Виды приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков гражданами

Виды приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земель (порядок, условия, виды)

Виды приватизации земельных участков

Специального закона или иного единого нормативного акта о приватизации земель нет.

ФЗ от 21 декабря 2011 года «о приватизации государственного и муниципального имущества» на приватизацию земли и других природных ресурсов не распространяется, кроме 2х случаев:

1. приватизация участков под зданиями, строениями, сооружениями;

2. приватизация земельного участка в составе предприятия как имущественного комплекса.

Приватизацию нельзя путать с новым приобретением (предоставлением) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданином, либо юридическим лицом.

Приватизация земель – передача государственных или муниципальных земель в частную собственность граждан или юридических лиц, у которых земельные участки находились в пользовании на иных правовых титулах на момент принятия законодательства о приватизации земель, как правило, за плату.

Отличие приватизации от нового приобретения:

-по условиям: условия касаются субъекта, могут касаться объекта (участка), а самое главное цены;

-по порядку приобретения

При приватизации есть определенные гарантии и льготы.

Новое приобретение осуществляется на торгах и по рыночной стоимости.

Виды приватизации (учитывают условия и порядок приватизации):

1. Приватизация земельных участков с/х назначения, ранее предоставленных в пользование сельхозам и совхозам (данная приватизация к настоящему времени завершена).

Субъекты приватизации: работники данных организаций, пенсионеры хозяйств, временно отсутствующие (армия, учуба), работники социальной сферы (врачи, учителя, торговые).

Объекты: с/х угодья, в составе участка, используемого сельхозами и совхозами.

Цена: бесплатно.

Порядок приватизации: в порядке реорганизации колхоза или совхоза и определения размера земельной доли в праве общей долевой собственности на участок, котором должен был быть наделен каждый из субъектов приватизации.

Общая собственность – собственность на имущество двух или более лиц, которая при ее создании является долевой, то есть с определением доли каждого с собственника в праве общей собственности.

Общая совместная собственность – без определения доли в праве общей собственности, которая создается в случаях установленных ФЗ (собственность супругов, но при этом супруги могут создать и долевую собственность, заключив брачный контракт, собственность крестьянского и фермерского хозяйства).

Земельная доля в этой приватизации была одинаковой для всех и не зависела от вклада, стажа или иного участия каждого из субъектов приватизации.

Проблемы:

– необходимость решить вопрос о невостребованных долях;

– активная скупка земельных долей и их монополизация в руках отдельных лиц, с целью выделения в дальнейшем земельных участков, их перевода в другие категории и использовании в строительстве.

– не использование земель по назначению.

2. Приватизация земель гражданами в упрощенном порядке:

Субъект приватизации – гражданин, у которого возникло право на земельный участок до вступления в силу Земельного кодекса (до 30.10.2001 года).

Объект приватизации – земельный участок, предоставленный гражданину для целей не связанных с предпринимательской деятельностью, а именно для целей индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства/огородничества, индивидуального гаражного строительства.

Данный участок предоставлялся гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и иных правах.

Порядок приватизации: гражданин обращается в РосРеестр (федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, либо территориальные органы) с заявлением о регистрации права собственности на участок, к которому прилагаются документы:

– правоустанавливающий (постановления городской администрации) или правоудостоверяющий (свидетельства, акты) на земельный участок

– кадастровый паспорт на земельный участок – документ, в котором в графической и текстовой формах содержится информация об уникальных характеристиках земельного участка (адрес, площадь, целевое назначение).

– документ (квитанция) об уплате государственной пошлины.

Данная приватизация является бесплатной (10000 рублей стоимость межевания).

3. Приватизация земель под зданиями строениями (ФЗ о «приватизации государственного и муниципального имущества»).

Субъект – собственник здания или сооружения.

Объект – участок под зданием и сооружением в том числе необходимый для его эксплуатации.

Здание – объект капитального строительства, предназначенный для постоянного нахождения в нем людей.

Цена: рыночная.

Порядок общий, т.е.

необходимо обратится к представителю собственника земельного участка (уполномоченный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления) с документами (квитанция об уплате государственной пошлины, кадастровый паспорт, правоустанавливающий и правоутверждающий документы + документ, удостоверяющий право собственности на здание, сооружение), в случае не разграниченной – орган местного самоуправления.

