Все о земельном праве

Земельный кодекс РФ

Все о земельном праве

На этом сайте представлена всегда актуальная версия статей Земельного кодекса РФ с Комментариями.
находятся сразу после текста статей.

Для навигации по сайту используйте «Оглавление» на главной странице, систему поиска и навигационную цепочку на страницах статей.

Также вы можете перейти к любой статье кодекса, набрав номер нужной статьи в адресной строке браузера.

Например, введите:

  • Глава I. Общие положения
  • Глава I.1. Образование земельных участков
  • Глава II. Охрана земель
  • Глава III. Собственность на землю
  • Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками
  • Глава V. Возникновение прав на землю
  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
    • Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
    • Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
    • Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
    • Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
    • Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
    • Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
    • Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
    • Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
    • Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
    • Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
  • Глава V.2.

    Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

  • Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Глава V.4.

    Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

  • Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
  • Глава V.6.

    Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

    • Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
    • Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
    • Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
  • Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях
  • Глава VI.

    Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

  • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
  • Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Глава VIII.

    Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

  • Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
  • Глава X. Плата за землю и оценка земли
    • Статья 65. Платность использования земли
    • Статья 66. Оценка земли
  • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
  • Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль
  • Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения
  • Глава XV. Земли населенных пунктов
  • Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны
    • Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
    • Статья 88. Земли промышленности
    • Статья 89. Земли энергетики
    • Статья 90. Земли транспорта
    • Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    • Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
    • Статья 93. Земли обороны и безопасности
  • Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
  • Глава XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий

Полезные материалы

  • Скачать Земельный кодекс РФ 2020
  • Уголовно-процессуальный Кодекс РФ 2020

Источник: http://stZKRF.ru/

Земельное право

Все о земельном праве

Земельное право как отрасль права – это системно упорядоченная совокупность норм, выраженная государством и направленная на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель.

Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), а именно отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования во многом определяется их объектом – землей, являющейся и природным объектом, и природным ресурсом, и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом иной деятельности. Особенности земли порождают и специфику правоотношений.

Земля как природный объект находится в органической связи с другими природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром, что обуславливают тесную связь земельных отношений с другими общественными отношениями – по поводу использования и охраны иных природных ресурсов в целом и каждого из них в отдельности, чем в свою очередь, определяется наличие органической связи земельного права с другими природоресурсными отраслями – водным, лесным, горным и др., а также с экологическим правом.

Метод правового регулирования – это установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия участников земельных правоотношений.

Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования выражается в установлении правил должного поведения и запретов, не подлежащих исполнению.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, т.е. собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений.

Земельные правоотношения состоят из следующих элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъект права, т. е. участники земельных отношений.

Согласно ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации[39] (далее – ЗК РФ), участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3) Объект права – индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов Российской Федерации, административно-территориальных образований, отдельные участки.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п.2 ст.6 ЗК РФ).

В соответствии со ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли поселений;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса, содержание земельных правоотношений, т.е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.

ЗК РФ не раскрывает понятия земельного правонарушения. Основываясь на понятиях, содержащихся в юридической литературе, его можно определить как нарушение требований законодательства о рациональном использовании и охране земель, т.е. виновное противоправное деяние (действие или бездействие) со стороны определенных субъектов по поводу земли[40].

Земельное правонарушение, как любое другое, состоит из следующих элементов: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Для привлечения лица к ответственности за совершение земельного правонарушения необходимо наличие всех четырех элементов.

За совершение земельных правонарушений законодательством предусмотрены четыре основные формы ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

Вопросы:

1. Что изучает наука уголовного права?

2. Назовите основные задачи уголовного права.

3. Какой источник уголовного права является основным? Назовите иные источники уголовного права.

4. Назовите особенности действия уголовного закона в пространстве.

5. Назовите особенности действия уголовного закона по кругу лиц.

6. Дайте определение понятия преступления.

7. Раскройте признаки преступления.

8. Назовите элементы состава преступления.

9. Раскройте содержание объективных признаков состава преступления.

10. Что является предметом экологического права?

11. Какие методы регулирования экологических правоотношений характерны рассмотренной отрасли права?

12. Какими мерами обеспечивается право на благоприятную окружающую среду?

13. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за совершение экологических правонарушений? Охарактеризуйте каждый.

14. Дайте характеристику предмету и методу земельного права.

