В каких условиях возникла частная собственность

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?4. Охарактеризуйте социальную – Школьные Знания.com

В каких условиях возникла частная собственность

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

Частная собственность появилась в условиях существования цивилизации. Первой цивилизацией была шумерская. Общество шумеров имело социальное расслоение из-за того, что разные сегменты общества имели разное имущество.

По сути, шумерское общество было классовым. Частная собственность там была как у знати, также как и у рабов, передавалась по наследству по мужской линии.

Более того, у шумеров даже было право собственности и законы касаемые наследования.  

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?

Социальная сфера общества – сфера отношений между разными группами, где каждая группа преследует удовлетворение своих интересов. Также социальная сфера – сфера воспроизводства, сфера социального обеспечения, совокупностью экономических отраслей.

Социальные отношения складывались, основываясь на хозяйственной деятельности человека. Как было сказано выше, у человека появляется какое-то имущество, а у другого больше – у каждого есть собственность, на основе которой формируется социальное расслоение.

А дальше взависимости от политики и управления формируются социальные отношения: какие-то сегменты общества угнетаются, каким-то даруется больше прав, и наоборот.

И у каждого сегмента есть интересы, которые он намерен защищать и удовлетворять, так и развиваются общественные отношения в социальной сфере.

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

По Максу Веберу – власть – вероятность того, что одно лицо будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление. По Роберту Далю – власть – ситуация, когда А имеет власть над Б так, что А может заставить сделать Б то, чего тот никогда бы не сделал.

По Блоу – власть – способность лица или целой группы навязывать свою волю, несмотря на сопротивление, посредством устрашения или остановки поощрения.

К этим позициям можно относиться по-разному, но в целом – это доминирование воли одного субъекта в общественных отношениях.

В первобытном обществе власть не имеет территориального характера, а опирается на авторитет. В государстве власть ограничена государственной территорией.

Относительно самоуправления в первобытном обществе в общественной жизни, государственная власть направлена на принуждение. В первобытном обществе важным было происхождение и род человека, для государственной власти важно где человек живет.

Основа деятельность публичной власти в первобытном обществе – авторитет, а в государственной – легитимность. Регулирование общественных отношений происходило согласно обычаям, а при власти государства – посредством юридических норм.

Также власть государства устанавливает налоги, чего не было в первобытном обществе. У государственной власти более разветвленный аппарат, чем у власти в первобытном обществе.  

6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?

Военной демократией Льюис Морган (человек, который придумал термин «военная демократия») называл первобытное общество, точнее переход от первобытного общества к государству.  

На становление государства это повлияло так: уже были граждане с правами (но только это были взрослые и здоровые мужчины), право – наличие оружия и присутствие на народном собрании.

В военной демократии власть вождя или старейшин усиливается, и если сначала их выбирают, то потом они передают власть по наследству.

У военной демократии есть своя армия – дружина, которая нужна для воин (особое хозяйствование, которое позволяет получить постоянную дань и ресурсы).

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

Особенности духовной сферы общества заключаются в том, что эта сфера основывается на взаимодействии религии, искусства, науки, нраственности.

Эта сфера духовных потребностей человека, здесь формируются духовные ценности, гипотезы, теории, религии и так далее.

А еще достижения духовной сферы сохраняются, распространяются одними людьми и потребляются другими, и в этих процессах посредниками становятся школы, библиотеки, музеи и так далее.

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

Культура – разные проявления человеческой деятельности. Культура состоит из разных форм самовыражения человека, самопознания, накопления навыков и умений, правил определенного правильного поведения.

Источник: https://znanija.com/task/19661468

Основания возникновения права частной собственности на землю

В каких условиях возникла частная собственность

Возникновение права частной собственности предоставило гражданам и субъектам предпринимательской деятельности достаточно широкие права и полномочия в отношении различных видов имущества, в том числе и земельных участков.

