Внесение ранее учтенного земельного участка

Содержание

Ранее учтенный земельный участок

Внесение ранее учтенного земельного участка

С 2008 года на территории РФ действует закон о Государственном кадастре – правила учёта всех земельных наделов, особенности каждого: размер, назначение, категория и т.д. Все территории, освоенные или переданные для освоения в частные руки, до вступления в силу этого закона, имеют статус «ранее учтённый земельный участок».

Суть понятия

Сведения в кадастре имеются о каждом земельном наделе, существующем в РФ. Одна из граф – статус о записи земельного надела:

  • временный участок;
  • ранее учтённый;
  • учтённый;
  • архивный.

«Ранее учтённым» называются все участки, созданные до 2008 года. Это – одна из формулировок, которыми именуются земельные наделы.

Создана она в ходе систематизации сведений обо всех земельных наделах, существующих на территории РФ. Эту работу с 2008 года проводит Кадастровая Палата.

Когда начали систематизировать кадастровые сведения, все земельные наделы априори были названы «ранее учтёнными».

Этот статус до сих пор имеют наделы, в кадастровых сведениях которых не достаёт каких-либо сведений. Всего каждый кадастровый паспорт содержит:

  1. номер учёта и дата постановки;
  2. информация о владельце, его право устанавливающие документы;
  3. адрес земельного надела;
  4. категория и вид целевого использования;
  5. размеры;
  6. кадастровая стоимость одного квадратного метра и всего участка в целом.

Одни участки не имеют адекватных достоверных данных о собственнике, другие – технических сведений и др. Как только пользователь обращается в кадастровую палату и предоставляет сведения, статус «ранее учтённый» снимается.

Какие наделы могут оказаться в статусе «ранее учтённых»

Участки, сформированные до 2008 года:

  • находящиеся в собственности;
  • переданные в долгосрочную аренду;
  • переданные в бессрочное пользование от государства;
  • отданные на праве пожизненного наследуемого владения.

В большинстве случаев недостающей информацией оказываются сведения о границах и межевании. Раньше межеванию отводилась не такая важная роль, как сейчас. Поворотных точек с GPS-маячками вовсе не существовало, и определялись границы довольно условно. Сейчас все территории должны быть заново размежёваны, и восстановление границ – задача, возложенная на собственников.

Как узнать статус земли: два варианта

Чтобы узнать статус своего участка, достаточно найти его на публичной кадастровой карте. Она размещена в интернете на официальном портале Росреестра. Если надел обозначен как зарегистрированный без точных границ, значит, нужно как можно быстрее провести межевание и предоставить данные в Кадастровую палату.

Второй вариант – сервис справочной информации, тоже онлайн. После ввода данных об участке из базы формируется ответ, в том числе и о том, уточнены ли границы запрашиваемого надела.

Что такое межевание

Межевание – на сегодняшний день обязательная процедура для тех участков, которые зарегистрированы без определения границ.

Корректные сведения в реестре дают некоторую гарантию, что не возникнет проблем с законом и неприятных сюрпризов при эксплуатации земли: например, не окажется внезапно, что дом, выстроенный на границе с соседним участком, придётся снести, потому что он частично находится на чужой территории, и тд.

Для этого межевание по 218 ФЗ с 2015 года сделали обязательной процедурой, без которой провести любую гражданскую сделку с участком невозможно. При регистрации большинства процедур (продажа, дарение, сдача в аренду) в Росреестре потребуют акт межевания земельного участка.

Межевание позволяет:

  • избежать трудностей с законом, связанным с непреднамеренным захватом чужого участка;
  • избежать незаконного захвата собственной территории соседями, шанс доказать правоту в суде;
  • правильно высчитать налог на землю и текущие платежи, которые рассчитываются на основании данных о площади участка.

Процедура замера проводится только на местности и только квалифицированными кадастровыми инженерами. Найти инженера можно как среди частных предложений, так и обратившись в Росреестр. Замеры проводятся в присутствии собственника участка и владельцев соседних с ним наделов. В конце все присутствующие ставят свои подписи под актом межевания.

Акт содержит данные о форме и границах участка, разнообразные замеры, а так же описание участка: для чего пригодна земля, нет ли возвышенных или заболоченных участков, лесных насаждений и тд. Характеристика состоит из текстовой и графической части и предельно даёт представление о конкретном земельном наделе.