Задания:

1. Иванов задержан по подозрению в совершении убийства Колосова. Перед допросом в качестве подозреваемого следователь предложил Иванову пригласить адвоката.

Иванов заключил договор с двумя адвокатами, которые явились на допрос, предъявили удостоверения адвоката и ордер на участие в уголовном деле.

Следователь предложил Иванову выбрать одного адвоката, объяснив, что двух адвокатов он не допустит к защите его интересов. Прав ли следователь? Оцените его действия с точки зрения УПК РФ.

2. Сергеев был вызван на допрос в качестве свидетеля к следователю прокуратуры.

В день, когда должен состояться допрос он обратился за юридической помощью к адвокату и заключил с ним договор, согласно которому адвокат брал на себя обязательство присутствовать при допросе Сергеева и представлять его интересы.

Следователь не допустил адвоката к участию в допросе свидетеля. Оцените действия следователя. В каком порядке Сергеев и его адвокат могут обжаловать действия и решения следователя?

3. Дайте характеристику и приведите примеры нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды.

4. Раскройте понятие «благоприятная окружающая среда».

5. Сформулируйте понятие юридической ответственности за экологическое правонарушение.

Литература:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – №237. – 25 декабря.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 июля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2955; 1999. – № 7. – Ст. 871, 873, № 11. – Ст. 1255, № 12. – Ст. 1405, № 28. – Ст. 3489-3491; 2001. – № 11. – Ст. 1002, № 13. – Ст. 1140, № 26. – Ст.

2587, 2588, № 33. – Ст. 3424, № 47. – Ст. 4404, 4405, № 53. – Ст. 5028, 2002. – № 10. – Ст. 966, № 11. – Ст. 1021, № 19. – Ст. 1793, 1795, № 26. – Ст. 2518; 2003. – № 11. – Ст. 954, № 44. – Ст. 4298; 2003. – № 11. – Ст. 954, № 15. – Ст. 1304, № 27. – Ст. 2708, 2712, № 28. – Ст. 2880, № 50. – Ст. 4848; 2004. – №30. – Ст. 3091, 3096.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 апреля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52. – Ст. 4921; 2002. – № 22. – Ст. 2027; 2003. – № 27. – Ст. 2706, № 30. – Ст. 3015, 3020, 3029, № 44. – Ст. 4298, № 50. – Ст. 4847; 2004. – № 17. – Ст.1585.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002. – 12 января.

6. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №47. – Ст.4471.

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №5. – Ст.610.

8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №44. – Ст. 4147.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Российская газета. – 1999. – 13 мая.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета. – 1995. – 31 декабря.

11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 23. – Ст. 2102; 2003. – № 44. – Ст. 4262; Российская газета. – 2004. – 30 декабря.

12. Федеральный закон № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

13. Федеральный закон № 5-ФЗ 25 мая 1994 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 октября 1999 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 801; 1999. – № 43. – Ст. 5124.

14. Федеральный закон № 103-ФЗ от 21 июня 1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 9 марта 2001 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления». // Российская газета. – 1995. – 20 июля. – С. 4-5; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 11. – Ст. 1002.

15. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 июля 2003 г.) «О судебной системе Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1. – Ст. 1; 2001. – № 1. – Ст. 4890; 2003. – № 23. – Ст. 2998.

16. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 19. – Ст. 685; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 51. – Ст. 4970.

17. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18 июля 1997 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349; 1997. – № 29. – Ст. 3502.

Специальная литература:

1. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: «Юрист», 1996. – 624 с.

2. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Саввич Н.Е.. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. – 128с.

Источник: https://studopedia.ru/14_116644_zemelnoe-pravo.html

Земельное право и земельное законодательство в РФ

Все о земельном праве

Законы Российской Федерации – Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, другие федеральные земельные законы.

Земельное право – это система норм, регулирующих земельные отношения.

Предметом земельного права выступают земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

В Российской Федерации, несмотря на то, что земельная реформа осуществляется уже более двадцати пяти лет, земельное законодательство находится еще на стадии становления.

Принятые за это время основные земельные законы являются одними из наиболее часто изменяемых законов. Это, несомненно, негативно отражается на правоприменительной практике в области земельного права.

А это, в свою очередь, приводит к тому, что большинство граждан РФ не знают о своих правомочиях в области владения, пользования и распоряжения землей.