Орган рассматривает документы 2 недели и принимает решение о приватизации .

Отказать в приватизации могут только в случаях: если участок изъят или ограничен в обороте (ст.28 п.4 ЗК РФ).

На основании решения заключается договор купли – продажи, который предусматривает существенные условия (предмет-участок и цена-рыночная).

Договор купли –продажи – основание для государственной регистрации права частной собственности здания или сооружения.

Данные правила являются общими, но имеются исключения:

а) религиозные организации приватизируют земельные участки под объекты религиозного назначения бесплатно;

б) приватизация земельных участков под многоквартирными домами существующей застройки, то есть, которая существовала до вступления в силу ЖК РФ (до 01.03 2005 года) (субъекты – собственники помещений в доме). Приватизация бесплатная.

Если участок не поставлен на кадастровый учет и границы не установлены, то установление границ осуществляется за счет местного бюджета.

С заявлением может обратиться любой представитель собственника помещений, решение о приватизации земельного участка под домом которых, принято на общем собрании.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 792;

Источник: https://studopedia.net/4_14381_privatizatsiya-zemel-poryadok-usloviya-vidi.html

Виды приватизации земельных участков

Виды приватизации земельных участков

Под приватизацией земельных участков понимается способ приобретения государственных или муниципальных земельных участков в частную собственность. Приватизация осуществляется в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В ст. 28, п.

3 указывается, что собственники объектов недвижимости, которые не являются самовольными постройками и возведены на участках земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны оформить принадлежащие им земельные участки в аренду или в собственность, если действующим законодательством не предусматривается иное.

Граждане и юридические лица, в собственности у которых имеются здания, строения и сооружения, обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков под ними (ст. 36 п. 1 ЗК). Их приватизация производится в порядке, регламентированном ЗК РФ и другими нормативными актами.

Можно приватизировать как весь земельный участок, так и его отдельную часть, но только при условии, что площадь участка либо его части не меньше, чем установленный территориальным субъектом РФ минимум для земельного участка, подлежащего приватизации.

Для процесса приватизации существенное значение имеет классификация земельных участков по следующим признакам:

  • по категории земель;
  • по виду права на земельный участок перед осуществлением приватизации (постоянное бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение или аренда);
  • по наличию либо отсутствию строений на приватизируемом участке земли.

Участок земли может быть оформлен по результатам приватизации:

  • в единоличную собственность;
  • в долевую собственность;
  • в совместную собственность (супругов или лиц, совместно ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство).

Приватизировать земельный участок можно платно или бесплатно, в зависимости от категории земли и вида разрешенного использования.

Условия бесплатной приватизации земли

В соответствии с законом о «дачной амнистии», действие которого продлено до 2015 года, в упрощенном порядке и бесплатно могут быть приватизированы земельные участки, предоставленные в пользование гражданам до 2001 года и относящиеся к таким видам разрешенного использования:

  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • индивидуального гаражного строительства;
  • индивидуального жилищного строительства;
  • дачного строительства;
  • огородничества;
  • садоводства.

Оформить право собственности на перечисленные земельные участки можно, обратившись в территориальный отдел Росреестра.

Туда нужно предоставить кадастровый паспорт участка и любой документ, подтверждающий факт выделения земельного участка в пользование.

Если в документе четко не указан вид разрешенного использования, то дополнительно потребуется отдельный уточняющий документ, где определяется этот вид (например, постановление местной районной администрации по местонахождению участка земли).

Кроме того, ЗК предусматривает предоставление земли в собственность бесплатно в случаях:

  • наличия права бессрочного (постоянного) пользования или же пожизненного наследуемого владения у гражданина-заявителя ( в этом случае срок давности для оформления приватизации отсутствует);
  • фактического пользования заявителем земельным участком под принадлежащим ему частным домом, когда такое право возникло до 2001 года;
  • при получении новых земельных участков вместо изъятых у владельца для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • если заявитель владеет помещением в кондоминиуме.