Уточнение границ территории

Записи в кадастре о некоторых ранее учтённых земельных участках могут содержать недостаточно сведений или вовсе отсутствовать. Если по факту у гражданина есть доказательства, что земля была в его пользовании, но никаких данных об этом в реестре нет, требуется повторная проверка с уточнением границ надела. Это необходимо, когда:

  • никаких сведений о территории в Кадастре нет;
  • сведения, содержащиеся в паспорте, устарели, неточны или были получены слишком давно (15-20 лет назад и старше).

 Как производятся гражданские сделки с ранее учтёнными участками

Продажа, дарение, обмен – процедуры, при регистрации которых сотрудник Росреестра обязательно потребует:

  1. свежая выписка из ЕГРН (даже если есть устаревший правоустанавливающий документ – свидетельство о собственности, «зелёнка»);
  2. удостоверение личности;
  3. акт межевания и технический план.

Рекомендуется предоставить межевой план для внесения уточнений в кадастровый паспорт до того, как будет назначена сделка продажи или обмена. Дело в том, что выписку из ЕГРН невозможно получить на ранее учтённый участок без уточнения деталей его кадастровых данных. Чтобы не затягивать и не усложнять процедуру продажи, документацию на участок лучше подготовить заранее

.

Этапы продажи ранее учтённого участка (возможно только в статусе «учтённый»):

  1. составление предварительного договора;
  2. получение задатка (до 10% от выкупной стоимости участка) с оформлением расписки и договора;
  3. подписание окончательного договора купли-продажи (количество экземпляров – по количеству участников сделки плюс один для регистрации в Росреестре);
  4. внесение изменений в Кадастровый паспорт путём регистрации договора.

Никаких специальных особенных процедур не потребуется, если сведения о ранее учтённом земельном участке были перепроверены до назначения дня продажи, а его статус изменился на «учтённый».

Сроки и стоимость подготовки ранее учтённого участка к продаже

Процедура межевания занимает, пожалуй, львиную долю времени. Чтобы её провести, потребуется согласовать день с соседями, поэтому процедура от дня инициации до получения документа может занимать 4-5 недель.

В среднем – это три недели. Не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты работ на местности нужно уведомить соседей. Затем некоторое время отводится кадастровому инженеру на то, чтобы подготовить акт межевания.

Процедура всегда платная, размер зависит от многих параметров, в первую очередь – от региона, в котором расположен надел. Размеры, необходимость установки GPS-поворотных точек и прочие нюансы влияют на итоговую стоимость.

Регистрация межевого плана в Росреестре занимает 10-12 дней. Собственник должен явиться с документами на землю и планом, сдать это всё на рассмотрение, после чего спустя время, получить выписку из ЕГРН с обновлёнными сведениями. Стоимость – от 400 рублей.

Далее сроки продажи зависят уже от покупателя и продавца. Однако, регистрация договора купли-продажи и нового собственника тоже занимает около 10 дней. Госпошлина – от 350 рублей.

Заключение

Ранее учтённый участок – это лишь юридический статус, который не снимает ответственности с собственника и не даёт ему каких-то преимуществ или дополнительных запретов. Единственная трудность – такую землю невозможно продать, пока статус не сменится на «учтённый». Пользоваться в соответствии с целевым назначением возможно и без внесения в Реестр недостающих сведений.

Однако, следует помнить, что ФЗ-218 в 2015 году зафиксировал необходимость межевания тех земель, которые ещё не подвергались этой процедуре, и в первую очередь речь идёт как раз в ранее учтённых участках.

Поэтому собственникам рекомендуется как можно скорее привести документы на землю в порядок.

При возникновении разногласий с соседями, и тем более при необходимости решать их в судебном порядке, необходимо иметь полный комплект документов на землю по современному образцу.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/ranee-uchtennyj-uchastok/

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

Внесение ранее учтенного земельного участка

Земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, не могут выступать полноценными объектами различных сделок по отчуждению: купли-продажи, мены, дарения, передаче по наследству. Несмотря на то что некоторые из земель могли быть учтены ранее, в соответствии с новыми правилами, они все равно должны быть поставлены на учет в ЕГРН.

В чем суть процедуры постановки на кадастр в отношении ранее учтенных наделов, вы узнаете из этой статьи.

Что такое ранее учтенный земельный участок?

Этим термином называют участок земли, права (владения, собственности, застройки или аренды) на который были зарегистрированы до 01.03.2008 года. При этом кадастровый учет в отношении такого участка произведен не был.

Самостоятельное определение ранее учтенного участка возникло с принятия Закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года.

