Градостроительная политика города

Приложение. Государственная программа г. Москвы

Градостроительная политика города

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 3 октября 2011 г. N 460-ПП

по состоянию на 1 января 2017 г.

Государственная программа
города Москвы “Градостроительная политика”

22 февраля 2012 г., 4 июля 2013 г., 10 апреля 2014 г., 8 апреля 2015 г., 10 октября 2016 г., 28 марта 2017 г.

Паспорт
Государственной программы города Москвы “Градостроительная политика”

Наименование Государственной программы города МосквыГрадостроительная политика
Цели Государственной программы города МосквыФормирование благоприятной городской среды жизнедеятельности
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города МосквыN п/пНаименование конечного результатаЕдиницы измеренияЗначения
2010 год Факт2011 год Факт2012 год Факт2013 год Факт2014 год Факт2015 год Факт2016 год Факт2017 год Прогноз2018 год Прогноз2019 год Прогноз
1Доля территории города, на которую имеются утвержденные документы территориального планирования с учетом присоединенных территорий (Генеральный план города Москвы)процентов от территории городаXX4242424242100100100
2Обеспеченность Правилами землепользования и застройки в городе Москвепроцентов от территории городаXXXX00100100100100
3Объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования (нарастающим итогом)млн.кв.м5,9612,9220,9229,4238,2247,3555,4663,8572,3580,85
Задачи Государственной программы города Москвы1. Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного, финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра.2. Сохранение историко-архитектурного облика центра города, комплексное обустройство и развитие территории города Москвы.3. Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе Москве.4. Совершенствование системы градостроительной деятельности в городе Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства)
Координатор Государственной программы города МосквыДепартамент градостроительной политики города Москвы
Ответственные исполнители подпрограммКомитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы
Соисполнители подпрограммДепартамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,Департамент строительства города Москвы.Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов,Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,Департамент культурного наследия города Москвы,Комитет государственного строительного надзора города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города МосквыНаименование Государственной программы города МосквыИсточники финансированияРасходы (тыс. рублей)
2010 год2011 год2012 год Факт2013 год Факт2014 год Факт2015 год Факт2016 год Факт2017 год Прогноз2018 год Прогноз2019 год ПрогнозИтого
Градостроительная политикаВсегоXX38 324 862,642 795 560,1109 744 676,357 405 465,251 735 971,654 158 052,253 694 194,053 081 977,0460 940 759,0
бюджет города Москвы6478 895,96 938 897,59 600 166,410 446 702,419 931 367,811 265 176,213 672 424,815 982 280,314 736 436,212 082 114,8107 716 668,9
средства федерального бюджетаXX8 279 029,610 615 331,09 633 107,513 519 801,45 085 579,46 177 759,93 690 991,44 324 214,261 325 814,4
средства юридических и физических лицXX20 445 666,621 733 526,780 180 201,032 620 487,632 977 967,431 998 012,035 266 766,436 675 648,0291 898 275,7
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

Источник: https://base.garant.ru/57392161/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Градостроительная политика как угроза национальной безопасности

Градостроительная политика города

Всем давно известно и понятно, что в крупных густонаселенных городах угроза распространения эпидемий несравнимо выше, чем в местах, где нет такого гигантского скопления людей, постоянно контактирующих друг с другом.

Та, с позволения сказать, градостроительная политика, которая проводится последние двадцать лет, словно специально стягивает население в крупные города, прежде всего в российские столицы. Бешеными темпами на окраинах и вблизи мегаполисов растут районы состоящие из 25-этажных домов – человейников, уже много жилых зданий от 27 до 36 этажей.

В новых микрорайонах дома стоят так плотно, что между ними с трудом помещаются автомашины жильцов. Зрелище удручающее – каменные джунгли, между домами сплошные автостоянки и изредка из них проступают небольшие пластмассовые детские площадки – “типа, благоустройство”…

Например, под Петербургом такие новые, окружающие город районы, получили народное название “каменный пояс”.

Причин такого положения две. Первая – действия застройщиков, стремящихся получить максимальную выгоду. Вторая – сознательная градостроительная, экономическая и прочая политика.