У данного вида права есть определенные особенности, которые касаются как его возникновения и законодательного регулирования, так и субъектов и объектов, особенно если речь идет о таком специфическом виде имущества, как земельный участок.

Поэтому стоит рассмотреть основные правила возникновения права частной собственности на землю, его субъектов и объектов, а также законодательное регулирование данного вопроса.

Понятие и законодательное регулирование

Прежде всего, стоит отметить, что право частной собственности на землю является одним из прав, которые гарантированы гражданам РФ конституционно (ст. 36 Конституции РФ).

Кроме этого, приниматься во внимание должны и другие кодексы, законы или нормативно-правовые акты, которые каким-либо образом затрагивают данный вопрос.

Что касается определения права частной собственности, то оно представляет собой возможность, предоставленную владельцу земельного участка относительно владения, пользования и распоряжения землей в порядке, установленном законодательно.

Данный вид права предоставляет его обладателю наиболее широкие права и полномочия в отношении его собственности, которые могут быть ограничены только на законодательном уровне.

Субъекты и объекты

Как и при любом другом виде права на землю (или на другое имущество) право частной собственности имеет две основные стороны отношений — субъекта и объекта.

И если в отношении последней стороны каких-то специфических особенностей нет, то к субъекту могут быть предъявлены определенные требования.

Поэтому стоит рассмотреть и объект, и субъект частной собственности на землю более подробно:

1.

Объектом выступает земельный участок в виде определенного обособленного участка или территории, который обладает всеми необходимыми характеристиками и зарегистрирован в официальном порядке (то есть данные о нем внесены в государственный кадастр или Единый реестр прав недвижимости). Данный участок также принадлежит определенному субъекту, которому предоставляется уникальная возможность единолично владеть, пользоваться и распоряжаться этим видом имущества.

В частности, это:

  • кадастровый номер;
  • адрес или месторасположение;
  • площадь;
  • назначение земли и вид ее разрешенного использования.

В идеале участок должен иметь все перечисленные выше характеристики, для чего проводится специальная процедура — межевание земли.

При этом к участку как к объекту права собственности может относиться не только почвенный (поверхностный) слой земли, но и водные объекты, деревья, кустарники и прочие виды растительности (это указано в ст. 261 ГК РФ).

Однако в некоторых случаях, установленных законодательно, данные объекты могут и не включаться в собственность. Например, определенные водоемы или леса могут относиться к земельному фонду государства или муниципалитета в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ, а также другими кодексами и законами РФ.

Отдельно стоит выделить участки, которые не могут быть объектом частной собственности:

  • изъятые из оборота (что установлено п. 2 ст. 27 ЗК РФ);
  • ограниченные в обороте (данные земли могут быть только государственными или муниципальными).

Все остальные ограничения и особенности в приобретении права частной собственности на землю и порядке пользования ею вытекают уже не из объекта, а из субъекта данного права.

2. Субъектом является лицо, которое владеет таким видом недвижимости, как земельный надел.

Причем в качестве субъекта может выступать как физическое (гражданин, предприниматель), так и юридическое лицо (частное предприятие, организация). Что касается государственных, казенных, бюджетных и муниципальных учреждений, но они не могут владеть землей на частной основе, для них доступно только право государственной (муниципальной) собственности.

При этом момент, с которого гражданин или юр лицо может становиться субъектом права частной собственности, напрямую зависит от категории землевладельца:

  • для граждан этот момент наступает со дня приобретения полной гражданской дееспособности, которая наступает после совершеннолетия, вступления в брак или официального трудоустройства на работу;
  • для юрлиц — с момента государственной регистрации предприятия, учреждения или организации в качестве юридического лица.

Также стоит учесть, что для иностранных землевладельцев (это касается как иностранных граждан, так и компаний) в законодательстве установлены определенные ограничения относительно прав частной собственности на землю. В частности, они не могут владеть участками, расположенными в приграничных зонах (конкретные территории установлены законодательно).

