Виды налогов на землю

Содержание

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Виды налогов на землю

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо­ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи­тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе­мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об­разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ­ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало­гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа­ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово­ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас­положенные в пределах муниципального образования (городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото­рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос­новании сведений государственного земельного ка­дастра о каждом земельном участке, принадлежа­щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред­приниматели в отноше­нии участков, исполь­зуемых ими в пред­принимательской дея­тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос­новании сведений государственного земельного ка­дастра о каждом земельном участке, принадлежа­щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно­го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од­ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол­ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин­валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю­чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под­тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на­логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого­плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча­стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на­логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав­ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны­ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани­ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

Налоговая ставкаНалоговая база
0,3%Земельные участки:•        отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем­лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе­ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;•        занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель­ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;•        приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
1,5%Прочие земельные участки

Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован­ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

Категории налогоплательщиковПорядок исчисления сумм налога и авансовых платежей
ОрганизацииИсчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)
Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности
Физические лицаСумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со­ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

Представительный орган муниципального образования (законода­тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка­тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо­вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода­тельным (представительным) органом городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно­вании уведомлений налоговых органов.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа­циями и индивидуальными предпринимателями.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред­ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд­нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе­риодом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

Источник: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page37.html

Что нужно знать о земельном налоге?

Виды налогов на землю

Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.

Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?

Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее – НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Подробнее

Земельный налог не платится организациями и физическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Земельным налогом не облагаются:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:

  • налоговой базы;
  • размера доли в праве;
  • периода владения земельным участком;
  • налоговой ставки;
  • наличие либо отсутствие льгот.

Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:

Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,

где:

  • Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
  • Д – размер доли в праве на земельный участок;
  • Нст – налоговая ставка;
  • Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.

Рассчитать земельный налог Вам помогут наши специалисты. Для этого Вам достаточно заказать на нашем сайте “ПАСПОРТ ОБЪЕКТА”.

Проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России.  

2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога

Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.

функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ “О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.

Вы также можете узнать кадастровую стоимость интересующего Вас земельного участка по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Публичная кадастровая карта», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» официального сайта Росреестра.

2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 % в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ).

Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

2.4. Льготы по земельному налогу

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:

  • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
  • уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.

Подробнее

Например, от уплаты земельного налога на федеральном уровне освобождены:

  • организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ);
  • религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II группы;
  • инвалидов с детства, детей-инвалидов;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/chto-nuzhno-znat-o-zemelnom-naloge-/

Налог на землю в 2020 году: порядок расчета, срок уплаты, кто освобожден

Виды налогов на землю

Лицам, владеющим земельными угодьями, следует помнить о налоговых обязательствах, возложенных актами местных органов власти. Правильный расчет земельного налога (далее – ЗН) и своевременное перечисление платежа позволят избежать штрафных санкций.

Определение налога на землю

Гл. 31 НК устанавливает порядок перечисления средств за использование земли в счет государства для физических и юридических лиц. В главе перечислены субъекты, обязанные выплачивать платеж, расписан порядок проведения расчетов, названы категории лиц, которым полагаются льготы и т. д.

Размер коэффициента земельного налога для физических лиц и юридических лиц можно вычислить, исходя из нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (муниципалитета).

ЗН должны оплачивать субъекты налогообложения за использование участков, предусмотренных ст. 389 НК.

Кто и за что платит

В ст. 388 НК закреплен список налогоплательщиков, к ним относят:

  1. Физических и юридических лиц:
  • выступающих собственниками земель, наделенных статусом объекта налогообложения по ст. 389 НК;
  • владеющих ЗУ по праву пожизненного владения, пользования или наследования, ч. 1 ст. 388 НК.
  1. Управляющие компании платят за ЗУ, которые относятся к паевому инвестиционному фонду.

Важно! Не производится взимание ЗН с лиц, которые владеют объектом на правах бесплатного использования или арендуют ЗУ.

