указываются прочность и непотребляемость.

В связи с этим из состава недвижимого имущества логично исключаются временные переносные строения сборно-разборного типа (палатки, киоски, павильоны и т.п.).

     Вышеуказанные правовые определения недвижимости, закрепленные законодательством, в настоящее время являются основными критериями для признания объектов таковыми в судебном порядке.

     Кроме того, к признакам, присущим недвижимому имуществу и связанным с неразрывностью с землей, можно отнести и такие характерные особенности, как наличие фундамента и невозможность отделения объекта от фундамента без причинения ему значительного ущерба, наличие различных коммуникаций в нем: газ, свет, вода и пр., достаточно высокая стоимость (временные же постройки, напротив, не имеют фундаментов, представляют в основе своей сборно-разборные конструкции, которые без особого для них ущерба могут быть перенесены в любой другое место, на их возведение, как правило, затрачивается не так много средств и времени).

     Между тем существование такого оценочного по большому счету алгоритма и отсутствие какого-либо законодательного закрепления конкретного перечня объектов, которых следует относить к недвижимости, зачастую оборачивается как государственной регистрацией в качестве недвижимости сооружений, которые таковыми не являются, так и неправомерным отказом в регистрации реальных объектов недвижимого имущества, что в дальнейшем может приводить к судебным спорам, в которых уже суд разбирается в сущности имеющихся отношений и устанавливает, относится ли тот или иной объект к ОКС (недвижимости) или нет и подлежит ли регистрации право собственности на него.

     В связи с этим при решении вопроса об отнесении того или иного объекта к недвижимости можно рекомендовать придерживаться следующего правила: строение, сооружения могут быть отнесены к недвижимому имуществу только в том случае, если их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба для них.

     Рассматривая вопрос о временных постройках, можно сделать вывод, что все ОКС законодатель относит к объектам недвижимости, а временные постройки, не являющиеся ОКС, будут являться движимыми вещами, т.е. предполагается возможность их передвижения без какого-либо ущерба для их назначения и целевого использования.

     Так, п. 1.1 ГрН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относит специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

     В п. 1.

2 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Ярославля [1], к временным постройкам, не являющимся ОКС, отнесены также не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения): площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг. К временным постройкам также можно отнести и антенно-мачтовые сооружения сотовой связи [2].

     Отнесение конкретных построек к временным в случае судебного разбирательства производится судом, исходя из имеющихся законодательных и теоретически-практических признаков недвижимости.

В частности, в своем арбитражный апелляционный суд указал, что несмотря на то, что в настоящее время ни один нормативный акт не дает в полной мере определения “временному сооружению”, это не означает, что из-за этого нельзя отнести то или иное сооружение к временным конструкциям, исходя из общих требований законодательства, а само по себе наличие в сооружении центрального отопления и водопровода еще не может свидетельствовать о том, что такое сооружение является недвижимой вещью [3].

     Федеральный арбитражный суд также вывел дополнительный, по сравнению с законодательным, перечень объектов, которые нельзя отнести к ОКС (к недвижимости) и которые являются временными постройками [4]. В данном постановлении суд указал, со ссылкой на п. 1 ст.

130 ГК РФ, что создание всякого рода легковозводимых конструкций, легких сборно-разборных сооружений свидетельствует об отсутствии прочной связи таких объектов с землей и возможности их перемещения без ущерба назначению, в связи с чем данные объекты являются некапитальными строениями и не могут быть отнесены к объектам недвижимости: в том числе объекты, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций, торговые ряды… Из всего этого суд делает вывод, что право собственности на данные объекты не подлежит госрегистрации в порядке ст. 131 ГК РФ, поскольку они не являются объектами недвижимости, т.к. являются постройками, не относящимися к объектам капитального строительства, а также являются объектами вспомогательного использования.

     Таким образом, законодательство и существующая судебная практика ставят фактический знак равенства между объектом недвижимости и ОКС, а временные постройки не относят ни к одной из данной категории объектов как не обладающие необходимыми для этого признаками. Соответственно, право собственности на временные постройки как движимые вещи госрегистрации не подлежит, а в случае подачи документов на регистрацию таких построек регистрирующие органы должны выносить отказы в принятии документов по указанному основанию.

Однако само по себе получение лицом свидетельства о праве собственности на объект еще не ведет автоматически к признанию судом этого объекта недвижимым имуществом при отсутствии необходимых на то документов, подтверждающих отнесение объекта к недвижимости – отвод соответствующего участка под капитальное строительство и пр. В связи с этим следует разграничивать торговый павильон в качестве ОКС и временный павильон, не являющейся недвижимостью [5].

     В рамках другого дела суд посчитал, что торговый павильон является ОКС (недвижимым объектом) на том основании, что он согласовывался и строился юридическим лицом именно как объект капитального строительства с оформлением и согласованием, требуемым в соответствии с законодательством, несмотря на то, что орган муниципальной власти настаивал на отсутствии у юридического лица права строить капитальное здание [6].

