Гражданский кодекс сервитут земельного участка

Содержание

Статья 274.

Гражданский кодекс сервитут земельного участка

1. Сервитуты относятся к числу ограниченных вещных прав на земельные участки. Однако не исключается установление сервитута и на иные недвижимые вещи (ст. 277 Кодекса).

Сервитут устанавливается по требованию собственника земельного участка или иной недвижимости, чьи права не могут быть должным образом реализованы без установления сервитута. Кроме собственника установления сервитута может требовать обладатель ограниченного вещного права на земельный участок (см. к п.

4 данной статьи). В Гражданском кодексе предусмотрено установление только частных сервитутов, т.е. сервитутов, направленных на обеспечение потребностей конкретного собственника (собственников) недвижимости. Земельный кодекс (ст.

23) предусматривает также возможность установления публичных сервитутов в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (ст. 23).

В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлен примерный перечень нужд, для реализации которых может устанавливаться сервитут.

Здесь же определены два существенных для установления сервитута условия: он не должен препятствовать осуществлению разрешенного использования земельного участка; он устанавливается в случаях, если интересы собственника недвижимости не могут быть обеспечены иным образом.

Указанные условия закреплены императивно и должны учитываться не только при установлении сервитута принудительно (в судебном порядке), но и при заключении соглашения об установлении сервитута.

При этом невозможность осуществления прав собственника земельного участка (иной недвижимости), требующего установления сервитута, должна быть объективной.

Если такая ситуация создана самим собственником земельного участка, она не является достаточным основанием для установления сервитута, равно как и ситуация, когда требование об установлении сервитута диктуется экономической целесообразностью использования чужого земельного участка, а не объективной необходимостью (п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом ВС РФ от 26 апреля 2017 г.).

2. Сервитут предполагает установление права пользования земельным участком определенным образом при сохранении возможности владения и пользования этим земельным участком его собственника. Поэтому в абз. 2 п.

1 комментируемой статьи указывается на то, что сервитут не должен препятствовать разрешенному использованию обремененного им земельного участка. Несоразмерные ограничения прав собственника при установлении сервитута в отношении его имущества могут служить основанием для заявления требования о прекращении сервитута (п.

2 ст. 276).

Поэтому “при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут” (п. 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок).

3. По общему правилу основанием возникновения сервитута является соглашение (договор) между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются (п. 1 ст. 52 ФЗ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Частный сервитут в отношении находящегося в собственности государства или муниципального образования земельного участка может не регистрироваться, если одновременно его срок составляет менее трех лет и в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и государственной регистрации права (ограничения, обременения) на него. В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).

4. Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто, предусмотрен судебный порядок решения вопроса о его установлении. Законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута.

Достаточным основанием для обращения в суд является недостижение сторонами соглашения об установлении или условиях сервитута, то есть возникновение между ними спора (п. 1 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок).

Лицо, требующее установление сервитута, должно подтвердить наличие права на недвижимость, а также доказать невозможность ее использования без установления сервитута.

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельном участке, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр. Сервитут, установленный на основании судебного решения, также подлежит государственной регистрации.

5.

Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет право требовать установления сервитута обладателям ограниченных вещных прав, предполагающих осуществление правомочий владения и пользования земельным участком, – права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения. Данное положение расширительному толкованию не подлежит: арендаторы земельных участков, а также иные лица, владеющие и пользующиеся земельными участками, но не являющиеся обладателями вещного права, не могут требовать установления сервитута. В случае невозможности использования недвижимого имущества по назначению при отсутствии сервитута они могут требовать разрешения вопроса об установлении сервитута через собственника земельного участка (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 308-ЭС14-7676 по делу N А53-22912/2013).

6. Поскольку установление сервитута предполагает определенные ограничения и неудобства для собственника обременяемого земельного участка, в силу эквивалентно-возмездного характера гражданских правоотношений он вправе получить за пользование земельным участком определенную плату.

Она может быть установлена соглашением сторон, а при его отсутствии определяется решением суда. Отсутствие в соглашении об установлении сервитута изначально условия об оплате не исключает предъявления собственником обремененного участка требования об установлении платы впоследствии.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка также может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут. Однако в данном случае плату можно требовать при условии, что наличие сервитута существенно затрудняет использование земельного участка.

Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (п. 7 ст. 23 ЗК). В то же время требовать установления платы – право, а не обязанность собственника обремененного сервитутом участка. Соответственно, соглашением сторон может предусматриваться и безвозмездное пользование земельным участком.

Кроме того, случаи, когда сервитут является безвозмездным, могут устанавливаться законом (например, п. 6 ст. 39.46 ЗК).

При отсутствии соглашения сторон плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности, с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Соразмерность платы за сервитут определяется с учетом тех потерь и ограничений, которые возникают в результате его установления.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, а также компенсировать те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Учитываются затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации сервитута, а также убытки, образовавшиеся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Разъяснения, касающиеся установления платы за сервитут, содержатся в п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок.