Объекты налогообложения – это ЗУ, принадлежащие физическим лицам на вышеуказанных правах, если только субъект не освобожден от бюджетных выплат. Так, в ст. 2 ст. 389 НК содержится список земельных владений, за которые ЗН не платится:

  • земли, которые по законным основаниям убрали из оборота;
  • земли, по законам страны ограниченные в обороте;
  • на которых располагаются важные объекты культуры;
  • археологические и заповедные зоны;
  • относящиеся к общему имуществу многоквартирных домов и др.

Правила расчетов

ЗН можно посчитать по такой формуле:

КЦ х ДЛ х НС х КП

Расшифровка:

  • КЦ – кадастровая цена ЗУ;
  • ДЛ – доля лица в праве владения участком;
  • НС – ставка на налог;
  • КП – коэффициент пользования (владения) ЗУ, применяется, если лицо владеет землей меньше года.

Определить кадастровую цену земли вправе Росреестр. Определить кадастровую стоимость можно с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта» на сайте Росреестра. Достаточно выбрать нужный участок земли, после чего сервис покажет его характеристики:

  • вид;
  • номер в кадастре;
  • статус;
  • адрес расположения;
  • категорию;
  • в каком праве собственности находится;
  • кадастровую цену;
  • размер и др.

Найти объект можно по данным GPS, или введя кадастровый номер ЗУ.

Информация доступна по ссылке http://roscadastr.com/map. На сайте имеется онлайн калькулятор, чтобы рассчитать ЗН по кадастровому номеру.

Налоговую ставку устанавливает местный орган власти в рамках ст. 394 НК:

  1. Не более 0.3% для земель:
  • сельхозназначения, сельскохозяйственного производства, или которые находятся в зоне сельскохозяйственного землепользования (для КФХ);
  • которые заняты жилфондом, объектами жилищно-коммунальных комплексов, а также отведенные для строительства ИЖС;
  • которые предоставлены/приобретены для занятий садом, огородом, создания подсобок (ЛПХ), хозяйственных построек для животных, дач;
  • оборот которых ограничен законами РФ в связи с отведением их для реализации функций безопасности, обороны или таможни.

Так как законодатель закрепляет только верхнюю ставку, ставки ЗН в регионах различаются. К примеру, за земли дачного назначения в Москве устанавливается 0,025%, а по области ставка составляет 0,3%.

Срок уплаты земельного налога

По п. 1 ст. 397 НК ЗН уплачивается по принципу многих других налогов физлиц – до 1 декабря года, следующего за отчетным.

Пример: гражданин О должен заплатить ЗН за 2018 г., граничная дата предъявления квитанции об оплате – 30 ноября 2019 года.

Несвоевременная уплата суммы грозит должнику пеней, объем которой соответствует 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ.

Кто имеет право на льготы

В ст. 395 НК перечислен полный список граждан и организаций, которые освобождаются от уплаты ЗН, среди них:

  • учреждения религиозной направленности в отношении участков, на которых возведены религиозные строения;
  • объединения инвалидов, если число людей с ограниченными возможностями в них превышает 80% в отношении ЗУ, где осуществляются функции организации;
  • учреждения, выполняющие уголовно-исполнительные функции МинЮста, для территорий, отведенных для выполнения функций органа;
  • юридические лица, которые занимаются народным художественным промыслом, для земель, предназначенных для производства и продажи результатов художественных промыслов, и др.

С 2017 года по закону № 436 были выделены новые группы льготников. Привилегия касается возможности применения налогового вычета, в связи с чем сумма ЗН уменьшается. Это происходит путем уменьшения ЗН на величину кадастровой цены на 6 соток (666 м2). Список льготников перечислен в п.5 ст. 391 НК, среди них:

  • пенсионеры;
  • Герои СС, РФ и Ветераны ВОВ;
  • лица с инвалидностью I, II гр. и другие.

Вас может заинтересовать: особенности предоставления земельных участков инвалидам.

Эти налогоплательщики начали пользоваться льготой уже с 2018 года, когда нужно было рассчитываться за отчетный период 2017 года.

Закон дает налоговый вычет на 600 м². Когда размер земли больше 6 соток, ЗН рассчитывается на остальные кв. метры.

Пример: у инвалида 1 группы имеется в собственности ЗУ площадью 16 м2. С применением льготы ему нужно заплатить сумму, начисленную только на 10м2.

