Государственная собственность на земельные участки

Содержание

Собственность на землю в 2019 году: земли физических и юридических лиц, государственная, федеральная и муниципальная собственность на земельные участки | Земельный эксперт

Государственная собственность на земельные участки

В статье 15 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как собственность на землю граждан и юридических лиц. Земельные площади, полученные в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ, принято считать личной (частной) собственностью физических лиц или различного рода организаций.

Под основаниями следует понимать:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Все граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земли в собственность. Исключением являются территории, которые считаются государственной или городской собственностью и не могут состоять в личном распоряжении граждан.

Право частной собственности на землю приграничных территорий допускается лишь у тех граждан, которые имеют российское гражданство.

К группе частных земель можно отнести земли, расположенные в черте населенных пунктов или предназначенные для сельскохозяйственного использования. В каждой из групп существуют отдельные категории наделов, которые передаются в собственность исходя из целей дальнейшей их эксплуатации. Наиболее распространенные земли:

  • территории под индивидуальное строительство. На данных площадях граждане вправе строить площади жилого типа и другие постройки – гаражи, коммерческие строения;
  • дачные участки. На таких территориях возводятся дачи и ведется дачное хозяйство;
  • под садовый участок или огород.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то владеть ими могут только государство, граждане и юридические лица. Категорически запрещается продавать такие земли иностранцам.

Институт частной собственности в России на данный момент регулируется в недостаточной степени, и многие земли оформлены не до конца. Особенно сложно вопрос обстоит с землями дачного типа.

Собственность на землю субъектов РФ

Существует еще одна категория собственности территорий – это собственность субъектов Российской Федерации. К зонам субъектов РФ можно отнести земли, указанные в ст. 18 ЗК РФ. Это такие территории, которыми может распоряжаться только руководство региона.

К данной категории земель можно отнести:

  1. Наделы, признанные региональными на основании федеральных законодательных актов.
  2. Участки, право на которые появилось у регионов государства в процессе разграничения территорий между соседствующими регионами и самим государством.
  3. Земли, полученные или приобретенные субъектами федерации на основании гражданского законодательства.
  4. Территории, переданные субъектам РФ из государственной собственности.
  5. В городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе в распоряжение субъектов переходят те участки, от которых отказались владельцы, кроме территорий, являющихся городскими землями.

Права на земельные участки закрепляются за каждым регионом в законодательном порядке.

Государственная собственность на землю

Список участков, являющихся государственной собственностью обозначен в ст. 16 Земельного кодекса РФ. Территории, не состоящие в личном пользовании конкретных граждан и компаний, а также не состоящие во владении муниципалитета причислены к госсобственности.

Под землями государственного типа следует понимать:

По закону такой вид собственности подразделяется на две группы:

  • федеральная собственность;
  • региональная собственность.

Под разграничением понимается распределение прав и обязанностей между государством, региональными и местными органами власти на определенные земельные участки с учетом их расположения и дальнейшей эксплуатации.

Разграничение государственной собственности на выделенные зоны происходит по определенным правилам. Порядок определения полномочий и границ прописан в Земельном кодексе РФ, а также в ст.

72 Конституции РФ.

Федеральная собственность на земельные участки

В федеральной собственности находятся земельные участки, отвечающие требованиям ст. 17 ЗК РФ и принадлежащие исключительно государству, которое может распоряжаться ими согласно законодательству.

Исключительно в федеральной собственности находятся земли:

  1. Признанные таковыми в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
  2. Образовавшиеся в рамках процесса раздела общей площади государства и пересмотра границ.
  3. Приобретенные РФ на гражданско-правовых началах.

Муниципальная собственность на земельные участки

Земельные участки, которые состоят в собственности соответствующих населенных пунктов, называются муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность на землю включает в себя следующие участки:

  • земли, отнесенные к городским в порядке, определенном федеральным законодательством;
  • земли, права на которые появились у муниципалитета в процессе разграничения государственной собственности;
  • участки, поступившие в муниципальную собственность в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ;
  • земли, относительно которых выполнена безвозмездная передача в пользу муниципалитета из федеральных владений.