     В иной ситуации суд, установив, что спорное сооружение – быстровозводимый торговый павильон не отвечает установленным нормативными правовыми актами критериям отнесения объекта к недвижимости, поскольку является нестационарным, временным сооружением, не получавшим в связи с этим разрешение на строительство и возведенным на земле под краткосрочную аренду, признал госрегистрацию права собственности на этот объект незаконной [7]. А имеющееся в материалах дела заключение ГУП ЦНИИ строительных конструкций, согласно которому спорное строение являлось стационарным, а не временным, на указанное решение суда не повлияло.

     Если же из документов, выданных полномочным органом, осуществляющим технический учет, следует, что объект имеет признаки, свидетельствующие о том, что он прочно связан с землей, т.е.

является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то регистрирующим органом производится государственная регистрация права на такой объект.

Поэтому когда из материалов дела следует, что волеизъявление органа местного самоуправления фактически было направлено на создание объекта недвижимого имущества, несмотря на то что указанный объект называется в документах временным торгово-выставочным павильоном, суд признает такой объект недвижимостью [8].

     В отличие от временных построек признание какого-либо объекта вспомогательным сооружением не может вести автоматически к отказу в признании этого объекта недвижимым имуществом (ОКС): являясь вспомогательным сооружением и не являясь временной постройкой, объект одновременно будет являться и недвижимостью, т.е. право собственности на него будет подлежать госрегистрации.

Что же законодательство относит к вспомогательным сооружениям, на которые, однако, также не требуется получать разрешение на строительство?

     Согласно ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности.

К ним относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и тому подобные сооружения.

Разумеется, такие сооружения могут быть не только временными, но и стационарными (недвижимыми): например, склад, фундаментально построенный для обслуживания торгового комплекса или дома отдыха.

Источник: https://angar38.com/articles/pravovoe-regulirovanie-stroitelstva-vremennyx-razbornyx-beskarkasnyx-zdanij/

Строительство временных зданий и сооружений на основе металлических конструкций от Эвриал

Вспомогательные объекты капитального строительства

Приняв решение строиться, некоторые заказчики задаются вопросом, какие объекты можно отнести к капитальному строительству, а какие принято рассматривать как временные здания.

Основное отличие ВЗС заключается в том, что конструкция возводится на определенный промежуток времени. К примеру, временные здания для размещения рабочих на строительной площадке, укрытие зерновых культур на момент сбора урожая, административно-жилой комплекс для временного проживания спортсменов и т.п.

Увидеть примеры уже готовых объектов вы можете по ссылкам.

Законодательная база РФ не дает определения временным зданиям и сооружениям, зато ст. 1 ГК РФ обозначила, какой объект можно считать капитальным:

«Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек».

Опираясь на ГК РФ, можно выделить основные признаки принадлежности конструкции к временным зданиям и сооружениям: мобильность, сборно-разборный каркас, ограниченный срок эксплуатации.

Какие постройки можно обозначить как временные

Под понятием временного сооружения подразумевается постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивные особенности которой заложена возможность разборки на составляющие элементы с последующей установкой на новое место без ущерба ее назначению.

Обращаясь к постановлению N 1139-ПП, можно четко обозначить, что же отличает временные здания и помещения от объектов капитального строительства:

  1. Для возведения ВЗС не нужно брать разрешение на строительство, проходить процедуру государственной регистрации, т.к. ВЗС не относятся к объектам недвижимости. Сооружение «не связано» с участком, где оно устанавливается на строго отведенный срок, а сама конструкция монтируется из легких сборно-разборных элементов каркаса.
  2. Эксплуатационный период сооружения четко обозначен, а по его окончании постройка демонтируется. Разобранную конструкцию можно заново установить на новом месте.
  3. Возведение временных зданий и сооружений не требует устройства капитального фундамента глубокого залегания, иногда такие конструкции устанавливаются просто на заасфальтированную или забетонированную площадку.

Согласно ст. 51 ГК РФ получение разрешения на строительство не потребуется, если здание не относится к ОКС или в том случае, если оно вспомогательного характера. Как следствие, на строительство ВЗС не нужно брать разрешение.

По своему функциональному назначению временные здания рассматриваются как вспомогательные объекты, и зачастую возводятся для эксплуатации на момент строительства капитальных объектов. Наряду с этим в качестве ВЗС можно признать сборно-разборный ангар, каркасно-тентовое сооружение, быстровозводимый склад или блок-модульные конструкции, руководствуясь Приложением N 218-ФЗ.

Если вам необходимо в максимально короткие сроки возвести ангар или склад без документной волокиты и долгих оформлений, сборно-разборные металлические конструкции – рациональный выход в данной ситуации.

В чем преимущества таких построек

Итак, в чем именно вы можете извлечь выгоду, решив построить мобильную сборно-разборную постройку?

Во-первых, т.к. такие здания не требуют оформлений на федеральном уровне, вы экономите свое время. Разрешение на застройку, прохождение проектной экспертизы, акт приемки в эксплуатацию, постановка на баланс и прочая возня с бумагами заставляют еще и понервничать.

