Государственное управление земельными ресурсами это

Процесс управления земельными ресурсами

Государственное управление земельными ресурсами это

Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. На обеспечение рационального использования земли.

Под рациональным использованием земли понимается наиболее эффективный способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических и социальных условий.

Управление земельными ресурсами – сложно-организованная система, являющаяся предметом изучения многих наук. Его осуществляют многими методами и средствами, включающими следующие аспекты:

политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;

административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов УЗР, разграничением их компетенций;

правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодатель­ных актах;

научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;

экономический, определяющий условия эффективного использования земель;

внедренческий, связанный с разработкой экономических рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Управление земельными ресурсами – результат сочетания объективных и субъективных факторов.

Земля как природное тело развивается по своим законам, что оказывает влияние на формы и методы управления.

Поэтому, при управлении, необходимо учитывать основные свойства земли (пространство с рельефом, образующим определенную форму поверхности земли; почву с ее плодородием; естественную растительность; гидрографические и гидрогеологические свойства земли, техногенные условия) в комплексе с экономическими условиями развития территории.

Управление земельными ресурсами осуществляют комплексно. Это требует от органов управления системного подхода к использованию и охране земельных ресурсов, решения по земле должны быть увязаны с возможными эколого-экономическими последствиями.

Управляют земельными ресурсами законодательные и исполнительные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, планирования использования земельных ресурсов, установления норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, оперативно-распоря-дительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.

Управление земельными ресурсами – это также процесс, где совокупность функций системы управления, направлена на рациональное использование земельных ресурсов. В общем виде процесс управления земельными ресурсами показан на рисунке 2.1.1.

Система управления земельными ресурсами на протяжении длительного периода времени менялась в соответствии с экономическими условиями, целями и критериями общественного строя.

Объект управления – земельные ресурсы
Земельный кадастр и мониторинг
Прогнозирование и планирование
Регулирование земельных отношений

Рисунок 2.1.1 – Принципиальная схема процесса

управления земельными ресурсами

Система управления земельными ресурсами должна обеспечивать общегосударственные интересы; интересы регионов (муниципальных образований); интересы отдельных членов общества (или их групп).

Изменившиеся условия хозяйствования сформировали новую систему управления в России, которая характеризуется:

– резким переходом от административно-плановой к рыночно – предпринимательской модели;

– разграничением функций и субъектов государственного и негосударственного управления;

– развитием процессов демократизации общественных отношений.

Исходя из особенностей использования земли, общая система управления земельными ресурсами состоит из подсистем: законодательной, административно-управленческой, экономической, социальной, экологической.

Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления.

Объект и предмет управления создаются в результате многолетнего предшествующего периода и тесно связаны между собой.

Например, управление земельными участками, застроенными многоэтажными зданиями, значительно отличается от управления участками с одноэтажной усадебной застройкой.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, земельные участки общего пользования.

Предметом управления являются процессы организации использования земли. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению. К таким способам относят:

– территориальную организацию использования земли в границах землепользования, отдельных участков или массивов земель (землеустройство, планировка, зонирование и др.);

– инженерное обеспечение процесса использования земель (инженерные коммуникации);

– установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения);

– установление направлений и видов использования земли (разрешенное использование);

– внедрение экономически и экологически эффективных технологий использования земли;

– анализ природного и экономического состояния земель; проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.

Между объектом, предметом, целями и задачами управления существуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи формируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объект и предмет управления.

Основная цель управления земельными ресурсами – обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли.

Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли.

Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования.

Эти положения характерны для любой формы и режима использования земли и являются общими для всего разнообразия системы земельных отношений.

Управление земельными ресурсами заключается:

в создании и функционировании системы земельных отношений позволяющей развитие эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности;

в формировании условий сохранения и восстановления свойств земли;

в получении максимального поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Субъекты управления подразделяются на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.

| следующая лекция ==>
ФУНКЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ| ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 559; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-60006.html

Реферат – Основы для оценки системы управления земельными ресурсами – Логвинов Андрей Олегович

Государственное управление земельными ресурсами это

В настоящее время нет общепринятых рамок или методологий для сравнения и оценки систем управления земельными ресурсами. Сравнения, однако, являются важным источником для обучения и выявления сильных и слабых сторон.