Судя по публикациям в СМИ в последние годы, значительное количество либеральных экономистов и всякого нашего начальства полагает, что залог успешного развития России лежит в создании неких гигантских городских агломераций, в количестве 10 – 15 на страну.

В них должна стягиваться и сосредотачиваться большая часть населения. Это даст невероятный стимул для развития. Видимо, этим всем людям будет чем заняться и где работать.

Их можно будет обучать в местных университетах, лечить не в районных больницах, а в суперцентральных оптимизированных клиниках, они будут работать во всевозможных кластерах. Оно и понятно. А заодно, они будут находиться в поле зрения бесчисленных видеокамер, всевозможных коммуникационных сетей и т.п.

Все это замечательно, да, вот только, такие “агломерации” являются идеальными мишенями для оружия массового поражения (ОМП) и идеальной средой для распространения “естественных” (и не очень) инфекций.

В случае эпидемии где проще заразиться – в старом доме с широкими лестницами, в пятиэтажной “хрущевке”, где на лестничной площадке только 4 квартиры или в “жилом” человейнике, где в каждом подъезде 2 лифта на 25 – 36 этажей и на этаже два десятка квартир?

Лестницы и подъезды таких домов – идеальное средство распространения инфекций. А сами такие дома и микрорайоны – слишком простые мишени в случае конфликтов и военных действий.

Угроза для безопасности государства и населения, которую представляет собой уязвимое скопление людей в городах, прекрасно понималась в Советском союзе.

Принимались различные меры по рассредоточению населения, переезд в крупные города не поощрялся, били установлены лимиты в пределах которых переехать в Москву и Ленинград могли только люди определенных специальностей.

Кроме того, огромная программа по развитию садоводств в 1970 – 1980-е годы уже открыто объяснялась необходимостью создания условий для рассредоточения и эвакуации населения в случае применения ОМП. Поэтому, на рубеже 80-х годов участки садоводам предоставляли “за 101 километром”.

С учетом этого совершенно неадекватными выглядят слова некоего чиновного медика, который некоторое время назад призвал не уезжать на дачи в период “самоизоляции”. Хотя, создание огромного количества “дач” у народа, задумывалось в СССР именно для таких случаев и люди, уезжая на дачи, по сути уезжают в эвакуацию. Но сами к себе, ничего не прося от государства на переезд и размещение.

Ситуация в связи с эпидемией короновируса, еще достаточно мягко, показывает, какую угрозу для национальной безопасности представляют скопления людей в крупных городах.

У нас часто приводят Германию как образец современного высокоразвитого государства. Между тем, в ФРГ лишь 31% населения живет в городах с населением более 100 тысяч человек. А в России в городах с населением более 100 тысяч проживает 66% граждан и процесс усугубляется.

Текущий кризис и эпидемия должны побудить власти и общество к принятию мер, которые сделают более устойчивой, как общественную безопасность, так и безопасность каждой отдельной семьи.

Представляется необходимым принятие таких мер:

  • Изменение градостроительной и налоговой политики с целью прекращения стягивания населения в города. Для чего следует ограничить высотность жилого строительства и увеличить нормативы расстояния между домами. Сделать более выгодным содержание домов и квартир в малых городах и сельской местности – освободить их от налогов на недвижимость и предоставить другие преференции;
  • Поощрять сохранение и развитие системы садоводств и дач, как уникального, исторически сложившегося института, обеспечивающего социально-экономическую устойчивость семей и общества, а также являющегося огромным эвакуационным ресурсом на случай войн, катастроф, эпидемий и кризисных ситуаций. Прекратить принятие законов затрудняющих деятельность садоводств, усложняющих строительство частных домов, поощряющих судебные и прочие конфликты между соседями. Освободить собственников домов в садоводствах от налогов на недвижимость;
  • Поощрять развитие индивидуального домостроения в противовес строительству многоквартирных домов.

А как Вы полагаете, сосредоточение миллионов людей в городах, в случае эпидемии, опасно для самих этих людей или, наоборот, позволяет их быстро развозить на лечение по госпиталям и клиникам?