Приватизация на платной основе

Участки, на которые не распространяется «дачная амнистия» (предоставленные гражданам после 2001 года, участки фермерских хозяйств, сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, участки, предоставленные юридическим лицам, и др.) приватизируются за плату. Для приватизации необходимо соответствующее решение или постановление органа местной власти, являющегося собственником или распорядителем государственной либо муниципальной собственности.

Цена выкупа земельного участка рассчитывается на основе минимальной ставки налога на землю, который, в свою очередь, зависит от кадастровой стоимости той или иной категории земли. Определяется выкупная цена по состоянию на дату подачи владельцем заявления о приватизации.

Приватизация земли под частным домом

Если на земельном участке имеется частный жилой дом или постройки, то их можно приватизировать одновременно с приватизацией участка.

В соответствии с ЗК, собственникам частных жилых строений предоставлено исключительное право на приватизацию земли под частным домом или иными строениями. Если здание было возведено до 2001 года, то оно подпадает под «дачную амнистию» и приватизируется бесплатно.

Гражданин, желающий приватизировать землю под частным домом, должен обратиться в местный орган власти с заявлением, приложив кадастровый паспорт и документы на строение.

Если участок возможно приватизировать (перерегистрировать) бесплатно, то местная администрация должна принять соответствующее решение вдвухнедельный срок.

В случае отказа в бесплатной приватизации администрация направляет заявителю подготовленный проект договора на куплю-продажу участка земли с указанием цены выкупа.

Другие материалы по теме: переуступка прав аренды земельного участка.
А здесь подробно описаны все этапы установления сервитута на земельный участок

Необходимые документы

В местную администрацию нужно предоставить:

  1. Заявление, в котором указываются: Ф.И.О. заявителя, паспортные данные, ИНН, с какой целью будет использоваться земельный участок, его размеры и площадь.
  2. Ранее выданные документы на земельный участок.
  3. Правоустанавливающий документ на строение (при его наличии).
  4. Технический паспорт здания и построек (если они есть).
  5. Кадастровый паспорт (при наличии).
  6. Выписка из ЕГРП о регистрации прав на данный земельный участок.
  7. Копия документа, который удостоверяет личность заявителя.

Сроки

Местный орган власти после подачи заявления должен принять решение по поводу предоставления в собственность конкретного земельного участка в срок до 14 дней.

При отсутствии кадастрового плана земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом распоряжается по поводу разработки проекта границ участка земли, который выполняется в месячный срок.

Уже после этого выносится решение о предоставление в собственность участка.

Затем за счет гражданина производится межевание земельного участка и изготовление его кадастрового плана (может занять по времени до полугода и обойтись в 15-25 тыс. руб.).

После этого местный орган подготавливает договор купли-продажи либо (при бесплатной приватизации) безвозмездной передачи земельного участка.

Общий срок, таким образом, может составить от 2-3 недель и примерно до 6-7 месяцев.

В каких случаях приватизация запрещена

Запрет на приватизацию земельного участка может быть наложен в случаях:

  • если он отнесен к категории земель, которые изъяты из оборота (в частности, земли государственных заказников и заповедников);
  • если федеральными законами или местными нормативными актами установлены ограничения для оборота данной категории земель;
  • в случае законодательного запрета на его приватизацию;
  • если участок земли зарезервирован для государственных нужд.

Источник: https://advokat144.com/vidy-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Приватизация земельных участков // Под ред. Н.А. Козловой, А.В. Слюсаренко, Изд-во Академии по правам человека, 2003

Виды приватизации земельных участков
Вы здесь: / Библиотека / Сборники… / Сборник  

Приватизация земельных участков // Под ред. Н.А. Козловой, А.В. Слюсаренко, Изд-во «Академии по правам человека», 2003

ЧТО ТАКОЕПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВИДЫЗЕМЕЛЬНЫХУЧАСТКОВ.1

КАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НЕЛЬЗЯ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ.2

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.. 4

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК.5

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.6

Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. 7

Предоставление земельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. 8

Предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц. 9

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. 12

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. 13

Общая схема процедуры приватизации. 16

Приложение № 1. 17

Приложение № 2. 18

Приложение № 3. 22

ЧТО ТАКОЕ ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Объектами приватизации могут быть земельные участки и части земельных участков.

Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.