Одна из трудностей, связанных с использованием общей системы сравнения для систем управления земельными ресурсами, заключается в том, что они находятся в постоянной реформе и, что более важно, имеют серьезные социальные и культурные связи и последствия.

Системы управления земельными ресурсами отражают особые и различные представления общества о своей земле.

Понятие управление земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования [1].

Система управления земельными ресурсами, цели, задачи

Система управления земельными ресурсами включает:

  • установление цели и приоритетов управления;
  • определение объектов и субъектов управления;
  • формирование политики, выработка стратегии управления;
  • выбор методов/механизмов управления;
  • создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;
  • создание организационной инфраструктуры;
  • реализацию целей, задач и функций субъектами управления.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли [2].

Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.

Управление земельными ресурсами – одно из важнейших направлений деятельности местного самоуправления. Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета.

Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма.

Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение [3].

Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин могут не только не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность.

В соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Задачи управления земельными ресурсами на муниципальном уровне

Муниципальные образования реализуют следующие задачи управления земельными ресурсами:

  • повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
  • увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
  • максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
  • устойчивое использование земель;
  • предельное увеличение земли в оборот.

Управление земельными ресурсами – сложно организованная система, которая охватывает большой спектр общественных отношений и включает управление социальными, экономическими, правовыми, экологическими и другими видами отношений [4]. Данному виду управления характерен ряд особенностей, связанных с тем, что:

  • земля – это особый объект управления;
  • земельные отношения связаны с объективными закономерностями развития общества и общественного производства;
  • земля представляет собой имущество особого рода и, следовательно, по поводу земли возникают особые имущественные или рыночные отношения;
  • для управления земельными ресурсами характерно специфическое сочетание функций и методов управления.

Предмет земельного права

Земля – это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства [5].

Земля обладает особым свойством – плодородием. Ее плодородный слой – главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля является недвижимым имуществом и не может перемещаться в пространстве. Земля незаменима, невосполнима, конечна и ограничена в пространстве.

Функции земли

Рисунок 1 – Функции земли
(анимация состоит из 7 кадров с задержкой 500 мс между кадрами, количество циклов воспроизведения – 3, размер – 42 килобайт)

Понятие земельные ресурсы

Земельные ресурсы – возобновляемые природные ресурсы, используемые в различных отраслях национальной экономики. Характеризуются территорией, качеством почв, климатом, рельефом, гидрологическим режимом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы также являются основой размещения объектов, средством производства в сельском, лесном и других хозяйствах, где используется плодородие почв [6].

Рынок земельных ресурсов и его формирование

Рынок земельных ресурсов – это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов.

Рынок земли – совокупность конкретных отношений и связей между покупателями, продавцами, иными субъектами по поводу распределения и перераспределения земли, отражающих различные (в основном экономические) интересы их участников и обеспечивающих движение и закрепление земельных участков [7].

Субъектами управления в сфере земельных отношений являются:

  • граждане, в том числе иностранные;
  • юридические лица;
  • муниципальные образования.

Механизмы управления земельными ресурсами

  • Политический – выполнение социально-политических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов.
  • Правовой – нормативно-правовое регулирование земельных отношений с целью рационального использования и охраны земель.
  • Организационный – формирование системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, установление и разграничение их компетенции, организация выполнения ими взаимосогласованных функций.
  • Административный – использование властных полномочий для управления деятельностью в сфере использования и охраны земель и выбор соответствующих методов воздействия на общественные отношения.
  • Экономический – определение финансово-экономических условий эффективного использования земель.
  • Научный – разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижения научно-технического прогресса.
  • Общественный – влияние общественности на использование и охрану земель.