Если у налогоплательщика несколько участков, он вправе использовать льготу только один раз в отношении любого ЗУ на свой выбор, во внимание не принимаются расположение, назначение, вид пользования и другие характеристики земли.

Лицо должно сообщить в местное отделение налоговой службы о сделанном выборе. Направляется уведомление, в котором прописывается участок, в отношении которого налогоплательщик желает применить льготу. Если гражданин не направит сообщение, льгота назначается автоматически в отношении участка, облагаемого наибольшим налоговым платежом.

Как узнать о сумме налогового платежа

Узнать и проверить размер платежа можно у представителя МИФНС. Ежегодно сотрудники федеральной налоговой службы направляют плательщикам уведомления с указанием таких данных:

  • размера ЗН;
  • объекта налогообложения;
  • налоговой базы;
  • граничной даты для выплаты.

Муниципалитет вправе устанавливать меньший срок, нежели дается по ст. 397 НК (ранее 1 декабря). На основании справки плательщик вправе обратиться в банк или заплатить начисленную сумму другим удобным способом.

Способы оплаты земельного налога

Плательщику стоит позаботиться о своевременной уплате средств за земельный объект, чтобы налоговые органы не взыскали штраф или пеню. Выделяют несколько способов уплачивать ЗН:

  1. Лично в отделении любого банка.
  1. Через платежный терминал.
  1. Дистанционно, через платежные онлайн системы:
  • онлайн-банкинг;
  • сайт ФНС;
  • портал Госуслуг;
  • сервис Яндекс.Деньги;
  • Сбербанк Онлайн.

Для организаций способы оплаты ограничены одним – юридические лица обязываются заплатить безналичным способом путем перечисления средств с открытого на них в банке счета в пользу бюджета.

Санкции при просрочке оплаты

Наказание за неуплату или наличие задолженности по ЗН предусмотрено в ст. 122 НК. При этом выделяется два состава нарушения:

  • если неуплата или задолженность возникла случайно, вследствие неправильных расчетов, ошибок;
  • если должник умышленно уклоняется от выплаты средств.

В первом случае наказание составит штраф в размере 20 % от суммы долга. Во втором случае происходит увеличение суммы в 2 раза, оплате подлежит 40% задолженности.

Кроме того, за каждые сутки просрочки по ст. 75 НК начисляется пеня. Пеню рассчитывают таким способом:

Пеня = размер долга х число просроченных календарных дней х 1/300 ставки рефинансирования БР.

Если плательщик не уплатил ЗН в срок, ему направляется уведомление с требованием выплатить налог и начисленную пеню в конкретный срок. В уведомлении прописывается предупреждение о возможных санкциях, которые может применить ФНС в случае уклонения от выплаты.

По п.4 ст.69 НК лицо должно рассчитаться в течение 8 рабочих дней с момента получения уведомления, если в письме не указан более длительный срок.

Как происходит расчет платежа при долевой собственности

Налоговую базу (далее – НБ) нужно вычислять отдельно для каждого владельца ЗУ, если земельным объектом обладает несколько лиц. По п.1 ст. 391 НК НБ каждого совладельца зависит от размера его доли в общей собственности. Если дело касается общего совместного имущества, то НБ распределяется в равных частях.

Формула расчета при неполном налоговом периоде

Если владение ЗУ осуществлялось в неполный расчетный период (меньше года), то для расчета итоговой суммы выплаты нужно применять коэффициент пользования (владения) (далее – КП).

КП определяется отношением суммы полных месяцев, на протяжении которых лицо считалось налогоплательщиком в понимании НК (владело ЗУ), к числу месяцев, включаемых в налоговый период (календарный год).

При покупке земли месяц учитывается полностью, если ЗУ был обретен в собственность до 15 числа месяца сделки. При реализации ЗУ месяц считают полным, если оформление участка на нового владельца произведено после 15 числа.

как рассчитать арендную плату за земельный участок?

Соответственно, если эти условия не соблюдены, месяц считается неполным и не включается в формулу для определения коэффициента владения, исчисления выглядят следующим образом:

КП = фактическое число месяцев владения / 12 мес.