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

В таком случае собственнику надо знать, как поставить на учет ранее учтенную землю. Именно об этом читайте далее подробно.

Постановка на учет: порядок действий

Для начала не помешает определиться с перечнем документов, которое нужно будет подать в регистрирующий орган – Росреестр. Именно он уполномочен совершать различные регистрационные действия с недвижимостью, будь то регистрация права собственности или постановка на кадастровый учет земельного надела.

Без этих документов заявление о постановке на учет у заинтересованного лица не примут:

  • для физлица – паспорт гражданина РФ;
  • для юрлица – учредительные документы (Устав, свидетельства ИНН и ОГРН, документ о назначении директора);
  • если собственник участка – несовершеннолетний, то согласие от органа опеки и попечительства на проведение учета;
  • если документы подает или подписывает представитель, то нотариальная доверенность на него.

Далее, заявителю нужно подготовить следующие бумаги:

  • заявление, заполненное по установленному образцу;
  • свидетельства о праве собственности на участок или другой правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи, мены, свидетельство о наследстве и др.);
  • межевого плана (с подписанным актом согласования границ) – добровольное право заявителя в его представлении;
  • документа разрешения земельного спора, если таковой возник при согласовании границ;
  • чек в подтверждение оплаты госпошлины.

Все вышеперечисленные документы, кроме самого заявления, подаются в нотариально заверенных копиях.

Порядок рассмотрения, сроки и стоимость

  1. Сначала нужно прийти в отделение Росреестра, обратиться к специалисту и подать вышеназванные документы.
  2. После подачи, если весь пакет был предоставлен заявителем, специалист выдает расписку о том, что документы приняты. В ней также указана дата, когда лицу нужно подойти за результатом рассмотрения.

    Одновременно с этим, межевому плану присваивается идентификационный номер.

  3. Во время рассмотрения заявления, Росреестр запрашивает в других госорганах копии документа о категории земель и разрешения на использование надела. На данное действие отводится 5 рабочих дней.

  4. В результате рассмотрения заявления принимается решение о постановке на учет ранее учтенной земли.

После прохождения всей процедуры на руки лицу, подавшему заявление, выдается кадастровый паспорт земельного участка – доказательство факта постановки на учет в ЕГРН.

Для того чтобы Росреестр выдал этот документ, гражданин или юрлицо должны предъявить специалисту паспорт (или доверенность/документ на директора) и расписку.

Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о постановке на учет составляет 10 рабочих дней.

За что нужно будет заплатить владельцу ранее учтенного участка?

  • Госпошлина за постановку на учет в кадастре для юрлиц – 600 руб. и выдачу паспорта в бумажном виде и 300 руб. – в электронном;
  • Госпошлина за те же действия для физлиц – 200 руб. и 50 руб. соответственно.
  • Оплата кадастровых работ + оформление кадастрового плана: ее размер зависит от площади участка, его местонахождения и региона, где проводятся такие работы. В среднем подобные услуги стоят от 15 тысяч рублей и более, а оказывают их частные геодезические компании.

Особенности

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.

  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Процедура внесения новых сведений в ЕГРН в отношении уже учтенных отрезков земли очень схожа с той, что проводится применительно к участкам, которые еще не были на учете. Тем не менее стоит учитывать свои особенности и трудности, а также знать, к каким ситуациям может привести отсутствие вовремя занесенных сведений по земельному объекту в официальный реестр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/uchet-zemelnyj/ranee-uchtennogo-zemelnogo-uchastka.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808 Относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, а также о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г

Внесение ранее учтенного земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” (далее – Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г.

N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”) Единый государственный реестр земель (далее – ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г.

N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра” (далее – Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г.

N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее – ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Ведение раздела ГРЗ КР “Земельные участки” (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:

внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;

выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);

отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.

Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:

заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);

внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).

Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.

Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее – Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а с 1 января 2017 г.

в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее – Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г.

N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее – ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.

Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и, соответственно, документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее – земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.

Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).

Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:

1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;

2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;

3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участках, и, соответственно, наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):

в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;

в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.

Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Минэкономразвития отметило, что все внесенные в земельный кадастр сведения о земельных участках с 1 марта 2008 г. стали сведениями госкадастра недвижимости, а с 1 января 2017 г. – данными ЕГРН. Также ведомство разъяснило, при каких условиях участки, учтенные до 1 марта 2008 г., могут быть сняты с госучета.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72620842/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.