Основания для возникновения

Право частной собственности в большинстве случаев возникает в результате гражданских сделок, поэтому и основания для его возникновения закреплены в Гражданском кодексе РФ.

В частности, это могут быть следующие ситуации:

  • сделки по отчуждению недвижимости (например, купля-продажа, мена, дарение), что предусмотрено ст. 218 ГК РФ;
  • получение земли в порядке наследования (для граждан) или правопреемства (для юрлиц в случае реорганизации), что указано в той же ст. 218 ГК РФ;
  • выделение надела на основании вынесенных судебных решений по установлению права частной собственности;
  • предоставление земли в соответствии с актами государственных органов и органов местного самоуправления
  • получение участка в результате проведения процедуры приватизации (ст. 217 ГК РФ);
  • оформление собственности на землю на праве приобретательной давности;
  • получение недвижимости по другим основаниям, которые предусмотрены в действующем законодательстве.

Для каждого из перечисленных выше случаев и оснований существуют свои условия и порядок действий, которые должны быть предприняты собственником и будущим владельцем земли для оформления прав собственности на участок.

Процедура возникновения

Поскольку, как уже отмечалось, порядок возникновения права частной собственности на землю может различаться в зависимости от основания для этого, точную процедуру выделить достаточно сложно. Однако можно рассмотреть примерный список действий, которые необходимо совершить для этого будущему собственнику недвижимости:

Наступление события, которое является основанием для возникновения права частной собственности

Это может быть любое из событий, перечисленных ранее в качестве оснований для возникновения права частной собственности. То есть, это может быть оформление дарственной, договора купли-продажи, наступление смерти наследодателя, вынесение соответствующего решения суда и т. п.

Государственная регистрация права

После заключения какой-либо из указанных выше гражданских сделок переход права собственности обязательно должен быть зарегистрирован в соответствующем органе — Росреестре. Для этого новый собственник должен подготовить определенный пакет документов и подать его в данный орган.

Документальное оформление

В случае успешного прохождения регистрации собственник получит на руки документ, подтверждающий его права в отношении участка — свидетельство о праве собственности. Именно с момента окончания процедуры государственной регистрации и выдачи данного свидетельства он становится полноправным собственником недвижимого имущества.

Право частной собственности на земельный участок предоставляет его обладателю наиболее широкие полномочия в отношении данного объекта недвижимости, поэтому многие землевладельцы стремятся оформить на него именно этот вид права.

Происходит это путем совершения ряда сделок, предусмотренных в гражданском законодательстве. Приобретенные права собственности закрепляются путем прохождения процедуры государственной регистрации, только после окончания которой они вступают в законную силу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/chastnaya-sobstvennost.html

Возникновение частной собственности, классов и государства

В каких условиях возникла частная собственность

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Каковы бы ни были формы разложения родового общества, основным содержанием эпохи оставалось зарождение частной собственности, классов и государства.

[adsense]

Выше уже говорилось, что вопрос о происхождении частной собственности, классов и государства составляет главный мировоззренческий вопрос первобытной истории. В буржуазной науке еще имеются сторонники теории «естественного» происхождения этих институтов классового общества, якобы свойственных самой человеческой природе.

Они усматривают частную собственность в личной собственности членов родовой общины на ручные орудия, предметы одежды, украшения, а государственную власть — в органах родового самоуправления или же в соответствии с патриархальной теорией — во власти главы семейства.

Таким образом, эта теория противостоит марксистскому положению о том, что частная собственность, классы и государство зародились лишь в распаде первобытного общества и, следовательно, имеют исторически обусловленный, ограниченный во времени характер.

Все еще распространена также так называемая теория насилия, создатели и сторонники которой (австрийский историк права Гумплович, Каутский, Кунов, Р. Люксембург, а из современных зарубежных исследователей Линтон, Бэрнес и др.