7. Пункт 6 комментируемой статьи был введен ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ” в связи с введением в ЗК специальной главы (V.3), регулирующей установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности публичного образования.

Положения данного пункта предоставляют право распоряжения земельным участком путем установления сервитута субъектам ограниченных вещных прав (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения), а также обладателям обязательственных прав аренды или безвозмездного пользования.

Такое право предоставляется только в отношении государственных и муниципальных земельных участков.

Обладатели ограниченных вещных прав, а также арендаторы и безвозмездные пользователи, заключившие договор на срок более чем один год, заключают соглашение об установлении сервитута без получения согласия в письменной форме уполномоченного органа, за исключением случаев, установленных законом (ст. 39.

24 ЗК) или договором аренды либо безвозмездного пользования. Они лишь обязаны уведомить в установленный срок уполномоченный государственный (муниципальный) орган о заключенном соглашении.

Если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме уполномоченного государственного или муниципального органа исполнительной власти, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит

“ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ”

2019 год

Источник: https://bazanpa.ru/gk1/razdel2/glava17/statya274/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Гражданский кодекс сервитут земельного участка

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Гражданский кодекс сервитут земельного участка

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Сервитут: подробности для бухгалтера

  • Справедливая стоимость нефинансовых активов … пользования чужими земельными участками (сервитутами)*)
    Получение в безвозмездное пользование … ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться по соглашению между … могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, … на недвижимое имущество. Стоимость сервитута определяется установленной соглашением между сторонами … или судом платы за пользование сервитутом, но в пределах кадастровой … этом плата за пользование сервитутом относится на текущие затраты учреждения …
  • Доходы и расходы по налогу на прибыль в казенном учреждении … пользования чужими земельными участками (сервитут) (ст. 5 ЗК РФ … ).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, может, если иное не … в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование … год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец;
    государственному … учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия … предоставлению ограниченного права пользования (сервитута) освобождается от обложения налогом …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …
  • Трудности признания имущества недвижимым … предоставления земельных участков и установления сервитутов
    [1] , использование земель и земельных … участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за январь 2020 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) государственному казенному учреждению НДС стоит …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) указанной статьей 155 НК …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 … при оказании услуг по предоставлению сервитута доходы от реализации данной услуги … права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) физическому или юридическому лицу право …
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) физические лица к оплате покупателю …
  • Запрещенные при УСНО расходы: мнения чиновников и судей … право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) (Письмо Минфина России от 22 …
  • ТОП-10 разъяснений Минфина по НДС в 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Организация на земельном участке бюджетного учреждения платной деятельности … ситуация
    – заключение соглашения об установлении сервитута, то есть о пользовании земельным …
  • Подпадает ли под определение «распоряжение имуществом» организация на земельном участке АУ платной деятельности? … ситуация – заключение соглашения об установлении сервитута, то есть о пользовании земельным …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Сервитут на земельный участок и особенности его установления

Гражданский кодекс сервитут земельного участка

Сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий.

Сервитут земельного участка часто приходит на помощь в том случае, если по каким-то причинам невозможно в полном объёме эксплуатировать своё недвижимое имущество.

В этом случае наиболее распространённым вариантом станет наложение сервитута на соседний участок, например, чтобы обеспечить проезд.

Что такое сервитут земельного участка и как он эволюционировал в истории правоприменительной практики?

Что такое сервитут на земельный участок?

Понятие сервитута на земельный участок регулируется двумя крупнейшими нормативными актами в сфере имущественных и земельных правоотношений — Гражданским и Земельным Кодексами Российской Федерации.

В соответствии с положениями этих нормативных актов сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий. Т.е. сущность сервитута является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Однако вся процедура установления обременения земельного участка сервитутом должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и закрепляться либо в форме договора (если речь идёт о частном сервитуте), либо в виде специального Постановления уполномоченного органа власти (если сервитут носит характер публичного).

Исторические формы сервитута

Сервитут как форма использования чужого имущества в своих целях зародился ещё в Древнем Риме и имел классическое закрепление в римском праве.

В соответствии с положениями этой правовой системы вещный сервитут мог распространяться не только на земельный участок, но и на любую чужую вещь, т.е. также практиковалось право пользования чужой вещью.

При этом платы за пользование такой вещью предусмотрено не было.

После того как римское право вместе с Империей перестало существовать, понятие сервитута не прекратило своё действие, а перешло в более поздние правовые системы Франции и Германии, где получило закрепление.

В соответствии с Кодексом Наполеона сервитутом принято было считать особую коммунальную повинность недвижимого имущества с целью обеспечения возможности надлежащего использования другого недвижимого имущества его собственником.

При этом разделение, которое было установлено в видах сервитутов, осуществлялось по трём основаниям — месту его наложения (городские и сельские), наличию внешних признаков (явные и неявные), сроку действия (постоянные или непрерывные и непостоянные, то есть установленные на срок выполнения человеком каких-либо действий).