Принципы управления земельными ресурсами

К общим принципам относят:

  • приоритет государственного управления земельными ресурсами;
  • дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;
  • принцип рационального использования земель;
  • единство управления земельными ресурсами и управления территориями;
  • организационная согласованность использования земель и управления территориями;
  • систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;
  • экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;
  • разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня;
  • разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;
  • принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

Частные принципы управления земельными ресурсами

  • принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде;
  • принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  • принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Выводы

Право собственности на землю, ее использование и извлечение богатства имеют важное значение для экономического и социального благополучия людей и правительств.

Растущее давление со стороны экологических проблем усиливает необходимость того, чтобы администрация и управление землей осуществляется эффективным, прозрачным и интегрированным способом. Системы управления земельными ресурсами должны реагировать на такие потребности и предоставлять соответствующие и эффективные инструменты.

Системы управления земельными ресурсами в значительной степени также отражают социальный и культурный контекст, в котором они действуют.

Но в настоящее время они находятся в постоянной реформе, в основном из-за меняющихся экономических, социальных и экологических ограничений, а также из-за технологических достижений цифровой революции.

Реформы таких жизненно важных систем, как системы управления земельными ресурсами, требуют четкого понимания их целей, а также их существующих слабых и сильных сторон. Исторический опыт управления земельными ресурсами показывает, что имеется достаточно возможностей для интеграции новых технологий, а также для адаптации и реализации более масштабных задач. Это исследование заполняет пробел в понимании систем управления земельными ресурсами и обеспечивает основу для будущих исследований.

Перечень ссылок

  1. Бонитировка почв в системе земельного кадастра / Л. Б. Востокова, – М.: МАКС Пресс, 2014, – 300 c.
  2. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 4. Оценка земель / А. А. Варламов, – М.: Колос, 2016, – 464 c.
  3. Геодезия с основами кадастра / Е. В. Золотова, Р. Н. Скогорева, – М.: Академический Проект, Трикста, 2011, – 416 c.
  4. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Учебник / С. А. Липски, И. И. Гордиенко, К. В. Симонова, – М.: КноРус, 2016, – 432 c.
  5. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости / В. А. Литовченко, В. И. Наназашвили, – М.: Высшая школа, 2015, – 432 c.
  6. Недвижимость. Основы экономики, оценки и кадастра / А. Д. Мурзин, – М.: Феникс, 2013, – 224 c.
  7. Агроэкологические данные земельного кадастра в стратегии устойчивого развития России / В. Д. Скалабан, – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2012, – 272 c.

Источник: http://masters.donntu.org/2018/igg/logvinov/diss/index.htm

Государственное управление земельными ресурсами

Государственное управление земельными ресурсами это

      Реферат  

      Государственное управление земельными ресурсами

      Галимьянова Л.Ф.

      Работа состоит из 48 страниц, использовано 28 источников.  

      ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА. Государственное управление земельными ресурсами. оРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ Государственное управление земельными ресурсами.

ФУНКЦИИ ГосударственноГО управлениЯ земельными ресурсами. УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ.

      Объектом исследования данной курсовой работы является государственное управление земельными ресурсами. Предметом курсовой работы являются отношения, возникающие с функционированием системы государственного управления земельными ресурсами.

      Была рассмотрена и проанализирована практика применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.      

ОГЛАВЛЕНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ

      1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

      1.1 Понятие и состав земельного фонда

      1.2 Понятие и характеристика государственного управления земельными ресурсами

      1.3 Органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами

      2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

      2.1Основные функции государственного управления земельными ресурсами

      2.2 Учет земель

      2.3 Государственный земельный кадастр

      2.4 Землеустройство

      2.5 Государственный контроль за использованием и охраной земель

      2.6 Государственный мониторинг земель

      2.6 Разрешение земельных споров

      3 Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.

       3.1Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   

      ВВЕДЕНИЕ 

              Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилось одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой.

Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век.

В области государственного управления земельными ресурсами перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.

      Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану.

Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют земельный кадастр и учет, землеустройство,  мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры.