Подписывайтесь на наш канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/grablistory/gradostroitelnaia-politika-kak-ugroza-nacionalnoi-bezopasnosti-5e9f58c83ea0b71cd1a2b755

Градостроительная политика

Градостроительная политика города

В основу «Градостроительной политики» положены новые принципы городского развития. Она координирует все государственные программы города в области капитального строительства объектов на территории Москвы и определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу.

Предыдущие 15 – 20 лет развитие Москвы характеризовалось кардинальными структурными изменениями, ухудшением транспортной ситуации, быстрыми темпами коммерческого строительства, что и привело к существенным диспропорциям градостроительного развития города. Накопившиеся за десятилетия проблемы негативно отразились на качестве городской среды, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами.

Разработка государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» позволила системно увязать стратегическое и территориальное планирование, обеспечить координацию строительства жилой и коммерческой недвижимости с социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, объединить нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение в единый комплекс.

Вся эта деятельность направлена на достижение цели государственной программы: Формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности.

В числе приоритетов программы «Градостроительная политика»:

1. Определение приоритетов градостроительного развития города как столицы России, крупного международного финансового, научного, культурного центра.

2. Сохранение историко-архитектурного облика центра города, комплексное обустройство и развитие территории.

3. Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

4. Совершенствование системы градостроительной деятельности.

В рамках программы решаются следующие задачи:

1. Подготовка основных документов и решений по градостроительному развитию города Москвы.

2. Координация реализации основных направлений градостроительной политики и строительства в городе Москве.

3. Градостроительное проектирование и развитие единого геоинформационного пространства.

4. Развитие и реорганизация территорий.

5. Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата.

6. Обеспечение инновационного развития строительной отрасли.

7. Нормативно-правовое и сметно-нормативное обеспечение градостроительной деятельности.

8. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности.

В рамках реализации Государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» осуществляется комплексное обеспечение населения жильем, социальной и транспортной инфраструктуройи рабочими местами, формируются благоприятные условия для инвестирования в недвижимость.

Ежегодно формируется 4-летняя адресная инвестиционная программа (АИП), которая является драйвером развития города и строительства недвижимости на всей территории Москвы. По показателю «Объем бюджетных инвестиций на душу населения» Москва в настоящее время занимает 7 место среди крупнейших городов мира.

Это позволило ежегодно привлекать в развитие города внебюджетные инвестиции в размере 86% от общего объема строительства.

Как результат, в Москве также ежегодно формируется 3-летняя программа строительства внебюджетных объектов. Доля строительного комплекса Москвы в ВРП города выросла за 5 лет на 25%.

Всего за 5 лет в г. Москве было построено более 40 млн кв. м недвижимости, в том числе более 15 млн кв. м жилья. Фонд недвижимости в Москве обновился на 10%. В настоящее время Москва занимает 5 место по вводу недвижимости на душу населения среди крупнейших городов мира.

За 5 лет в г. Москве построено 380 социальных объектов, а в 2016-2018 годах планируется строительство еще 282 объектов. Это позволяет комплексно обеспечивать социальной инфраструктурой районы новой застройки и решать проблему ранее накопленного дефицита мощностей.

Развитие транспортной инфраструктуры остается основным приоритетом в градостроительном развитии Москвы.

За 5 лет построено более 400 км дорог, что составляет более 10% от всей существовавшей улично-дорожной сети города (в 2,5 раза больше, чем в 2006-2010 гг.

), 31,01 км линий метро (10% от всей протяженности метро в Москве), введено 18 новых станций, 4 электродепо, 118 искусственных сооружений, 140 пешеходных переходов, а в проектировании и строительстве находятся еще 78,45 км линий, 36 новых станций, 4 электродепо, 87 искусственных сооружений, 48 пешеходных переходов.

Осуществляемые работы позволяют обеспечить для населения удобную транспортную доступность любой части города, повышают инвестиционнную привлекательность территорий.

За период 2012-2015 годы загруженность дорог в городе снизилась на 16%, и в результате Москва перестала быть лидером по пробкам среди мировых мегаполисов.