) считают, что классы и государство возникли из завоевания одного племени другим, составившим господствующий класс и создавшим для закрепления своего господства органы государственной власти. Эта теория также неверна, так как в основе процесса становления классов и государства лежали прежде всего внутренние социально-экономические факторы, а такие внешние факторы, как завоевания, могли лишь ускорить этот процесс.

В последнее время получили распространение также и более изощренные теории переосмысления процессов становления классов и государства.

Как мы увидим дальше, многие ранние формы эксплуатации постепенно вырастали из обычаев и порядков, свойственных первобытнообщинному строю, долгое время сохраняли обличье общинно-родовых институтов, казались взаимовыгодными обеим сторонам и в какой-то мере действительно были таковыми.

Общественно полезными казались, а в определенной мере и были также предполитические институты, которые развивались для нужд перераспределения продукта. Такова основа, на которой выросла концепция «взаимной эксплуатации». В ней есть свое рациональное зерно, но зерно уродливо гипертрофированное.

Одно дело — видеть диалектически противоречивый механизм генезиса эксплуатации и отделенной от народа власти и совсем другое — трактовать уже достаточно отчетливые отношения эксплуатации как взаимовыгодные.

Идя этим путем, можно найти взаимность эксплуатации и в феодализме (феодал защищает крестьянина), и в рабовладении или капитализме (и рабовладелец, и капиталист организуют трудовой процесс). По существу, теория «взаимной эксплуатации» призвана снять проблему классовых противоречий в антагонистическом, в том числе и в современном капиталистическом обществе.

Возникновение частой собственности

Рост производительности труда способствовал индивидуализации производства и появлению прибавочного продукта, что давало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком.

В то же время возросшая производительность и общественное разделение труда делали возможным производство продуктов специально для обмена, товарное производство, создавали практику регулярного обмена и отчуждения.

Так стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности эпохи классического родового строя прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации. «В основании ее, — писал В. И. Ленин, — лежит зарождающаяся уже специализация общественного труда и отчуждение продуктов на рынке.

Пока, например, все члены первобытной индийской общины вырабатывали сообща все необходимые для них продукты, — невозможна была и частная собственность. Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности».

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот.

К наиболее ранним видам частной собственности принадлежали и рабы, речь о которых будет идти ниже. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, предметных денег.

Этнографические данные свидетельствуют, что накопление богатств происходило прежде всего в семьях родоплеменных главарей и вождей. Это и понятно: именно они были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине.

Так, у северо-западных индейцев квакиютль родовые сокровища — медные пластины — считались неотчуждаемой собственностью рода, но фактически были передаваемой по наследству собственностью вождя. У меланезийцев полуострова Газели (о.

Новая Британия) главари являлись хранителями всех общинных сокровищ — раковин, которые они должны были использовать для общественных нужд, но использовали и для своих целей, ссужая малоимущих.

Поэтому еще до того, как главари и вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение этими богатствами было важным дополнительным рычагом, с помощью которого они усиливали свое влияние и приумножали

Медная пластина северо-западных индейцев

свои богатства. Собственные сокровища одного из вождей тех же квакиютль состояли из 4 больших лодок, 4 рабов, 40 шкур морской выдры и 120 лыковых накидок; другого — из 4 больших лодок, 6 рабов, 60 меховых одеял и 200 лыковых накидок.

О накоплении частных богатств и зарождении частной собственности косвенно свидетельствуют и данные археологии. Так, вещи, находимые в погребениях додинастического Египта, уже помечены знаками собственности, несомненно не родовыми, а семейными, так как в разных погребениях они различны.

Подобными знаками собственности, по-видимому, были и так называемые пуговицевидные печати, известные по энеолитическим культурам Передней Азии и Греции. К энеолиту, бронзовому и раннему железному веку Азии и Европы относятся многочисленные клады металлических слитков, оружия, орудий и украшений, игравших роль сокровищ и, по-видимому, денег. Интересен, в частности, найденный у с.