1. По цели использования:

·для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

·для ведения личного (подсобного) хозяйства;

·для садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

·для строительства и др.

2. По наличию у граждан прав на земельные участки:

·земельные участки, находящиеся у граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования;

·земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения.

3. По наличию на земельном участке строений:

·земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

·земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

4. По признаку делимости земельного участка:

·делимый участок, т.е. земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

·неделимый участок, т.е. тот, который не может быть разделен.

 

В соответствии с Земельным Кодексом РФ существуют земли, приватизация которых запрещена или ограничена.

Не подлежат приватизации земли, изъятые из оборота. Это земли государственных заповедников и парков, земли стратегического назначения, земли занятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с Земельным кодексом РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земли, ограниченные в обороте, это земли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесного фонда, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, земли, предоставлен-ные для нужд организаций транспорта, для нужд связи и другие подобные.

Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

 Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.

Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:

·единоличная собственность (один собственник земельного участка), 

·долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка),

·совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство). 

Общий порядок приватизации земельных участков

Земельным кодексом РФ установлен общий порядок приватизации земельных участков. Однако для каждого вида участка существуют особенности приватизации, о которых будет говориться далее. 

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Однако каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящийся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:

·цель использования земельного участка, 

·его предполагаемые размеры,

·местоположение, 

·испрашиваемое право на землю. 

Также необходимо предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация (БТИ) на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Договор купли – продажи земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Юридические лица (в том числе, товарищества садоводов, огородников, дачников) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Источник: http://sutyajnik.ru/rus/library/sborniki/land_privatization.htm

6. Понятие и виды приватизации земель

Виды приватизации земельных участков

Приватизацияземельных участков – это способприобретения в частную собственностьземельных участков, находящихся вгосударственной или муниципальнойсобственности.

В соответствии спунктом 3 статьи 28 ФЗ “О приватизациигосударственного и муниципальногоимущества” (изм. от 2 ноября 2013 г.

N 291-ФЗ) собственники объектовнедвижимости, не являющихся самовольнымипостройками и расположенных на земельныхучастках, относящихся к государственнойили муниципальной собственности, обязанылибо взять в аренду, либо приобрести угосударства или муниципальногообразования указанные земельные участки,если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.

В силу положенийабзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФисключительное право на приватизациюземельных участков имеют граждане июридические лица, являющиеся собственникамизданий, строений, сооружений, расположенныхна этих участках.

Объектамиприватизации могут быть земельныеучастки и части земельных участков.

Приэтом необходимо иметь в виду, чтоприватизация части земельного участкадопускается только в случае, когда этачасть образует самостоятельный земельныйучасток, разрешенное использованиекоторого может осуществляться безперевода его в состав земель инойкатегории и такой участок болееминимального размера земельного участка,установленного субъектом РФ.

Существует различнаяклассификация земельных участков.Наиболее важными для понимания процессаприватизации земли являются 4 видаклассификации.

  1. По категории земельного участка.

  2. По наличию прав на земельный участок до приватизации: земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования; земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения; земельные участки, находящиеся на праве аренды; земельные участки, приватизируемые на основании акта выбора земельного участка.

  3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупной стоимости).

  4. По наличию на земельном участке строений: земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц; земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

Земельный участокможет быть приватизирован на следующихправах:

  1. единоличная собственность (один собственник земельного участка);

  2. долевая собственность (каждый из собственников имеет право собственности на долю земельного участка);

  3. совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство).

Задача

ООО«Альфа-строй» обратилось в орган местногосамоуправления с заявлением о приобретениив собственность земельного участкаплощадью 0,042 га под принадлежащими емуна праве собственности сооружениямиАЗС.

Орган местного самоуправленияотказал в выкупе указанного земельногоучастка,ссылаясь на то, что испрашиваемыйземельный участок не подлежит приватизации,так как находится за красной линией, тоесть на землях общего пользования.

На каком праве ООО«Альфа-строй» вправе приобрести указанныйземельный участок?

Какие документынеобходимо приложить к заявке наприобретение права на земельный участокпод расположенными на нем зданиямистроениями сооружениями?

Как определяютсяграницы и размеры земельного участкав этом случае?