Контроль за выполнением программы возложен на заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева. Программа была утверждена в 2011 г. постановлением московского правительства.

Постановлением правительства Москвы от 08.04.2015 № 169-ПП в программу внесены изменения.

Постановление правительства Москвы от 27.03.2018 № 236-ПП

Источник: https://stroi.mos.ru/gradostroitelnaya-politika

Запись дневника «Градостроительная политика, что это? Часть 1.», поэт ТИРСКИХ СЕРГЕЙ

Градостроительная политика города

Это емкое словосочетание уходит своими корнями в глубокую древность и превратившись сегодня в расхожее выражение, бросаемое по любому поводу, потеряло истинный свой смыл.

Гардарика, страна городов так в древности называли Русь. Русское государство, со времен своего основания строило города с крепостными сооружениями, что было неотъемлемым условием существования государственности и могущества Руси.

Появление крепостных стен означало надежность и стабильное существование для жителей прилегающей местности, служило оплотом безопасности и надежной защитой для развития экономики края, развитию ремесел и русской культуры. Северо-запад Руси в начале XIVвека ознаменовался бурным строительством новых крепостей и развитием городов вокруг них.

Стоит только перечислить Копорье – 1297г, Изборск -1330г, Корелы-1310г, Орешек- 1323г, Остров-1341г., Опочка -1414г, Порхов-1239г., Гдов-1323г. , город крепость Усть-Охта ХI-ХV века, в устье впадения р.Охты в Неву, реконструкция Псковского кремля и строительство окольного города и расширение Новгородского кремля и крепостных стен и валов вокруг древнего Новгорода.

Градостроительная политика городов – государств Новгорода и Пскова, за два века до появления объединенного Русского государства сформировало оборонительное кольцо укрепленных русских городов крепостей, ставших оплотом стабильности и самого существования Северо-западной Руси, при начавшейся активной немецкой экспансии в XIII веке .

Трудно представить, какие материальные и людские ресурсы были привлечены, чтобы организовать и построить в столь короткий период такое количество сложных оборонительных фортификационных сооружений.

Это конечно истинная градостроительная мудрая политика новгородской вечевой республики, благодаря которой была сохранена независимость Новгородских и Псковских земель, и будущего Русского государства.

Изобретение пороха и развитие огнестрельного оружия, изменило тактику ведения войн и обороны крепостей и как следствие потребовало изменения фортификационных конструкций самих крепостей и ее составляющих. В конце XV, начале XVI веков, во времена правления Ивана III, проводится глобальная модернизация старых и строительство новых крепостей, учитывающая новую тактику обороны крепостей с помощью огнестрельного оружия . Были заново отстроены стены Московского кремля, Смоленска, на северо-западе Руси, реконструированы стены Новгородского и Псковского кремлей, возведены и усилены новые крепостные башни и прясла стен.

В 1492 году, была основана Ивангородская крепость, ставшая стратегическим оплотом молодого Русского государства и первым Русским портом на Балтике (что расположена в 12 км от устья Наровы и берега Балтийского моря).

Появление которой дало русским возможность свободно торговать (почти весь XVI век) с западными государствами «стратегическими товарами», минуя чинимые препоны в торговле от городов «Ганзейского союза», блокирующего свободную торговлю русских купцов с «не ганзейзами», более 300 лет (вам это ничего сейчас не напоминает?).

Безусловно, не это ли «градостроительная политика» и одновременно государственная политика молодого Русского государства, отстаивавшего свою независимость и влияние в Европе.

В начале 90-х годов , работая в институте «Ленгипрогор», над новым генеральным планом г.

Пскова , мы провели историко-градостроительное исследование его ближайших пригородов , в радиусе 60-ти километров, определяя ореол влияния города на пригородные земли, выявляя устойчивые планировочные и функциональные зоны и преемственности развития территории на протяжении столетий.

Необходимо было проанализировать, где традиционно люди жили столетиями, вели хозяйственную деятельность, а где на протяжении веков , природные ресурсы – леса, луга, болота, оставались нетронутыми деятельностью человека.

Этот анализ был необходим для выбора градостроительного планирования, по ведению современной хозяйственной деятельности на этой территории. Сохраняя естественное равновесие природных ландшафтов и земель освоенных деятельностью человека.