Бородино близ Белгорода — Днестровского клад богатого, вероятно, церемониального оружия вождя, содержавший серебряное копье, серебряный кинжал, позолоченную серебряную булавку, нефритовые топоры — все это, судя по известным аналогиям, не местного происхождения.

Наконец, к этой же археологической эпохе относятся общий рост богатств в погребениях и, что особенно важно, их неравномерное распределение, в частности появление наряду с обычными сложных по устройству и богатых по инвентарю погребений родоплеменных вождей. Таков, например, древнейший памятник этого типа на территории СССР — знаменитый Майкопский курган конца 2 тысячелетия до н. э.

В нем на 11-метровой глубине, под балдахином, поддерживаемым шестиметровыми серебряными трубками, был захоронен мужчина с множеством украшений из золота, лазурита, бирюзы и сердолика, чеканными золотыми и серебряными сосудами, медным оружием и орудиями.

В двух меньших и несравненно более бедных по сопровождающему инвентарю погребальных камерах кургана найдены останки двух женщин — по-видимому, убитых рабынь. Сходные с Майкопским так называемые «княжеские», но несомненно предшествующие появлению государственных образований погребения бронзового и раннего железного века известны во многих областях СССР и зарубежной Европы.

[adsense] Становление частной собственности проходило в острой борьбе с традициями общинно-родового коллективизма. Накопление отдельными семьями излишков не нужной им продукции было противно самому духу первобытнообщинного строя, и более имущим приходилось делиться с менее имущими.

Разбогатевший человек, в особенности вождь, если он не хотел лишиться своего авторитета, должен был устраивать широкие, так называемые престижные пиры, из тех же престижных соображений щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. д.

У скупого богача нередко насильно отбирали излишки имущества: так, у некоторых оленеводческих народов Сибири в XVII—XVIII вв. отдельные семьи не могли иметь стад более чем в сто голов — остальные олени, если они не раздавались добровольно, отбирались родичами или соседями. Бывало, что такого скупца убивали: исследователь папуасов Л.

Посписил приводит случай, когда общинники заставили ближайших родственников богача убить его стрелами со словами: «Ты не должен быть единственным богатым человеком, мы все должны быть равны, ты всего лишь равен нам».

Ожесточенное сопротивление древних коллективистских традиций тенденциям накопления богатств вызвало к жизни широко распространенные в эпоху разложения первобытного общества своеобразные обычаи массовых раздач и даже уничтожение накопленного имущества.

У многих народов при погребении умершего, в особенности главаря или вождя, его богатства уничтожались, погребались, раздавались присутствующим и лишь часть их передавалась наследникам.

На некоторых островах Меланезии состоятельные люди демонстративно уничтожали запасы циновок, считавшихся одним из мерил богатства, а во время праздников резали и раздавали своих свиней.

У северо-западных индейцев накопленные богатства вначале уничтожались в день смерти владельца, а позднее стали раздаваться на специальном празднике «потлач». Потлач устраивался по самым разным поводам: при получении нового имени, вступлении в тайное общество, свадьбе, похоронах, поминках и т. д.

Устроитель потлача долгое время копил богатства — меха, лодки, рабов, а затем выставлял их для всеобщего обозрения и с гордостью раздавал гостям. Однако потлач, как и престижные пиры и другие сходные по содержанию (так называемые потлачевидные) обычаи эпохи, не был лишь актом горделивого саморазорения. Устроитель своей щедростью устранял соперников, обеспечивал

Реконструкция позднегальштатского «княжеского» погребения в Виксе, Франция (по Г. Чепмену)

за собой или своими наследниками высокое общественное положение, приобретал авторитет и право на занятие общественных должностей; помимо этого он становился участником ответных потлачей, на которых возвращал обратно по крайней мере часть розданных богатств. Возможно, потлач выполнял и некоторые другие функции: советский этнограф Ю. П.

