Государственное и муниципальное управление земельное право

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами

Государственное и муниципальное управление земельное право

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Понятие государственного и муниципального управления земельными ресурсами

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации использования и охраны земель как важнейшего природного объекта, а в некоторых случаях – как объекта государственной и муниципальной собственности.

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами – сложное и многообразное явление.

С одной стороны органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственное и муниципальное управление земельными ресурсами как представители власти, с другой стороны применительно к землям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, указанные органы осуществляют управление как представители собственника.

Нормы федеральных законов о государственном и муниципальном управлении земельными ресурсами, не связанных с титулом собственности, имеют приоритет над нормами федеральных законов о государственном и муниципальном управлении земельными ресурсами, в которых реализуются правомочия государства, вытекающие из его титула собственника.

Функции государственного и муниципального управления земельными ресурсами

Функциями государственного и муниципального управления земельными ресурсами являются виды деятельности, осуществляемые в целях организации охраны и рационального использования земель, а также в целях реализации права государственной и муниципальной собственности на землю.

К числу функций государственной и муниципального управления земельными ресурсами можно отнести:

1) Ведение государственного мониторинга земель.

2) Ведение государственного земельного кадастра.

3) Осуществление государственного регулирования проведения землеустройства.

4) Осуществление государственного земельного надзора. Осуществление муниципального земельного контроля.

5) Осуществление зонирования территорий.

6) Проведение резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

7) Осуществление государственного регулирования в области охраны земель.

8) Отнесение земель к категориям в зависимости от их целевого назначения и их перевод из одной категории в другую

9) Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10) Изъятие у граждан и юридических лиц земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Органы государственного и муниципального управления земельными ресурсами

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами принято разделять на два вида: общее и специальное.

Общее управление осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в переделах, переданных им государством полномочий.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и выполнят другие функции, установленные законодательством.

Субъекты РФ осуществляют общее управление в соответствии с полномочиями не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Специальное управление в области использования и охраны земель осуществляют федеральные органы государственной власти, уполномоченные на управление всеми землями, расположенными на территории РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на управление землями, расположенными на территории субъекта РФ.

На федеральном уровне такими органами являются Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и др.

На уровне Самарской области такими органами являются Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области.

Государственный мониторинг земель

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

мониторинга: сбор информации о состоянии земель, ее обработка и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их правового режима; анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлено Положением Правительства 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Мониторинг включает в себя:

а)сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б)непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в)анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Землеустройство

В соответствии с ст.

68 ЗК РФ землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации(внутрихозяйственное землеустройство).

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00728009_0.html

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное и муниципальное управление земельное право

Дамдын, О. С. Государственное регулирование земельных отношений / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3202/ (дата обращения: 23.10.2020).

Государственное регулирование земельных отношений это объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью.

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений:

  1. Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

  2. Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель и т.д.

Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:

  • обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;
  • защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • обеспечение безопасности и обороны страны:
  • рациональное использование земель.

Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование). Существуют следующие принципы земельного законодательства (схема 1 [1, с.81]).

Схема 1. Основные принципы земельного законодательства.

Принцип
  1. Земля – основа жизни и деятельности человека
Регулирование земельных отношений осуществляется с учетом земли как:

  • природного охраняемого объекта – части природы;
  • средства производства хозяйственной и иной деятельности;
  • недвижимого имущества;
  • объекта права собственности и иных прав на землю.
  1. Приоритет охраны земли как части окружающей среды и средства производства перед использованием ее как недвижимости
Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не нанесет ущерба окружающей среде.
  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека
Использование и охрана земель должны обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье.
  1. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов
Все прочно связанные объекты с земельными участками следуют их судьбе, за исключением, установленными федеральными законами.
  1. Приоритет сохранения особо ценных земель
Изъятие земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда (леса первой группы), особо охраняемых природных территорий и других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается федеральными законами.
  1. Платность землепользования земель
Любое использование земли осуществляется за плату за исключением, установленным законом.
  1. Деление земель на категории
Правовой режим земель определяется исходя из их функционального назначения (категории) и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законов.
  1. Дифференциация правового режима земель
Правовой режим должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы.
  1. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан
Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при гарантии каждому гражданину свободно владеть пользоваться и распоряжаться своими земельными участками.
  1. Разграничение государственной собственности на землю
Правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами о собственности на землю:

  • Российской Федерации;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований.
  1. Участие граждан и их объединений
Имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на состояние земель при их использовании и охране.