Также законом установлен порядок передачи земельных участков из частного владения физических или юридических лиц в распоряжение городских властей.

В таком случае, оформление земли в собственность возможно, если владелец земельного надела отказался от своих прав на этот участок.

Земля поступает в городское распоряжение с того момента, когда официально зарегистрирован отказ владельца от своих прав на участок.

В собственность муниципалитета могут передаваться земельные площади, расположенные за пределами населенных пунктов, с целью поддержки и дальнейшего развития региона. Передача осуществляется в безвозмездном порядке и в дальнейшем данные земли могут быть введены в эксплуатацию как дополнительные земельные территории.

Земли, являющиеся федеральной или региональной собственностью, также могут быть переданы муниципалитету бесплатно, с условием дальнейшей их передачи гражданам на безвозмездной основе.

Также в пользование городских властей могут быть переданы площади, которые состоят в собственности другого муниципального образования с целью предоставления социальной помощи гражданам определенных групп, а также некоммерческим организациям, гражданским сообществам на бесплатной основе.

Территория, являющаяся государственной или региональной собственностью может безвозмездно передаваться городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю, с дальнейшим распределением между горожанами или некоммерческими организациями.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/

Государственная регистрация права собственности на земельный участок

Государственная собственность на земельные участки

Необходимость зарегистрировать землю как собственность возникает в ряде случаев:

  • Если территория была куплена по простому договору купли-продажи;
  • Если земля получена в дар или перешла по наследству от родственника;
  • Если человек пользуется территорией на основании долгосрочной аренды;
  • В рамках «дачной амнистии». По закону, если человек купил участок до 2000 года, он может зарегистрировать право собственности по упрощённой форме.

Процесс регистрации осуществляется в Росреестре, подробней о процедуре можно прочесть в ФЗ № 122.

Какие документы требуется подготовить заранее

В МФЦ или территориальный орган Росреестра нужно отнести как копии документов, так и их оригиналы для сверки. Проверкой занимается непосредственно сотрудник государственного учреждения при приёме документов и заявления от гражданина.

Чтобы пройти государственную регистрацию права собственности на земельный участок, нужно собрать:

  • Паспорт гражданина РФ будущего собственника или лица, которое непосредственно представляет его интересы;
  • План участка и техпаспорт, который можно получить в БТИ;
  • Документы, на основании которых заявитель может доказать своё право на землю. Это может быть акт о передаче, дарственная, стандартный договор купли-продажи и пр.;
  • Квитанция, доказывающая, что гражданин оплатил пошлину в бюджет за внесение данных в реестр. Сумма к уплате меняется в зависимости от того, физическое это или юридическое лицо инициировало процедуру;
  • Составленное по форме заявление.

ФЗ №122 определяет максимальный срок, в рамках которого может быть выполнена регистрации. Он равен 1 календарному месяцу, начиная с дня приёма документов и заявления. Только ошибки заявителей и неполный пакет справок приводят к тому, что процесс оформления затягивается на несколько месяцев.Если от лица будущего собственника действует его законный представитель, в описанный выше пакет документов потребуется добавить оригинал доверенности и заверенную подписью нотариуса копию паспорта. Для собственника, который состоит в браке, пакет документов должен быть дополнен письменным согласием супруга (подходит брачный контракт, если в рамках этого соглашения одному человеку дано право свободно распоряжаться имуществом без необходимости уведомлять вторую половинку).

В регистрации права собственности могут принимать участие дети младше 18 лет, в этом случае обязательно нужно получить согласие родителей/опекунов.

Меняется ли алгоритм действий, если земля была получена в наследство

Если умерший человек должным образом оформил право собственности на землю, проблем у его наследника не возникнет. Допустим, человек уже получил у нотариуса свидетельство, дающее право претендовать на наследство.

После этого ему требуется передать в регистрирующий орган такие справки:

  • Заявление;
  • Правоустанавливающий документ на землю, принадлежащий наследодателю;
  • Удостоверяющий личность документ или паспорт доверенного лица;
  • Кадастровый план участка.