Аверкиева, исходя из того, что на потлач приглашались члены не своего, а чужого рода или племени, видит в нем своеобразный институт развития обмена.

Но так или иначе очевидно, что диалектически сложные и противоречивые обычаи эпохи разложения первобытного общества, даже и ограничивая накопление частной собственности, в конечном итоге способствовали развитию частнособственнических отношений.

[adsense]

Развитие частной собственности тормозилось сохранением общинной собственности на землю, бывшую основным условием и всеобщим средством труда.

В то время как движимость, в том числе и орудия производства, уже стала частной собственностью отдельных семей, обрабатываемые земли, пастбища, сенокосы, охотничьи и рыболовные угодья оставались коллективной собственностью распадавшейся родовой или складывавшейся соседской общины.

Более того, пока существовала коллективная собственность на землю, частная собственность имела второстепенный, подчиненный характер, не могла получить преобладающего значения, потому что, как отмечал Маркс, «частная собственность как противоположность общественной коллективной собственности существует лишь там, где… внешние условия труда принадлежат частным лицам». Индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал с неизбежностью должны были привести к появлению частной собственности на землю. Она зарождалась в еще более ожесточенной борьбе, чем частная собственность на движимое имущество, и первоначально принимала своеобразные непрямые формы (право первопоселения, заимки и т. п.). Пахотные земли и особенно сенокосные и промысловые угодья еще долго продолжали считаться неотчуждаемой собственностью общины, но отдельные семьи, пользовавшиеся общинными наделами, всячески стремились воспрепятствовать переделам и постепенно закрепляли за собой право наследственного владения и монопольного распоряжения своим участком земли. Такое переходное состояние мы застаем, например, в Меланезии: на большинстве островов семьи владеют общинной землей лишь до тех пор, пока они ее обрабатывают, но на о. Новая Каледония надел уже сохраняется за семьей даже в том случае, если его обработка прекращена. Особенно долго сохраняли фикцию коллективной собственности на землю кочевники-скотоводы, однако и у них монопольное распоряжение вождей пастбищами и степными водоемами в большинстве случаев породило фактически частную собственность на землю. Однако в окончательном виде частная собственность на землю, как правило, складывалась только в классовом обществе.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистические порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой.

Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими женами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньшие по размерам семьи.

Но и они оказывались непрочными: раздираясь внутренними противоречиями, они делились снова и снова.

Большесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.

Таким образом, если сопоставить процесс становления частной собственности с развитием семьи, то в нем могут быть выделены три этапа:

первый этап — выделение в роде собственности больших семей, частной по отношению к внешнему миру, но коллективной, групповой по отношению к самой семейной общине;второй этап — выделение так называемой отдельной собственности глав больших семей, обособляющейся уже и по отношению к групповой собственности большесемейного коллектива;

третий этап — выделение собственности маых семей, надолго становящихся основными носителями частнособственнических отношений.

Источник: https://arheologija.ru/vozniknovenie-chastnoy-sobstvennosti-klassov-i-gosudarstva/

Возникновение частной собственности

В каких условиях возникла частная собственность

Появление земледелия и скотоводства создало ос­нову для появления частной собственности — фе­номена, неизвестного в животном мире. Она оказа­лась новым и мощнейшим стимулом для человечес­кой деятельности, а следовательно, и для развития цивилизации.

Более того, частная собственность (земля и скот, прежде всего) оказались той формой органи­зации производительных сил общества, которая наи­лучшим образом соответствовала уровню их разви­тия, была наиболее эффективной формой использо­вания ресурсов новой экологической ниши на благо Человека. Хотя еще очень долго после завершения неолитической революции могли существовать и об­щинный скот, и общинная земля. Но именно част­ные формы владения, возникшие, вероятно, в самом начале неолита оказались исторически более совер­шенными. И не трудно понять, почему.