Нами двигало стремление сохранить преемственность складывавшуюся столетиями, направленную на сохранение природных ресурсов этой территории, на разумное логичное развитие территорий и использование исторических населенных пунктов для гармоничного развития. Преемственность так необходима для стабильного развития экономики и жизненного цикла человека. Работа над историческими городами учит осторожности и вдумчивому отношению к трудам былых поколений, много поучительного и ценного для сегодняшнего отношения к «подходам» и приемам застройки и организации пространств.

Хочу провести некоторый экскурс в недавнее наше прошлое и показать определяющую роль «Градостроительной политики» в развитии не просто городов , а пожалуй и государства в целом. Одно неотделимо от другого.

Эпоха правления Екатерины II, в этой области ознаменовалась крупными градостроительными, поистине – революционными преобразованиями, масштабными работами по размежеванию владений государственных, церковных и частных земель во всей обширной Российской империи.

Титанический труд по межеванию земель России, определение ее ресурсов, пахотных земель, выпасов, лугов, лесов позволяло проводить жесткую «экономическую политику», контролировать ресурсы, собирать налоги имея достоверные сведения на основе полноты межевых планов и уточненных экономических ресурсов.

Уже в это время были заложены предпосылки формирования комплексного подхода в градостроительной и экономической политике государства . До ХVIII века Русское градостроительство развивалось по принципам нерегулярной живописной планировки.

Города планировались и строились, «вписанными» в живописный природный ландшафт, особенности которого формировали индивидуальные черты каждого города, но многое было и общим(если хотите были свои незыблемые принципы), почти каждый средневековый русский город был крепостью и особенности фортификации и принципы обороны, на протяжении веков меняли и облик городов.

Но во времена правления Екатерины II, новая «градостроительная политика» императрицы глобальная перепланировка городов на «Регулярной» основе, коренным образом изменила облик более 400 городов России. Такого масштаба преобразований старых городов мировая история еще не знала.

Невзирая на звания и чины , всем жителям –владельцам домов и участков в городах, было предписано перестроить свои дома на основе новых, по высочайшему указанию – «быть по сему», регулярных планов городов. Вся старая застройка (до 90%) практически сносилась, и по новым «красным линиям» возводилась новая, «Резали по живому».

Новый системный подход, предусматривал перестройку городов по единому регулярному стандарту застройки, возведения кварталов жилых домов, торговых рядов, общественных присутственных мест, (лучшими архитекторами России в конце XVIII начале XIX веков , были разработаны для губерний альбомы «Образцовых фасадов», по которым предписывалось «по неимению архитектора» строить новые здания) невзирая на масштабы преобразований и требующихся для них материальных ресурсов, жесткая «государственная самодержавная градостроительная политика» Екатерины II и в последующем на протяжении всего XIX века, следование неукоснительным принципам застройки, преобразила до неузнаваемости города России. По этим планировочным решениям новых генпланов и предписанным регламентам, развивались Русские города вплоть до самой революции 1917 года. За относительно короткий исторический период, чуть более 100 лет, города приобрели абсолютно новый-гармоничный, стройный вид. Свидетельство этому, многочисленные виды дореволюционных городов на старых фотографиях. Надо отметить, что все последующие поколения архитекторов-градостроителей, несмотря на смены стилей, а так же просвещенные «заказчики», с завидной последовательностью развивали принципы застройки, заложенные в конце XVIIIвека. Этому безусловно способствовали и уточненные новые генеральные планы городов и строительные уставы регламентирующие функциональное зонирование и застройку в городах, в изменяющихся условиях развивающейся промышленности и буржуазии.

Необходимо отметить важность транспортных коммуникаций , которые существовали на протяжении XVIII-XIX-XX-го веков как единая транспортная функциональная система почтовых сообщения по всей Российской Империи, даже с появлением и развитием сети железных дорог, сеть почтовых станций (транспортная сеть гужевого транспорта) и почтовые сообщения функционировали вплоть до 1917 года.