Взаимодействие земельного права с другими отраслями права

Земельное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права, в частности:

Так как земля является недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота, то имущественные земельные отношения (право собственности, сделки с землей и др.

) в той или иной мере регулируются гражданским законодательством, поскольку именно оно регулирует имущественные отношения.

Таким образом, имущественные земельные отношения регулируются совместно нормами гражданского и земельного права, при этом гражданское право устанавливает общие положения, а земельное право особенности, связанные со специальным объектом, каковым является земельный участок;

  • с административным правом

В земельном праве большую роль играет институт государственного управления земельными отношениями. Государственное управление — это сфера регулирования административного права.

Земельное право заимствует из административного систему органов государственной власти, прежде всего исполнительной, которые осуществляют управление земельными отношениями, а также закрепляет специфические виды такого управления (кадастр, землеустройство идр.);

Земля и земельные участки, прежде всего, являются природными ресурсами, следовательно, объектами экологической правовой охраны. Значит, экологическое законодательство распространяет свое действие и в отношении земель;

  • с природоресурсными отраслями права (водным, горным, лесным и другими)

Многие положения природоресурсных отраслей права пересекаются с нормами земельного права, дополняя и конкретизируя друг друга;

При исчислении земельного налога как основной формы платы за землю применяются положения налогового законодательства;

  • с градостроительным правом

Правовой режим земель населенных пунктов регулируется в большей степени не земельным, а градостроительным законодательством;

Кроме того, при совершении правонарушения, объектом которого выступают земельные отношения, вступают в действие нормы трудового, гражданского, административного или уголовного права соответственно, которые совместно с земельным законодательством регулируют порядок наложения ответственности на лицо, виновное в совершении земельного правонарушения.

Конституция РФ и земельное право

Конституция РФ – главный источник земельного права. В ней сформулировано несколько положений, касающихся земельных отношений.

Статья 9 Конституции РФ

В пункте 1 этой статьи закреплено положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма является основополагающей для всего земельного права.

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ содержит принцип, устанавливающий и гарантирующий многообразие форм собственности на землю – государственной, муниципальной, частной и иных форм.

Статья 36 Конституции РФ

Эта статья определяет, что собственник земли вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц.

Таким образом, Конституция РФ определила главное направление земельного законодательства — природоохранное, закрепив «принцип приоритета природоохранных норм при регулировании земельных отношений».

Статья 72 Конституции РФ

Эта статья устанавливает, что вопросы владения, пользования распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также само земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет возможность регионам самим регулировать те земельные отношения, которые объективно являются особенными для той или иной территории.

Земельный кодекс РФ и федеральное земельное законодательство

Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

После принятия Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) земельное законодательство стало более или менее упорядоченным, систематизированным.

В Земельном кодексе РФ содержатся общие положения земельного права, на его основе принимаются другие федеральные земельные законы, среди которых можно назвать:

  • Федеральный закон от 18.06.2001 «О землеустройстве»;

Источник: https://moiprava.info/semya-i-zhilishche/zemelnoe-pravo

Особенности законодательства по Земельному праву в России

Все о земельном праве

Земельное право – сложная система норм и отношений, представляющая собой множество правовых форм собственности на землю. Все вопросы урегулированы государством и обществом, описаны в официальных актах по использованию земельных недр (природных, недвижимых объектов).

Что такое ЗП в России, нормы и предмет

В понятие права может входить целый комплекс взаимоотношений между людьми, регулируемых нормативами и законами. Метод связан с охраной, распределением, применением природных ресурсов. Это самостоятельный термин (отрасль), подразумевающий под собой дисциплинарное поведение участников – сторон, наделенных правом занимать участки, использовать по назначению.

Процессами урегулирования занимается уполномоченный орган – Земельный отдел, наделенный, в свою очередь, правами по распределению наделов, прекращению, возобновлению или изменению вида правоотношений, вынесению решений в соответствии с административно-нормативными актами в рамках данной отрасли.

Признаки норм:

  • предписание со стороны государства по должному (возможному) поведению людей при использовании наделов;
  • письменное (формальное) определение права с обозначением в рамках деяний субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение мер воздействия (принуждение, стимуляции) со стороны гос. органов;
  • возложение обязанностей на субъекты по возможному (невозможному) использованию ресурсов.