            Основой государственного управления земельными ресурсами является принцип устойчивого развития, направленный на сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей среды, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

            Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

  • определить понятие и состав земельного фонда;
  • раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;
  • определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;
  • разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство,  мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.
  • проанализировать   применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области.
  • рассмотреть судебную практику по земельным спорам.

      При решении поставленных задач разрешится цель моей курсовой работы.

      Сложностью при написании данной курсовой является то, что источники, регламентирующие вопросы государственного управления земельными ресурсами, представлены в малом количестве. В связи, с чем мною были использованы материалы периодической печати, в частности, журналы «АПК.Экономика и управление», «Хозяйство и право».                                         

      1.1 .Понятие и состав земельного фонда. 

                Государственное управление земельным фондом, как часть государственного управления в целом отличается от других отраслей управления по объекту: его объектом является земля, организация ее рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

      Согласно словарю Ожегова под землей понимается: 1. почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 2.Территория с угодьями, находящиеся в чьем-нибудь владении, пользовании /26/.

      С юридической точки зрения, земля представляет собой ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства /20/.

       Наиболее полное определение содержится в ст.

1 ЗК РФ: представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

      Областью действия государственного управления является земля в широком смысле слова рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

      Все земли, находящиеся в пределах Российской федерации, составляют единый земельный фонд России. Признание единства земельного фонда предопределяет собой наличие общего правового режима всех земель фонда независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения.

              Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом он является единым природным объектом.

И как таковой он обладает различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес ( почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т. п.

), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т. е. в народнохозяйственных целях

      С этой точки зрения важное правовое значение имеет классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель.

      Как отмечал С.А. Боголюбов  классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения позволяет государству, во-первых находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категорий в другую, а во-вторых осуществлять контроль за режимом земель в зависимости от их целевого назначения /21/.

             Единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий (см. таблицу 1) /24/, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7. ЗК РФ), а именно:

      1) земли сельскохозяйственного назначения;

      2) земли населенных пунктов;

      3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

      4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

      5) земли лесного фонда;

      6) земли водного фонда;

      7) земли запаса.

         Таблица 1  Состав земель.

      

      Группа  земель      Площадь (млн.га)      Удельный  вес в площади РФ,%
      земли лесного фонда

      земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

      земли населенных пунктов

      земли природоохранного назначения

      земли водных объектов

      земли запаса

      земли сельскохозяйственного назначения

      808,6

      10,8     

      31,5

      43,8 

      50,5

      2,9

      18,1 

      

      49,0

      0,6     

      0,1

      2,6 

      2,9

      0,2

      1,1 

      

             По экономическому значению и площади земель особое место среди всех категорий занимают земли сельскохозяйственного назначения, к которым относят земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокос, выгон, сад, огород и др.), используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

      Второй категорией земель в земельном фонде являются земли населенных пунктов, находящиеся в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, а также земли, переданные в ведение населенных пунктов за пределами их черты. Земли этой категории используются прежде всего как фундамент, пространственный (операционный) базис для строительства, а также удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд населения.

      Важное значение в земельном фонде составляют земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения, предоставленных в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для их специальных целей. Состав земель этой категории очень подвижек, что связано с развитием и появлением новых видов деятельности, в связи с чем перечень земель данной категории является открытым.

              Земли природоохранного, природно-заповедвого, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — это земельные участки, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Землям, составляющим эту категорию, присущи особая правовая охрана, исключение их из хозяйственного использования.

              Самой большой категорией земельного фонда по площади являются  земли лесного фонда, состоящие из земель, покрытых лесом и не покрытых лесом, но предназначенных для нужд лесного хозяйства.

Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, является энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т.п. и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима его использования.

  Особенностью правового режима этих земель является то, что он полностью подчиняется правовому режиму лесов, произрастающих на этих землях.

Источник: https://www.stud24.ru/land-low/gosudarstvennoe-upravlenie-zemelnymi-resursami/38054-117951-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.