Необходимость развития транспортных коммуникаций в Европейской части России, строительство Николаевской железной дороги в середине XIXвека, соединившее города С.

Петербург и Москву , дало основу для появления новых населенных мест и городов, обслуживающих железную дорогу, как транспортных узлов, с паровозными депо, мастерскими, комплексом придорожного сервиса и ансамблей Вокзалов с ресторанами для пассажиров, прогулочные площади с променадами и фонтанами на железной дороге. Железная дорога создала особый комфорт и новые ощущения путешествующим из С.

Петербурга в Москву. Появление и бурное развитие железных дорог, во второй половине XIX века, коренным образом изменило облик страны и способствовало развитию промышленных регионов на Урале и в Сибири.

Активное строительство Транссибирской железной дороги в конце XIX начале XX веков, явилось стратегически важным шагом для защиты рубежей России на Дальнем Востоке и связано с экономическим развитием Сибирского и Дальневосточного регионов, необходимостью создания благоприятных условий для экономического освоения отдаленных окраин России, заселением ее безземельным крестьянством из центральных районов России и освоением земельных ресурсов для сельского хозяйства . Вот как говорил П.А.Столыпин 100 лет назад, в марте 1908 года по этому поводу на заседании государственной думы : «Отдаленная наша суровая окраина, вместе с тем богата , богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годными для культуры(имелось в виду сельскохозяйственной культуры). И при таких обстоятельствах , господа, при наличии государства, густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной…. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию…Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения , возьмут другие. » Слова эти сегодня звучат как пророчество, насколько мудрой была его непродолжительная, но эффективная политика по освоению малозаселенных земель в Сибири и Забайкалье, на Дальнем Востоке огромной России. Поистине вот это и есть «Градостроительная политика» мудрых патриотов России. За короткий период за Урал было переселено более 3 000 000 крестьянских семей, получивших в частную собственность земельные наделы от государства и начавших осваивать новые целинные земли, преумножая богатство России своим трудом. Ныне немного свидетельств той «градостроительной политики» Столыпинской земельной реформы, практически с октябрьским переворотом 1917 года, с ее фальшивыми лозунгами «Землю крестьянам» и последовавшей в конце 1929 году коллективизацией , крестьянский вопрос был закрыт, землю крестьянам в частную собственность, больше не давали, с несогласными разговор был коротким. Но ничто не проходит бесследно. Есть свидетельства той реформы не только в появившихся и укоренившихся хуторных системах расселения в Прибалтийских государствах и Финляндии (появившихся только в начале XX века), бывших Российских землях, но и на Псковской земле, в окологородии Изборска.

Так случилось что, по Брест Литовскому мирному договору с Германией 3.03.1918г., от России были отрезаны территории, по проходившей тогда линии фронта , часть русской псковской земли, оказалась в составе Эстонской буржуазной республики.

Удивительно, но факт, что «Столыпинская земельная реформа» в Эстонии продолжала жить и развиваться после 1917 года, и вполне успешно. Свидетельство тому план окрестностей Старого Изборска 1940-го года, вокруг которого сформирована абсолютно новая , не характерная для всего предыдущего многовекового планировочного периода развития – хуторная система расселения.

Всего 30-ть с небольшим лет, и такие коренные изменения, свидетельствующие об эффективном пути развития сельскохозяйственной политики «Столыпинской земельной реформы», отдавшей в частную собственность крестьянам землю. «Дайте России 20 лет спокойной жизни без войн, и вы не узнаете Россию», говорил П.А.Столыпин.

Вот свидетельства этим словам, на псковской земле были эти 30-ть лет, изменившие и землю и людей живших на ней.

Можно ли в этом случае говорить о «градостроительной политике», безусловно, появление новой системы расселения, новых более эффективных способов хозяйствования на земле, как свидетельство тому и еще сегодня кое-где одиноко стоящие на развалинах хуторов под Изборском – старые яблони. Конечно, все это было разорено и утрачено в советский период, ныне только бурьяном поросшие поля и заросшие руины фундаментов хуторов.

Источник: https://poembook.ru/diary/14925-gradostroitelnaya-politika-chto-eto%3F----chast-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.