Функции государственного регулирования земельных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими нормативными актами в соответствии с экономическими, социальными требованиями к организации использования и охраны земель:

  • экологический мониторинг;
  • ведение земельного кадастра;
  • всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;
  • системность учета;
  • дифференцированность учета земель;
  • достоверность учета;
  • непрерывность учета;
  • единство методики учета;
  • гарантированность учета.
  1. Распределительная функция:

  • проведение землеустроительных работ;
  • изъятие земель, используемых с нарушениями закона;
  • принудительный выкуп земель для общественных нужд;
  • предоставление земель в собственность, аренду, пользование.
  1. Рационального использования земель:

  • экономическое и налоговое стимулирование;
  • ответственность за нарушение земельного законодательства;
  • введение нормативов деятельности на земельных участках;
  • меры по рекультивации земель;
  • выделение территорий с особым режимом использования.
  • в отношении объектов землепользования;
  • в отношении субъектов земельных отношений;
  • устранение коллизий и реализации прав и обязанностей землевладельцев.
  1. Контроль за использованием и охраной земель:

  • проверки, экспертизы проектов использования земель;
  • мониторинг использования земель;
  • соблюдение целевого характера использования земель;
  • предотвращение и пресечение нарушений земельного законодательства.

Функции государственного регулирования земельных отношений различаются между собой субъектами их осуществления, местом и значением в системе регулирования, а также юридическими последствиями:

  • установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;
  • государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;
  • установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;
  • изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;
  • управление и распоряжение землями федеральной собственности.
  1. Субъекты Российской Федерации:

  • изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;
  • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;
  • иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;
  • управление или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
  1. Органы местного самоуправления:

  • изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;
  • установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
  • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;
  • управление и распоряжение муниципальными земельными участками.

Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются: планирование и прогнозирование использования земель, зонирование земель, распределение и перераспределение земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования, мониторинг земель и контроль за правильным их использованием, разрешение земельных споров.

Литература:

  1. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -624 с.

  2. Конституция Российской Федерации.

    Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).

  3. Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 112 с.

    – (Кодексы и законы России).

Основные термины(генерируются автоматически): охрана земель, Российская Федерация, государственное регулирование, земельное законодательство, отношение, земля, окружающая среда, участок, местное самоуправление, правовой режим земель.

В статье анализируется правоваяохраназемель на основе законодательстваРоссийскойФедерации. Затронуты особенности правовойохраныземель, способы защиты и охраны этих земель

Особенности регулированияземель запаса в РоссийскойФедерации. Сравнительный анализ правовогорежима бесхозяйного имущества в РоссийскойФедерации и зарубежном законодательстве.

Особенности гражданско-правовогорежимаземельныхучастков из состава земель промышленности. Особенности установления границ земельныхучастков и государственная ре-гистрация прав на спорные земельныеучастки.

Однако объектом земельныхотношений является не земля, а индивидуализированный земельныйучасток, в отношении которого установлен определенный правовойрежим.

по использованию и охранеземель в РоссийскойФедерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Характеризуя данную особенность, необходимо учитывать, что земельнымзаконодательством определяются не один…

земельныйучасток, РФ, земля, ГК РФ, природный ресурс, целевое назначение, недвижимое имущество, окружающая природная среда, РоссийскаяФедерация, признак.

Ключевые слова: почва, земля, законодательство, охраназемель, рациональное использование, земли сельскохозяйственного назначения.

Законодательное определение охраныземель закреплено в ст. 13 Земельного кодекса РоссийскойФедерации [2] (далее…

рекультивация земель, правоваяохраназемель, охраназемель, земля, сокращение площади, деятельность народов, основа жизни, окружающаясреда, использование земель, хозяйственная деятельность человека.