На ранних стадиях антропогенеза перед Человеком стояла лишь одна суперзадача — обеспечить свое выживание и воспроизводство поколений. На иное у него просто не доставало ресурсов и сил.

Все уси­лия Человека, как и любого другого животного, сводились именно к выживанию. А для удовлетворе­ния своих первичных жизненных потребностей ему было достаточно личной собственности — топора или копья, например.

Все остальное было коллективной собственностью, необходимой для охоты, поддержа-

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

ния огня, обустройства пещеры и т.п. Поэтому этот период в жизни человечества принято называть пер­вобытным коммунизмом.

Теперь же, после неолитической революции Чело­веку, обладающему землей и скотом, стало гораздо легче обеспечивать свою главную задачу — выжить.

Более того, у него стал появляться дополнительный продукт, с помощью которого он получил возмож­ность удовлетворять иные потребности, о существо­вании которых он ранее не догадывался. У него появились новые интересы, новые цели, связанные с дальнейшим развитием своей собственности.

Их удовлетворение сделалось мощнейшим стимулом для совершенствования орудий труда, возник новый тип производственных отношений. Совершенствование средств производства стало во многом определять судьбы народов.

Право частной собственности в эпоху неолита, по-видимому, не смогло выражаться в виде некой юри­дической категории. В те времена у людей еще не сформировалось то, что теперь называется правовым сознанием.

Первоначально такое право могло выра­жаться в форме признаваемого всеми членами пле­мени запрета на присвоение кем-либо из них, кроме конкретного индивидуума, например, плодов, произ­растающих на определенном участке земли в обла­сти совместного обитания. Все члены племени долж­ны были иметь представление о предмете такого запрета.

Границы пространственной сферы действия такого запрета также должны были быть мысленно очерчены. Чтобы подобные, по существу абстракт­ные представления могли сформироваться в созна­нии Человека, его духовный мир должен был быть достаточно развитым.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ… ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
________________________________________________________________________________________________________________

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ДУХОВНЫЙ МИР

Секреты духовного мира

Возникновение духовного мира — одна из тайн антропогенеза и становления Человека как биологи­ческого вида. Можно считать не вызывающим со­мнения лишь то, что феномен духовного мира — это результат не биологического, а социального раз­вития.

Судя по всему, зарождение духовного мира в Универсуме связано с палеолитической революцией в истории человечества. Это — еще один малопонятный феномен эволюционного развития Человека, ибо духовный мир обладает удивительным разнообрази­ем. Люди по-разному воспринимают окружающую дей­ствительность и имеют разные представления о сво­ем положении в мире.

У каждого человека имеется свое, неповторимое восприятие объективной реаль­ности в отличие от стандартов, которые свойственны остальным представителям живого мира. Трудно определить, какие причины вызвали это разнообра­зие, зачем Человеку понадобился столь сложный духовный мир.

И неизвестно, возникает ли духовный мир в сознании Человека или, наоборот — в духов­ном мире возникает сознание.

Я не умею объяснить происхождение этого фено­мена требованием адаптации к изменяющимся усло­виям обитания, хотя легко поверить в то, что воз­никновение сознания является реакцией живого вещества на окружающий мир. Духовный мир, безус­ловно, может коррелировать с необходимостью, но далеко ей не тождествен. Так, например, духовный мир рождает представление о свободе (в той или

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

иной форме), которое, если не противоречит, то чаще всего не совпадает с необходимостью. В микрокосме, т.е. в душах людей утверждается своя собственная уникальная Вселенная, свой собственный мир, кото­рый часто противостоит необходимости. Пример тому — иллюзии или беспочвенные мечтания.

Без понимания этих особенностей духовного мира, наверное, трудно понять логику истории человече­ства, и, тем более, объяснить различные ее пово­роты и зигзаги. Если достаточно трудно установить точную хронологию исторических фактов, то еще труднее восстановить эволюцию внутреннего мира человека, изучить процесс изменения его представ­лений об окружающем, понять логику его действий.