Показатель КП включается в общую формулу расчета ЗН, если собственник владел объектом неполный отчетный период.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/nalog

Земельный налог является налогом федеральным или местным?

Виды налогов на землю

К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.

Земельный налог в системе налогообложения России

В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоги — это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным государственным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.

Налоговая система — совокупность сборов и налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, в соответствии с НК.

Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюции государственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.

Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и местных, говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.

На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.

Земельный налог в классификации налогов

Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:

по месту поступления:

  • региональные;
  • федеральные;
  • местные;
  • по применению:
  • общие;
  • специальные;
  • по исчислению денежных средств:
  • прямые;
  • косвенные;
  • по субъектам обложения:
  • с физических лиц;
  • с юридических лиц.

Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.

По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.

Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.

Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).

Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31.

Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образо­ваний, соответствуя нормативно-правовым актам их представи­тельных органов.

На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.

Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:

  • порядок исчисления.
  • объект налогообложения;
  • налоговый период;
  • налоговая база;

Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:

  • сроки и порядок уплаты;
  • налоговые ставки;
  • порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.

Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.

Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.

Налоговая категория – это уровень ставки, по которой облагается объект. Ставки определяются в процентах к кадастровой стоимости земли.

Вас интересует тема про жилье для переселенцев и беженцев? Рекомендуем вам наш, экспертный материал!

Если вам необходимо правильно составить договор по субаренде земельного участка,  то читайте нашу подробную статью на эту тему!

Где лучше брать ипотеку? Всю информацию вы найдете в нашем материале.

Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:

0,3 % для участков земли, которые:

  • отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
  • заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
  • для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
  • ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.

И 1,5 % для других земельных участков.

Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/zemelnyj-nalog/k-kakim-nalogam.html

Кто платит земельный налог в России?

Виды налогов на землю

Одним из сравнительно недавних налогов, предусмотренных на данный момент в налоговом законодательстве РФ, является земельный, который был введен в действие в 2004 году.

Поскольку в НК РФ периодически вносятся определенные изменения, многих землевладельцев интересует вопрос, каким сейчас является порядок определения и внесения земельного налога и кто обязательно должен уплачивать его.

Об установленных категориях плательщиков, а также о видах налоговых льгот и ответственности за неуплату будет рассказано далее в статье.

Плательщики по законодательству РФ

Главным законодательным регулятором земельного налога является Налоговый кодекс, отдельные статьи которого полностью посвящены данному виду сбора.

В частности, в ст. 388 НК РФ установлены следующие виды его плательщиков:

  • юридические лица;
  • физические лица (это могут быть как граждане, так и индивидуальные предприниматели);
  • управляющие компании, владеющие землей в составе ПИФ.

В этом случае налоговые обязательства для них всех устанавливаются на одинаковых основаниях, без каких-либо особенностей или исключений.

Для возникновения у данных субъектов обязательств по уплате земельного налога они должны владетель объектом, в отношении которого он устанавливается. Таким объектом выступает земельный участок, принадлежащий им на одном из следующих видов прав:

1. Собственность. В этом случае участок может принадлежать как юридическому, так и физическому лицу — данный вид права распространяется на них обоих.

2. Постоянное (бессрочное) пользование. В этом случае ситуация иная — это право предоставляется только следующим категориям юрлиц:

  • казенным организациям;
  • учреждениям муниципалитета;
  • органам государственной власти;
  •  государственным учреждениям;
  • органам местного самоуправления.

3. Пожизненное наследуемое владение. Этот вид права предоставляется исключительно физическим лицам.

Для этого может использоваться свидетельство о праве собственности, постановление или решение о выделении земельного участка и т. п. Однако отсутствие данного документа основанием для неуплаты не является.

Категории земель

Как уже отмечалось, налоговые обязательства устанавливаются в отношении земельных участков, принадлежащих юридическим или физическим лицам на определенных правах.

При этом стоит учесть, что в каждом субъекте РФ объектом налогообложения будут только те участки, которые расположены в пределах конкретного муниципального образования.

Однако есть ряд отдельных категорий земель, которые исключаются из перечня таких объектов.