3) указанные земли необходимо отнести к земельнымучасткам особо охраняемых природных территорий категории «земли населенных пунктов» с ограниченным режимом использования земель.

Источник: https://moluch.ru/archive/28/3202/

Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель

Государственное и муниципальное управление земельное право

Существует несколько видов (форм) управления. К ним можно отнести:

    1. государственное;
    2. муниципальное;
    3. общественное;
    4. внутрихозяйственное.

Ведущей формой управления в области регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере землепользования, является государственное управление.

Вместе с тем в этой сфере возникла и развивается вторая форма управления — муниципальная. Она позволяет избавиться от существовавшей ранее излишней централизации при решении управленческих проблем организации землепользования, приблизить их решение к местным условиям экономики региона и отдельных хозяйств.

Земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйства не должны нарушать обязательные требования законов о рациональном использовании земель и охране природной среды.

Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание эффективных условий для использования и охраны земель всеми субъектами возникающих правоотношений независимо от форм собственности.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

    1. создание правовых, экономических и организационных предпосылок функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования;
    2. повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов государства;
    3. сохранение и улучшение экологического состояния территорий.

Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов). Важная роль государства проявляется при создании новых правовых институтов в сфере землепользования (частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.).

государственного управления в области использования и охраны земель:

    • управление государства-собственника земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление);
    • управление государства-органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Когда осуществляется управление в области землепользования со стороны государства в лице его компетентных представительных органов власти или органов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных землепользователям (например, при установлении земельного налога, при государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.).

Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации торгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведении внутрихозяйственного землеустройства и т. д.).

Таким образом, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой — как объект хозяйственной деятельности. Отсюда различия в методах регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления властных функций государства и по поводу хозяйственных отношений, связанных с использованием и охраной земель.

В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой императив. Во втором — метод, не допускающий, как правило, императива, который выражается в согласованиях и учете волеизъявления землепользователя при формировании тех или иных решений органа государственного управления земельными ресурсами.

Однако наблюдение государства — собственника земли в лице его компетентных органов за поведением землепользователя, действующего в условиях «хозяйственной свободы», может смениться методом правового императива.

Так, в силу права государственной собственности на землю отвод земли для хозяйственных потребностей производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (продаже) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования.

Следовательно, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Но в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как «власть».

И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельно-хозяйственные, а не как административные (властные).

В этих действиях проявляется «власть» собственника над своим имуществом, а не власть государства-суверена.

Функции управления в области использования и охраны земель

Они сводятся в основном к следующим видам (направлениям) деятельности:

    • планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов;
    • резервирование и зонирование земель;
    • распределение и перераспределение (предоставление, отвод, изъятие, выкуп) земель;
    • государственная регистрация прав на землю, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования;
    • планировка и правила застройки земель поселений, ведение государственного земельного кадастра;
    • мониторинг земель;
    • охрана земель и контроль за правильным их использованием, а также охрана земельных прав граждан и юридических лиц;
    • организация платы за землю и др.

Таким образом, деятельность органов государства и других владельцев земли по управлению и организации землепользования широка и многогранна. Практическое значение имеет разграничение их правомочий, ибо в разных функциях управления, в том или ином их сочетании по-разному проявляются методы управления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-ispolzovaniya-i-ochrani-zemel

Муниципальное земельное управление

Государственное и муниципальное управление земельное право

Земля выступает в качестве одного из основных резервов развития общества. Земли муниципального образования в определенной мере являются собственностью всех жителей этого муниципального образования.

Определение 1

Муниципальное земельное управление представляет собой политику управления земельными ресурсами муниципального образования, основанную на принципах целевой направленности, прозрачности и справедливости.

В качестве объектов муниципального земельного управления могут выступать:

  • земля, расположенная в зафиксированных пределах местоположения и площади;
  • земельные участки;
  • территориальные зоны;
  • земельные паи (доли) и права на них.

Земли, на территории которых находится муниципальное образование, могут быть объектом различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной или иной.