Обратите внимание, что если участок расположен в СНТ, то к вышеописанному пакету документов потребуется добавить копию устава сообщества. Отдельно оплачивается государственная пошлина (квитанция крепится к документам).

Все работы по межеванию и получению технической документации на участок заявитель оплачивает из собственного кармана. Подобными землеустроительными работами занимаются специальные фирмы, имеющие государственную лицензию.

С ними и потребуется заключить договор, поскольку без кадастрового плана процедура регистрации права собственности не может быть начата. Также необходимо быть готовым к тому, что процесс может затянуться на несколько месяцев, вплоть до полугода.

Непосредственно регистрация права собственности в Росреестре не может отнять больше 30 дней.
После передачи документов заявитель на руки получает уведомление, в котором описан перечень принятых на изучение документов и дата, когда гражданину будет выдана выписка из ЕГРН.

Этот документ служит доказательством того, что право собственности на участок успешно перешло наследнику.

Куда обращаться и как должным образом оформить заявление

Процесс становится в разы доступней благодаря наличию нескольких удобных вариантов, как передать документы на регистрацию в 2018 году.

Среди них:

  • Личное обращение в территориальный орган Росреестра (идти нужно не по месту проживания будущего собственника, а в отделение, относящееся к месту расположения участка);
  • Если заверить все документы цифровой подписью, их можно отправить в Росреестр дистанционно через «Электронные услуги». На ресурсе есть подробная информация обо всех доступных пользователям вариантах передачи документов;
  • Передать документы в МФЦ, предварительно уточнив, смогут ли они оказать требуемую услугу. Приятный момент – здесь практически никогда нет очередей, поэтому метод пользуется популярностью среди людей, которые ценят время. Все специалисты здесь универсальны, поэтому не нужно искать кого-то конкретного и ждать под кабинетом;
  • Подготовить документы, обратившись к нотариусу, который заверит их подписью. После отправить в Росреестр заказное письмо (не забудьте сделать опись вложения). Метод особенно удобен для тех граждан, чей участок находится в другом регионе и временно нет возможности поехать туда лично для решения всех регистрационных вопросов.

Особое внимание нужно уделить правильному оформлению заявления. В нём требуется указать основание для выполнения регистрации, т.е. прецедент. Также прописать, кто был предыдущим собственником и, кто действующий. Обязательно указываются технические характеристики земли, кадастровый номер.

Не лишним будет уточнить, каким именно образом заявитель хочет получить на руки свидетельство о праве собственности.
Работник, который принял документы от заявителя, передаёт их государственному регистратору.

Последний проводит тщательный анализ документации, сверяет данные на наличие ошибок или неточностей, после чего переносит сведения о новом собственнике в ЕГРН.

Этап имеет крайне важное значение, ведь если окажется, что земля под ипотечным обременением или на неё наложен арест, регистрация будет отменена.

Если же всё прошло успешно, новый владелец получает возможность свободно пользоваться землёй и распоряжаться ею по своему желанию. Осталось лишь своевременно выплачивать налоги за объект и не нарушать правила его использования.

Что делать, если в регистрации отказано

Случается, что заявителю отказывают в регистрации права собственности или просто приостанавливают процесс для более тщательной проверки представленных сведений.

Основные причины такого явления:

  • На указанный объект нельзя зарегистрировать права, поскольку решением суда это запрещено;
  • Нет некоторых обязательных документов. Обязанность готовить справки целиком ложится на плечи заявителя;
  • Участок уже оформлен на кого-то другого;
  • У заявителя нет права действовать от имени того лица, которое требуется вписать как собственника земли;
  • Границы участка не установлены, не выполнено межевание и земля не поставлена на кадастровый учёт.

Если устранить проблему (например, провести работы по межеванию, определить границы участка и обратиться в кадастровую палату, чтобы все эти данные были внесены в реестр), пользователь получает возможность повторно обратиться с заявлением.

Чаще всего проблемы возникают по причине того, что сведения, указанные в документах, существенно отличаются от хранящихся в ГКН данных.

В этом случае в интересах будущего собственника исправить всё как можно быстрее, чтобы иметь возможность через месяц вновь инициировать продолжение процедуры.