Какие земельныеучастки не подлежат приватизации?

Дайте понятиеземельных участков общего пользования.

Как отграничиваютсяземли общего пользования от земельдругих территорий.

Ответ.

Всоответствии с пунктом 11 статьи 1Градостроительного кодекса РФ красныелинии – линии, которые обозначаютсуществующие, планируемые (изменяемые,вновь образуемые) границы территорийобщего пользования, границы земельныхучастков, на которых расположены линииэлектропередачи, линии связи (в томчисле линейно-кабельные сооружения),трубопроводы, автомобильные дороги,железнодорожные линии и другие подобныесооружения (далее – линейные объекты);

Пунктом12 статьи 85 Земельного кодекса РоссийскойФедерации определено, что земельныеучастки общего пользования, занятыеплощадями, улицами, проездами,автомобильными дорогами, набережными,скверами, бульварами, водными объектами,пляжами и другими объектами, могутвключаться в состав различныхтерриториальных зон и не подлежатприватизации.

Следовательно,на праве собственности в результатеприватизации земельный участок под АЗСОбществу передать невозможно, в силупрямого запрета Законодателя. Ответоргана местного самоуправления в этомслучае правомерен.

Всоответствии с пунктом 1 статьи 552Гражданского кодекса, пунктом 1 статьи35 Земельного кодекса Российской Федерациик покупателю здания, сооружения илидругой недвижимости одновременно спередачей права собственности на такуюнедвижимость переходят также и правана земельный участок, занятый этойнедвижимостью и необходимый для ееиспользования, на тех же условиях и втом же объеме, которые были у прежнегоих собственника. В пункте 13 ПостановленияПленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 «Онекоторых вопросах, связанных сприменением земельного законодательства»разъяснено следующее. Если недвижимостьнаходится на земельном участке,принадлежащем продавцу на правепостоянного (бессрочного) пользования,а покупателю согласно статье 20 Земельногокодекса Российской Федерации земельныйучасток на таком праве предоставлятьсяне может, последний как лицо, к которомуперешло право постоянного (бессрочного)пользования земельным участком в связис приобретением здания, строения,сооружения, может оформить свое правона земельный участок путем заключениядоговора аренды или приобрести его всобственность в порядке, предусмотренномпунктом 2 статьи 3 Федерального законаот 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации».

Такимобразом, к Обществу как приобретателюобъектов недвижимости в силу закона смомента государственной регистрацииправа собственности на них перешлоправо постоянного (бессрочного)пользования земельным участком (егочастью) на тех же условиях и в том жеобъеме, что было у прежнего их собственника(продавца недвижимости), либо такоеправо у Общества было изначально, еслиименно оно и приватизировало недвижимость- АЗС, поскольку по условиям задачиданный вопрос не нашел своего отражения.

Согласнопункту 1 статьи 20 Земельного кодексаРоссийской Федерации земельные участкимогут быть предоставлены в постоянное(бессрочное) пользование толькогосударственным и муниципальнымучреждениям, казенным предприятиям,центрам исторического наследияпрезидентов Российской Федерации,прекративших исполнение своих полномочий,а также органам государственной властии органам местного самоуправления.

Иныеюридические лица, помимо указанныхвыше, в силу пункта 2 статьи 3 Федеральногозакона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ обязаныпереоформить право постоянного(бессрочного) пользования земельнымиучастками на право аренды земельныхучастков или приобрести земельныеучастки в собственность по своемужеланию до 1 января 2012 года в соответствиис правилами статьи 36 Земельного кодексаРоссийской Федерации.

Такимобразом, с возникновением правасобственности на объекты недвижимогоимущества Общество в силу законаприобрело право на предоставление всобственность или аренду земельногоучастка, занятого этими объектами инеобходимым для их эксплуатации.

Границыи размеры земельного участка определяютсяс учетом фактически используемой площадиземельного участка в соответствии стребованиями земельного и градостроительногозаконодательства.

Границы земельногоучастка устанавливаются с учетом красныхлиний, границ смежных земельных участков(при их наличии), естественных границземельного участка (абзац 2 пункта 7статьи 36 Земельного кодекса РоссийскойФедерации).

Источник: https://studfile.net/preview/3240369/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.