Землями муниципального образования считаются все земли на территории его расположения, за исключением тех, которые находятся в государственной, частной или иной собственности. Кроме того, собственностью муниципального образования могут быть земли, приобретенные им за пределами территории муниципального образования.

Для использования муниципальных земель предусмотрен специальный правовой режим, под которым подразумевается совокупность принципов и правил использования земельного участка, а также порядка его включения в гражданский оборот, учета, охраны и мониторинга.

Правовой режим использования муниципальных земель

Правовой режим использования земель муниципального образования регулируется различными отраслями права: лесным, водным, земельным правом и так далее. Специфика применяемого правового режима определяется категорией земельных участков. При включении земельных участков в различные категории, право используется комплексно, причем приоритетным правовым режимом является наиболее строгий.

В понятие правового режима включаются такие правовые категории как:

  • во-первых, целевое назначение земель, представляющее собой применение земельных участков в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц с законодательно установленного разрешения. Правовую основу такого использования составляют градостроительная и землеустроительная документация, которая определяет порядок и условия использования земель. В состав документов, устанавливающих целевое назначение земель включаются: государственные акты, устанавливающие право собственности на земельные участки, право бессрочного пользования ими, право пожизненного наследуемого владения; свидетельства на право собственности на земельные участки, право постоянного пользования ими, пожизненного наследуемого владения; договоры аренды земельных участков, временного пользования земельными участками.
  • во-вторых, разрешенное использование земель, представляющее собой применение земельных участков на основе учета их целевого назначения, обременений и сервитутов. Основу разрешенного использования земельных участков составляют градостроительная и землеустроительная документация, зонирование земель. В отношении разрешенного использования земельных участков могут быть установлены определенные ограничения. Примерами таких ограничения являются:
  1. Запрет на использование земельных участков способами, приводящими к их деградации, ухудшению окружающей среды или снижению плодородности;
  2. Ограничение плотности, глубины, высоты застройки согласно градостроительной документации, строительным нормам и правилам;
  3. Запрет на уничтожение зеленых насаждений;
  4. Ограничение нагрузки на природную среду;
  5. Иные ограничения.

Разрешенное использование земельных участков подлежит государственной регистрации и оформляется правоустанавливающей документацией муниципального образования.

Муниципальные органы власти также наделены правом определения категории земельных участков, ее изменения в отношении муниципальных земель. Исключение составляют особо охраняемые земельные участки муниципального значения, в отношении которых категория земель региональными властями в согласовании с муниципальными властями.

Нарушения в данной области могут являться основанием для отмены решений муниципальных властей и совершенных на их основании сделок, а также привести к отказу в праве государственной регистрации земельных участков.

Распоряжение земельными участками, находящими в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Как правило, муниципальное земельное управление обособленно от муниципального управления имуществом. При этом небольшие поселения могут объединять эти виды управления в рамках одного органа.

Цели муниципального земельного управления

Целями муниципального земельного управления выступают:

  • обеспечение эффективного использования земли, находящейся в муниципальной собственности;
  • достижение оптимальной структуры доходной части местного бюджета посредством получения доходов от использования муниципальных земель;
  • формирование муниципального земельного рынка на цивилизованных основах;
  • формирование и обеспечение гарантий прав на земельные участки;
  • обеспечение роста доходов местного бюджета за счет доходов от использования муниципальных земель;
  • осуществление экономии средств бюджета;
  • сокращение временных затрат на принятие управленческих решений в сфере управления муниципальными землями.

К условиям и характеристикам использования муниципальных земель относятся: наличие нормативной базы и информационных ресурсов для осуществления такого управления, обеспечение роста доходов от использования муниципальных земель, положительное соотношения доходов и расходов по муниципальным землям, роста спроса на земельные участки и так далее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_zemelnoe_upravlenie/

Лекция 2.4. Управление государственными и муниципальными земельными ресурсами

Государственное и муниципальное управление земельное право
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 13Следующая ⇒

Общие положения управления земельными ресурсами в Российской Федерации

цель в управлении земельными ресурсами в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономиче­ских, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Земельные ресурсы – это не только территориально-пространственный и природный базисы исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально- экономический и экологический объект управления.

Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.