Происходящее в духовном мире далеко не всегда можно объяснить материальной потребностью, и нельзя в таком ключе интерпретировать логику дей­ствий творцов исторического процесса.

Произнося широко известные слова о том, что история — это результат действия людей, стремящихся обеспечить достижение своих интересов, следует помнить, что самое трудное — понять смысл стремлений и содер­жание интересов людей, живущих в прошедшие эпохи. Здесь трудно все.

Даже переводы на современный язык древних русских летописей, например, совершенно неадекватны оригиналам. Слова, используе­мые переводчиком, вряд ли достаточно корректно выражают то значение, которое они имели в мире летописца.

Тот ли смысл имел в виду автор, включая в летопись вышедшие из теперешнего лексикона сло­ва, который выражает переводчик на современном языке? Установить это с полной гарантией невоз­можно.

Мне кажется, что искусство несет в себе менее искаженную информацию, чем словесные выраже­ния. Язык искусства обращается непосредственно к

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ… ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
________________________________________________________________________________________________________________

духовному миру, к подсознанию, которое куда бо­лее консервативно, чем сознание. Но и здесь свои трудности. Любые изображения это — иероглифы, и их расшифровка всякий раз неоднозначна. Наиболее доступным информационным каналом мне представ­ляется музыка. Она говорит больше, чем другие виды искусства, о внутренней жизни Человека, о харак­тере соответствующей эпохи.

Еще один источник информации о процессах раз­вития человеческого духа — это религии. Но и здесь мы встречаемся с иероглифами, далеко не все из которых поддаются расшифровке.

Может ли совре­менный европеец понять магию цифр, столь распро­страненную среди народов Африки и во многом вли­явшую (да и сейчас влияющую) на принимаемые ре­шения и даже на политику государств? Для этого надо уметь представить себе всю целостность чужо­го духовного мира, как правило, нам — европей­цам — недоступного. Фиксация отдельных частностей практически ничего не дает для выявления мотивов малопонятных нам действий.

При всем при этом есть и еще одно усложняющее изучение этого феномена обстоятельство — измене­ние духовного мира связано с изменением представ­лений о картине мира, т.е.

с процессами чисто информационного характера, о которых мы имеем весьма нечеткое представление. Поэтому утвержде­ния о первичности материальных начал в мировом эволюционном процессе не всегда корректны.

Во всяком случае, в тривиальной интерпретации соотно­шения материального и идеального.

Вряд ли следует забывать и о том, что формиро­вание духовного мира — это тоже эволюционный процесс, являющийся одной из составляющих частей единого мирового эволюционного процесса. И хотя

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

духовный мир имеет не биологическую, а информа­ционную природу, но он в какой-то мере, вероятно, следует общим законам универсального эволюциониз­ма. При всей взаимозависимости различных состав­ляющих мирового процесса, они далеко не всегда непосредственно коррелируют друг с другом.

И на определенной ступени сложности духовный мир от­дельного человека может приобрести особенности, не выводимые непосредственно из его биологической сущности и структуры его очевидных потребностей. Другими словами — в духовном мире возникает собственная логика развития.

Не будет ошибкой даже такое утверждение: бывают ситуации, когда духов­ный мир конкретного человека, его состояние в определенные моменты может представлять опасность для существования самого индивида — его облада­теля.

Вот почему так трудно и неоднозначно восстанавливается внутреннее содержание процессов раз­вития духовного мира.

Можно ли в этих условиях говорить о каких-то общих закономерностях или о тенденциях в эволю­ции духовного мира и его роли в истории цивилиза­ции? И стоит ли пытаться реконструировать процесс духовного развития Общества? Или, может быть, прав был Паскаль, сказавший знаменитую фразу о том, что если бы нос Клеопатры был немного длин­нее, то вся история человечества развивалась по иному?



Источник: https://infopedia.su/6x51cd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.