Если же отказ не обоснован ничем, есть смысл обращаться в суд, имея серьёзную базу доказательств. В процессе рассмотрения дела будет ясно, добросовестные ли намерения у заявителя.

Алгоритм действий для регистрации прав

Как только будет собран пакет документов, необходимо найти адрес организации, чтобы выполнить процедуру регистрации прав на земельный участок. Важной особенностью всех государственных структур является то, что попасть в них в нужное время практически нереально, если предварительно не записаться.

Если же земельный участок находиться в округе далеко от вашего дома и неудобно нести документы в местную администрацию, то можно отправить их заказным письмом через отделение почты России. Но в таком случае обязательно нужно заказать услугу уведомления о получении.

Также потребуется заранее позаботиться об оплате госпошлины за оказание услуги.

Согласно нормам, установленным государством, для физических лиц всё обойдётся в 2000 рублей, а для юридических – в 20 тысяч рублей.

Период сбора бумаг может растянуться от 2 недель до 2 месяцев, все будет зависеть только от того, какой правовой статус имел земельный участок до инициации процедуры регистрации. Меньше всего придётся ждать документов тем гражданам, которые приобретают землю, которая уже имеет границы и ей присвоен кадастровый номер.

Государство старается максимально упростить процесс для рядовых граждан. На данный момент не обязательно сразу забирать готовый документ после оформления. К тому же некоторые собственники предпочитают выдачу свидетельства в электронном виде, если нет дополнительных обстоятельств требующих именно бумажную версию документа.

Важно помнить, что некоторые земли оформить в собственность не получится никак. В

Земельном кодексе указано, что есть несколько категорий земельных участков, которые невозможно поставить на учёт:

  • Объекты, которые являются заповедниками или парковыми зонами;
  • Места проведения захоронений (кладбища);
  • Территории, которые относятся к лесным или водным фондам;
  • Земельные участки, на которые наложен государственный запрет на приватизацию;
  • Территории, принадлежащие Министерству Обороны РФ;
  • Другие территории, которые используются службами безопасности РФ.

Согласно действующему законодательству, самостоятельно приватизировать земельный участок реально. Только этот процесс может сильно растянуться, поэтому важно строго следовать алгоритму.

© Читать далее https://prosadidom.ru/land/registration-land/registratsiya-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prosadidom/gosudarstvennaia-registraciia-prava-sobstvennosti-na-zemelnyi-uchastok-5b1096e9c71a92ba5f3d5d13

Федеральный закон

Государственная собственность на земельные участки

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

     Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

     Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

     Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

     1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     2.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

     Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

     Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

     земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

     Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

     1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

     фонда перераспределения земель;

     земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

     2.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

     Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

     1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

     земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

     земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

     земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

     2.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

     Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

     Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

     специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

     сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

    1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

     2.

В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

     Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

     2.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

     По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент Российской Федерации

В. ПУТИН

Источник: https://rg.ru/2001/07/20/zemlja-dok.html

Государственная собственность на землю

Государственная собственность на земельные участки

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки.

На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования.

К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ “Об обороне”, ФЗ “О государственной границе” и др. Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности.

Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно.

В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Статья 18 ЗК РФ к собственности субъектов Российской Федерации относит земельные участки:

– которые признаны таковыми федеральными законами;

– право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

– которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Использование земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется, как правило, путем создания государственных унитарных предприятий либо путем передачи земель частным землепользователям на вторичных правах, например в аренду.

В соответствии со ст.

214 ГК РФ государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации.

Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 – 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

– нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;

– если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

– прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, – прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

Источник: https://studopedia.ru/15_36178_gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Государственная собственность на землю: содержание, выкуп земли | Правоведус

Государственная собственность на земельные участки

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве. В отличие от права собственности и других вещных прав на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит от свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения. В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта – система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности – полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме права частной собственности на землю и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ и т.д.).

В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов.

Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством.

Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость.

Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования.

По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель.

Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется индивидуальное жилищное строительство на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить договор купли-продажи, в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.

Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.

  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.

Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/land/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.