Права на землю согласно юридическим нормам по классификации подразделяются на:

  • регулятивные с содержанием в себе предписаний для участников общественных отношений;
  • охранительные с регламентом мер, юридической ответственностью с целью защиты субъективных прав.

С учётом функциональной роли виды норм подразделяют на:

  • исходные — с определением основ регулирования общественных отношений, задач и целей направлений;
  • общие — с распространением на большую часть земельного института;
  • специальные — с отношением к отдельной отрасли, урегулированием определённого вида общественных отношений.

В зависимости от характера нормы различают:

  • материальные (земельные, экологические);
  • гражданское, уголовно-процессуальные.

Виды материально-правовых нормативов: обязывающие, управомочивающие, компенсационные, запретительные, поощрительные, карательные. Например, процессуальный вариант включает в себя регламент упорядочения деятельности государственных структур во взаимодействии с иными объектами природных правоотношений.

Предмет права – отдельный отраслевой элемент, включающий принципы и основы жизнедеятельности народов, проживающих на определенной местности. Специфика тесно связана с природными объектами, т. е. землей – важным орудием для ведения лесного (сельского) хозяйства, которая, в свою очередь – с другими объектами: животный (растительный) мир, вода, леса, поля.

Метод права

Основные методы урегулирования:

  • диспозитивный вариант урегулирования общественных отношений с предоставлением участникам свободы выбора в их действиях;
  • императивный метод подчинения властям, должного поведения или запретов с их стороны.

Преимущество – за императивным методом, учитывая специфику и концепцию земельных отношений, когда большую роль играет регулирование охраны, социальная значимость.

Императивный метод предполагает возложение неких обязанностей для собственников сельхозугодий с обязательным занесением в кадастр, осуществлением контроля за охраной и использованием ресурсов со стороны государства.

Принципы земельного права

Принципы – базовое определение земель. Подразделяют по сфере применения на: отраслевые, межотраслевые, общественные.

В основе принципов – конституционные законы, хотя способы регулирования норм и отношений тесно связаны с административными нормативами, на основании которых и осуществляется возможное привлечение лиц к ответственности в случае совершения правонарушений по отношению к природным богатствам при неправильном использовании или не по назначению.

Основные принципы ЗП:

  • общеправовые, закрепленные в Конституции РФ, описанные в законах;
  • межотраслевые в составе сразу нескольких смежных отраслей;
  • частноправовые и публичные взаимоотношения, тесно связанные с Административным, Гражданским кодексом;
  • отраслевые (базовые) для урегулирования отношений между людьми.

 Особенности реализации отраслевых принципов земельного права

Особенности реализации отраслевых принципов (подотраслей):

  • придание значения наделам как природным охраняемым объектам либо собственному недвижимому имуществу;
  • изменение целевого назначения сельхозугодий, защитных лесов, объектов культурного наследия по мере необходимости;
  • использование природных ресурсов за определённую плату в качестве экономического механизма урегулирования правоотношений;
  • определение принадлежности природных площадей к той, иной категории с обозначением целевого назначения, т. е. разделение на зоны (части), участки для разрешенного использования;
  • разграничение наделов на собственные или принадлежащие государству, отдельным субъектам, муниципальным образованиям РФ;
  • разграничение по нормативам согласно актам для урегулирования отношений по использованию природных ресурсов.

Субъекты земельного права

Субъектами могут выступать физические и юридические лица (муниципальные, образовательные комитеты). Согласно ст.5 ЗК РФ участники отношений:

  • собственники с наличием права собственности на земельные наделы;
  • землепользователи, владеющие участками бессрочно либо постоянно при безвозмездном пользовании;
  • землевладельцы, использующие унаследованные угодья;
  • арендаторы, взявшие в наем участки на основании субаренды, договора найма;
  • обладатели публичного сервитута с ограниченными возможностями по использованию наделов, не принадлежащих им в собственности;
  • участники отношений, обладающие определённым правом на основании законодательства при наличии доверенности на управление наделами;
  • физические лица, граждане РФ, без гражданства.

СПРАВКА! На сегодняшний день права предусмотрены законодательством по использованию наделов на территории РФ исключительно своим гражданам.

Ограничение же может быть в случае использования участков на правах бессрочного либо срочного безвозмездного пользования. В актах не оговаривается, что юридические лица могут использовать участки для ведения хозяйства.