К тому же, если сооружение возводится с ситуативной задачей, трата временных и финансовых ресурсов нецелесообразна. К нам в компанию не раз обращались заказчики, которым нужен был склад или зернохранилище для временной передержки или сбыта продукции/товара.

Возводимые компанией Эвриал временные постройки, по своим функциональным и прочностным характеристикам не уступают капитальным ангарам. Разве что они могут устанавливаться на легкой бетонной плите и демонтироваться за считанные часы на отдельные элементы, но это никак не отразится на их безопасности в использовании.

Все конструкции, даже временные мы монтируем с расчетом нагрузок на них, особенностей эксплуатации и характеристик почвы.

Во-вторых, у вас есть возможность повторного использования или же продажи конструкций в полном комплекте.

Блок-модули и ЛСТК монтируются на болтовых соединениях, что делает их, по сути, строительным конструктором, который можно неоднократно монтировать и демонтировать, перевозить на новое место либо вообще продать.

Кстати, отсюда вытекает еще одно преимущество – доступность строительства на арендуемой земле.

Классификация (виды) сооружений

ГСН 81-05-01-2001 (государственные строительные нормы) помогают прояснить ситуацию в классификации временных зданий:

  • Титульные – размещение таких временных зданий и сооружений необходимо на период строительства.
  • Нетитульные – возводятся для нужд отдельно стоящего объекта, также известны как приобъектные конструкции.

Титульные

Нетитульные

К титульным ВЗС относят склады временного характера закрытого или открытого типа (они также могут быть теплыми или холодными); мастерские, котельные, электростанции; административные помещения; укрытия для стоянки техники; модульные сооружения контейнерного типа, и т.д.

На основе 3 ГСН 81-05-01-2001 сюда можно отнести приобъектные постройки и конторы для размещения прорабов и ИТР, склады и навесы при капитальном объекте, хозяйственно-бытовые блоки для уборных и столовых, и др.

Требования к строительству временных зданий

Рассмотрим основные требования к временным зданиям и сооружениям:

  1. Эксплуатация и подключение к электросети допускается при наличии эксплуатационного паспорта и акта проверки электропроводки.
  2. Конструкции устанавливаются на расстоянии не менее 15 м от сооружений и зданий на объекте.
  3. На зданиях указывается их принадлежность – название организации либо ФИО ответственного лица.
  4. Обязательная комплектация таких построек огнетушителями с расчетом 2 огнетушителя на одно помещение с массой вещества не менее 4 кг.
  5. Устройство печного отопления недопустимо в постройках временного назначения.
  6. Жилые и административно-бытовые комплексы должны оснащаться пожарной сигнализацией (дымовыми датчиками).
  7. Временные производственные и складские здания оборудуются системами противопожарной защиты.

Проектирование ВЗС

Любое строительство предполагает разработку базового проектного решения, в результате которого определяется тип, количество и конструктивные особенности строений.

Основные задачи в проектировании временных зданий:

  • составление номенклатуры сооружений, которые планируются возводиться на строительной площадке;
  • подсчет расходов на строительство временных зданий и сооружений, полагаясь на ГСН 81-05-01-2001;
  • определение типа и назначения – именно от этого во многом будут зависеть требования и конструктивные решения, а также особенности расчета размеров и площади постройки.

К примеру, в проекте административно-бытового комплекса будет учитываться численность рабочего персонала. При разработке проекта временного склада учитывается тип и объемы стройматериалов.

Разработать проект в полном соответствии с требованиями ГК РФ вам поможет проектное бюро «Аргос», входящее в группу компаний «Эвриал».

Топ-5 вопросов, возникающих при строительстве ВЗС

  1. Я хочу возвести ангар, нужно ли получать на него разрешение? Разрешение на строительство не нужно в том случае, если сооружение не относится к разряду капитальных объектов. Например, такими являются каркасно-тентовые ангары.

  2. Временные и мобильные здания – одно и то же? Так как главным определяющим фактором временных построек является их сборно-разборная конструкция с возможностью установки на новом месте, то ВЗС можно идентифицировать как мобильные здания согласно ГОСТ 25957-83.
  3. Когда требуется разрешение на возведение ангара? Согласно ст.

    1 ГрК РФ в том случае, если его можно признать объектом капитального строительства: ангар устанавливается на фундамент глубокого залегания, сооружение «привязано» к участку строительства и в дальнейшем не подлежит разборке с целью передислокации.

  4. Если ангар будет использоваться с целью временной постройки, понадобится ли разрешение? В этом нет необходимости, если ангар по всем признакам можно будет отнести к ВЗС.

    При этом в технической документации должно указываться о конструктивной возможности его демонтажа для последующей установки

  5. Какие здания можно признать некапитальными? Которые не относятся к объектам капитального строительства, а именно временные постройки различного назначения, на которые не требуется выдача разрешений на строительство.

Задать другие интересующие вас вопросы, вы можете специалистам компании «Эвриал». Мы постараемся ответить в максимально короткие сроки.

Источник: https://avrial.ru/blog-kompanii/vremennye-zdaniya-i-sooruzheniya-trebovaniya-naznachenie-i-klassifikatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.