В германском праве сервитутом также было принято считать обременение чужого имущества для достижения целей нормального функционирования другого имущества. В соответствии с требованиями норм права этой системы выделялись три формы сервитута — положительный и две отрицательных. Положительным сервитутом принято считать предоставление земельного участка для использования в определённых целях.

Первый отрицательный подразумевает невозможность осуществления собственником участка каких-либо действий, которые он мог бы осуществлять в отсутствие обременения. Второй отрицательный сервитут возникает тогда, когда у собственника обременённого земельного участка отбирается возможность как-либо влиять на состояние того участка, в пользу которого установлено обременение.

В истории российского права установление сервитута не было предусмотрено ввиду особенностей исторического развития.

Так, в период дореволюционной России уровень развития земельных правоотношений был настолько низок, что ни о каком сервитуте в его полной мере говорить не приходится.

Что же касается советского периода, то при государственной собственности на земли в сервитуте отпала какая-либо необходимость.

Современные виды сервитута

Земельный Кодекс Российской Федерации установил всего два вида сервитута, которые могут существовать в настоящее время в России. К этим видам следует относить:

  • Частный сервитут;
  • Публичный сервитут.

Частный сервитут подразумевает заключение соглашения об установлении обременения на конкретный земельный участок в интересах других участков, которое заключается между их собственниками без участия государства.

Как правило, заключение такого соглашения должно происходить по обоюдному согласию сторон. В том же случае, если возникли какие-либо спорные моменты, они могут быть разрешены путём судебного рассмотрения дела.

Публичный сервитут устанавливается государством путём вынесения соответствующего Постановления руководителем уполномоченного органа.

Ещё одним вариантом классификации сервитутов будет срок их установления. В соответствии с этим, установленное обременение может подразделяться на:

  • Срочные;
  • Бессрочные (постоянные).

Если говорить о срочных земельных сервитутах, то они, как правило, устанавливаются на ограниченный период, например, на срок выполнения каких-либо работ, которые должны затронуть территорию обременяемого участка. Как только необходимость использования обременённого участка отпадёт, сервитут на землю прекратит своё существование.

Если срок, в течение которого использование чужого участка будет необходимо, не установлен либо имеет размытые очертания, обременение будет считаться бессрочным, но при расчете стоимости такого сервитута срок будет учитываться не более 49 лет с момента установления. Соответственно, при наличии определённых обстоятельств, сервитут может быть отменён раньше, а может быть продлён также на этот срок.

Порядок установления сервитута на земельный участок

Порядок установления и прекращения сервитута регулируется Земельным и Гражданским кодексом РФ. Так как установление сервитута подразумевает под собой наложение ограничений на возможность использования этого участка его собственником, для подтверждения законности такого действия необходимо соблюсти порядок осуществления такой процедуры. В качестве основных этапов следует рассматривать:

  1. Подготовку документов, которые смогут доказать необходимость установления сервитута на конкретный участок на определённых условиях;
  2. Обращение с заявлением об установлении сервитута к собственнику обременяемого участка или в уполномоченный орган власти;
  3. Оценка сервитута с целью установления той суммы, которую инициатору обременения придётся выплатить собственнику участка;
  4. Заключение договора сервитута путём подписания соответствующего соглашения или получение Постановления руководителя уполномоченного органа;
  5. Регистрация заключённого договора в органах Росреестра с целью фиксации установленного сервитута в Едином государственном реестре прав.

Если все этапы были соблюдены, установленный сервитут будет считаться законным.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) – Земельное право

Гражданский кодекс сервитут земельного участка

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.
Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  • заключив соглашение с собственником;
  • добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) — это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем.

То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно.

Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

Важно

Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей. Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально.

В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора).

По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат — установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Когда требуется сервитут

Законодательство в статье 274 Гражданского кодекса раскрывает вопрос — сервитут на земельный участок, что это такое. Оформление ограниченного разрешения требуется, когда решаются споры между собственниками соседних земель по поводу пользования общего характера.

Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:

  1. Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
  2. Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.

По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

Важно

Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

Сервитут это …

Сервитут на земельный участок. Что это такое и какие дает ограничения? Как его применять на практике? Собственно, нет ничего в этом нового и необычного.

Разве что с появлением защищённой законами, частной собственности на землю, появились и нормы закона для защиты прав собственников в определённых условиях и при конкретных обстоятельствах.

По большому счёту такие ограничения вполне логичны, и делегировать законодательные нормы для легализации таких ограничений местной и федеральной власти, необходимо.

Используют такие несколько необычные юридические формы закрепления дополнительного обременения на право пользования достаточно часто. Но если раньше требовалось изъятие земли, выселение собственников, то сегодня во всех этих действиях, нет необходимости.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://tbti.ru/zemlya/servitut-primer.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.