Хотя вправе принимать активное участие исключительно в интересах общества.

Источники земельного права

Источники – нормативно-правовые акты с урегулированием земельных отношений. Основные источники ЗП:

  • Конституция России с установлением общих принципов регулирования правоотношений;
  • международные договоры с определением государственных границ РФ для использования участков в определенном режиме в приграничных зонах;
  • Земельный кодекс (ст. 136) по урегулированию охраны недр, закреплению системы норм, освещению вопросов по возможному приобретению сельхозугодий в собственность с учетом категории.

Земельные права граждан

С юридической точки зрения, граждане могут иметь следующие права:

  1. Собственности на субъектный, многосубъектный участок, подразумевающее под собой использование исключительно по целевому назначению, не допускающее каких-либо нарушений со стороны других лиц. Собственник вправе владеть определенной земельной территорией.
  2. Владения в рамках интересов государства, когда инспекторы по охране природных ресурсов могут совершать на определенной территории контрольные функции.
  3. Распоряжения с принадлежностью наделов гражданам на праве собственности, но с некими ограничениями в рамках закона с целью недопуска нанесения ущерба общественности. Это долевая собственность, при которой один участник не вправе нарушать интересы другого дольщика при использовании совместных площадей.
  4. Реальное право, предполагающее наличие объектов собственности в натуре для граждан.
  5. Вещное право с подразделением по принципу действия на временное, бессрочное, пожизненно наследуемое использование природных богатств.
  6. Обязательное — результат сделок между гражданами, составление договоров аренды, срочного (бессрочного, возмездного) пользования наделенными участками.

Права на природные ресурсы для граждан предопределены законами. В ряде случаев – без установления режима со стороны администрации, местных органов муниципалитета, которые не вправе отменять выданное наследство либо пожизненное владение землей, поскольку это противоречит законам.

Разъяснение сложных моментов

Гражданам важно понимать, что надел земли – отдельный объект и должен быть разрешен со стороны государства, нормативных актов к использованию по назначению для застройки, ведения деятельности. Необходимо провести сбор документации, получить разрешение на строительство, например, в ИЖС.

  1. Отдельное внимание стоит уделить созданию проекта будущего здания в соответствии с планировкой, ранее проведенным межеванием участка.
  2. Многие ошибаются, думая, что брать разрешение на строительство и составлять проектную документацию перед воздвижением отдельно стоящего дома необязательно. Стоит понимать, что отсутствие разрешения не даст возможности провести регистрацию дома на момент введения в эксплуатацию. Это значит, что подключить коммуникации (свет, газ, отопление) будет затруднительно.
  3. За разъяснением непонятных вопросов гражданам рекомендуется обратиться в градостроительный комитет, выдающий разрешения на строительство, документацию органам местного муниципалитета для проведения регистрации наделов на местах. Взять разрешение можно в МФЦ, предварительно подготовив план и проект участка, выданный градостроительным комитетом.
  4. Проектная документация обязательно подлежит составлению, если предполагается построить дом свыше 3 этажей. Разрешение на строительство не требуется только в случае застройки на дачном участке небольшого домика, киоска, павильона, иного некапитального объекта.
  5. Выгода для собственников, использующих угодия по целевому назначению – возможность строительства жилого дома. Но заручиться разрешением нужно, пройдя немало инстанций. Без документации проведение строительных работ, возведение сооружений (построек) может стать незаконным, и это – повод для сноса.

Земельные отношения урегулированы гражданским, административным законодательством. Участки могут становиться объектами товарооборота с возможностью применения дополнительных норм Гражданского кодекса. Но в ряде случаев право по использованию наделов для граждан может быть прекращено. Причины:

  • использование не по целевому назначению;
  • применение методов, приведших к снижению плодородия с сельхозугодий, ухудшению экологии, отравлению и загрязнению участков.

Основанием для прекращения прав в случае изъятия может стать систематическая неуплата налогов, непроведение мероприятий по улучшению земель, возникновения чрезвычайной ситуации в стране.

Понятие земельного права – это совокупность строгих общественных отношений, урегулированных соответствующими нормами.

Хотя в определённых ситуациях законодательство может выходить за рамки предписанных отношений.

Особенности законодательства по Земельному праву в России Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-zakonodatelstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.