Сюда относятся участки:

  • которые были изъяты из оборота в соответствии с принятой законодательной процедурой;
  • входящие в состав земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте по причине нахождения на их территории государственных водных объектов;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома;
  • ограниченные в обороте из-за того, что на них природные расположены музеи или заповедники, ценные объекты культурного или археологического наследия и т. п.

Основания для их применения зависят от того, кто выступает в качестве плательщика, а также от законодательных особенностей того или иного субъекта РФ.

Виды и основания для льгот

Помимо налоговых обязательств, в законодательстве РФ предусмотрен также ряд льгот в данной сфере, которые предоставляются отдельным категориям граждан. Они могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном уровне, в зависимости от правовых особенностей того или иного субъекта РФ.

Так, на федеральном уровне льготы для юридических лиц устанавливаются в том случае, если их участок:

  • используется в благотворительных целях;
  • принадлежит учреждению (предприятию, организации), собственником которого являются общества инвалидов;
  • является зоной, через которую проходят автомобильные дороги, предназначенные для общественного использования;
  • входит в состав «Сколково»;
  • используется участниками ОЭЗ и расположен в ее пределах;
  • принадлежит религиозным общинам (с размещением на участке обрядовых или культовых сооружений);
  • используется органами уголовно-исполнительной системы;
  • принадлежит обществу инвалидов (их численность в общем составе при этом должна быть не менее 80%);
  • находится в собственности судостроительных компаний, входящих в состав промышленно-производственной ОЭЗ;
  • используется с целью осуществления народных промыслов.

Федеральное законодательство среди льготников выделяет и ряд физических лиц, в частности:

  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • героев РФ (или СССР);
  • инвалидов и ветеранов боевых действий (например, ВОВ);
  • «чернобыльцев» и граждан, которые считаются приравненными к ним;
  • кавалеров ордена Славы;
  • участников ядерных испытаний, которые вследствие этого перенесли лучевую болезнь.

Если величина сбора будет больше данного значения, разницу придется доплачивать.

Полное освобождение от уплаты предусмотрено только для физлиц, которые являются представителями коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, а также для их общин.

Кроме федерального, существует еще и региональный уровень, власти которого также имеют право на выделение дополнительных льгот отдельным категориям лиц (чаще всего это граждане). Наиболее распространенными группами льготников при этом являются:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды 3 группы;
  • пенсионеры.

Предоставление данной льготы той или иной категории граждан на региональном уровне зависит от многих факторов:

  • финансовых возможностей местного бюджета;
  • количества льготников в конкретном регионе;
  • стоимости земли и величины налога и т. п.

Кроме этого, для отдельных категорий землевладельцев вообще не предусмотрено налогообложение данным сбором, а именно для:

Связано это с отсутствием у данных субъектов прав собственности на землю — они могут лишь распоряжаться и пользоваться ею в течение определенного (или неопределенного срока).

Поэтому от необходимости уплаты налога они полностью освобождаются.

Ответственность за неуплату

Не является исключением и земельный сбор, за неуплату которого также предусмотрены определенные меры, которые зависят от категории плательщика. В отношении физ лиц может быть применен:

  • штраф в размере 20% от задолженности (в том случае, если факт неуплаты был случайным);
  • штраф в размере 40% от долга (если будет доказано, что неуплата была намеренной);
  • пеня, рассчитываемая в соответствии с общими правилами (представляет собой произведение суммы долга, количества дней просрочки и 1/300 ставки рефинансирования ЦБ).

Стоит учесть, что данные штрафы и пеня вместе с суммой долга могут быть взысканы с плательщика в судебном порядке, в том числе за счет его имущества, средств на банковских счетах, наличности и т. п.

В отношении ИП и юридических лиц могут применяться более серьезные меры, вплоть до уголовной ответственности, предусмотренной в случае накопления существенной суммы задолженности.

Земельный налог является одним из трех имущественных сборов, предусмотренных в НК РФ для владельцев земельного участка.

Его уплата является безусловным обязательством практически для всех субъектов, кроме отдельных льготных категорий, установленных на законодательном или региональном уровнях.

В случае неуплаты нарушителя может ожидать серьезное наказание — от административной до уголовной ответственности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/nalogoplatelshiki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.