Необходимость государственного регулирования земельных отношений и уникальность земли как объекта недвижимости объясняется:

– незаменимость земельных ресурсов в обеспечении процесса воспроизводства и жизнедеятельности общества;

– ограниченность и невозможность производства объектов земельной собственности в процессе хозяйственной деятельности;

– в Российской Федерации земельные ресурсы являются одним из основных объектов имущества государственной собственности.

В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 г. в административных границах Российской Федерации составлял 1709,8 млн га (табл. 2.4.1).

На ее территории обнаружены практически все природно-минеральные вещества планеты, а в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды. Следует отметить, что около 90 % территории России находится в сейсмоустойчивых районах.

Таблица 2.4.1

Распределение земельного фонда России по категориям земель

Категориям земель

Категория земель млн га %
Земли сельскохозяйственного назначения 440,1 25,7
Земли лесного фонда 1059,8 62,0
Земли водного фонда 27,8 1,6
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций (земли населенных пунктов) 18,6 1,1
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 17,4 1,0
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) 31,7 1,9
Земли запаса 114,4 6,7
Всего земель (без учета внутренних вод и территориаль­ного моря) 1709,8

Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Государство (в лице Российской Федерации и субъекта Россий­ской Федерации) и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах:

– властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;

– собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

права собственности меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно властной структурой или на рыночной основе. Точнее, в зависимости, от того, какие отношения имеют доминиру­ющее значение в обществе – властные или рыночные.

Наиболее сложной является ситуация, когда в основе права собственности на землю лежит общенациональное начало, но осуществляется это право с использованием рыночного механизма.

Именно в этой ситуации появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные. В условиях рыночной экономики вполне естественным является монетарный подход права собственности на землю.

Есть все основания однозначно определять это содержание через классические правомочия собственника. Но при этом надо различать право собственности и его осуществление. Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться.

Участниками земельных отношений в России являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК РФ).

Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 5 ЗК РФ).

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (в соответствии со ст. 7 ЗК РФ):

1.

Земли сельскохозяйственного назначения – земли сельскохозяйственных предприятий, организаций, а также граждан, т. е. территории, используемые в первую очередь для нужд сельского хозяйства.

В последние годы стали также выделять земли в составе фермерских хозяйств и т. п.

Под особым вниманием находятся здесь сельскохозяйственные земли, которые включают в себя: пахотные угодья, огороды, сады, виноградники, плантации, луга, пастбища.

2. Земли лесного фонда — территории, покрытые лесной растительностью и не покрытые, но предназначенные для ее восстановления.

3. Земли водного фонда — территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделяемые под полосы отвода водоемов, магистральных каналов и коллекторов.

4. Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций, территории, находящиеся в пределах границы населенных пунктов, а также земля, переданная в ведение администрации.

5. Земли промышленности, транспорта и иного назначения — территории, предоставленные предприятиям, различным объединениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, связи и т. п.).

6. Земли природоохранного назначения — территории с особо охраняемыми природными объектами и комплексами, которые имеют природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

7. Земли запаса — земли, не предоставляемые юридическим и физическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с действующим законодательством. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию или предоставления в аренду на срок до года.

Деление земельного фонда страны на категории обусловлено необходимостью разработки специальных систем управления для каждого вида.

Например, в отношении земель сельскохозяйственного поселения государство и муниципалитеты устанавливает ряд ограничений: на участие иностранных лиц, использование земельных участков по нецелевому назначению, существенно более низкая кадастровая оценка.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. часто характеризуются более низкой кадастровой стоимостью в целях снижения налогового бремени на реальный сектор экономики и упрощенной процедурой выкупа.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений.

1.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

4) установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений.

1.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. #M12293 0 744100004 24255 4294967274 480235056 3535340424 4090 3380049683 84 970532908

1.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Государство и муниципальные образования по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами.

К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений.

Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.

Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления), выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую для организации эффективного использования земли.

В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.

Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

Примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить существующие в настоящее время нижеуказанные субъекты управления и субъекты права.

В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки — части­ территории субъекта РФ, муниципального района, города и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x2dd9.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.