Государственная система управления земельными ресурсами рф

Реферат – Государственное управление землепользованием – файл n1.doc

Государственная система управления земельными ресурсами рф
Реферат – Государственное управление землепользованием
скачать (139.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc140kb.26.08.2012 16:38скачать

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Понятие, задачи, функции и принципы государственного управления землепользованием 4 2 Система органов исполнительной власти в государственном управлении земельными ресурсами: этапы становления, тенденции развития 9 2.1 Государственный земельный контроль 19 2.

2 Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль 22 2.3 Государственный мониторинг земель 23 2.4 Государственный кадастровый учёт земельных участков 24 Заключение 26 Библиографический список 27 ВВЕДЕНИЕ Перед Россией на современном этапе стоит непростая задача завершения реформирования земельных отношений и создания своей национальной системы землепользования.

По Конституции земля и другие природные ресурсы России могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Организация управления землепользованием заключается в упорядочении использования земельных ресурсов и объектов природы при одновременном сохранении и возможном преумножении земельно-ресурсного потенциала.

В настоящее время использование земельно-ресурсного потенциала России находится в кризисном состоянии. Имея десять процентов продуктивных земель мира, доля России в производстве сельскохозяйственной продукции составляет всего лишь около 2 %. На земельные ресурсы России началось мирное по форме, но агрессивное по существу наступление. Наступление по их перераспределению.

Земельные ресурсы – самая потребляемая часть окружающей природной среды, экономическая нагрузка на которую имеет постоянную тенденцию возрастания, и, что особо важно, земельные ресурсы представляют пространственную гарантию нормальной жизни и деятельности для нынешнего и будущих поколений.

Отсюда становится объективной необходимостью, на основе научного предвидения возможных изменений и последствий, постоянное планирование земельно-хозяйственных действий, прогнозирование их последствий, землеустройство конкретных земельных массивов и участков, при обязательном условии восстановления и воспроизводства их свойств и качеств.

1 ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственноеуправление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое)управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления — некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ). Местноеуправление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное)управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм. Внутрихозяйственноеуправление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

К основным задачам государственного управления земельными ресурсамиможно отнести:

-наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества; -обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления; -регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений; -обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений; -формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества; -улучшение использования и охраны земельных ресурсов; -создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др.

Систему прямого управления земельными ресурсами подразделяют на следующие виды функций: на общиефункции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль.

При осуществлении этих функций происходят распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым производством; специальные,обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.

); вспомогательные,включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений. Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием. К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы. К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра, создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

Принципы управления земельными ресурсами можно разделить на общие и частные. К общим принципамотносят:

1) Приоритет государственного управления земельными ресурсами. 2) Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов. 3) Принцип рационального использования земель. 4) Единство управления земельными ресурсами и управления территориями. 5) Организационная согласованность использования земель и управления территориями. 6) Систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами. 7) Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами. 8) Разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня. 9) Разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 10) Правовая обеспеченность управления земельными ресурсами земельных отношений 11) Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

К частным принципамуправления земельными ресурсами можно отнести:

1.

Принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами,который подразумевает наличие специальных органов управления земельными ресурсами с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по управлению земельными ресурсами. Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, и которых заинтересовано государство.

2. Принцип управляемостипредполагает рациональное соотношение управленческих и управляемых структур, их штатной численности, рациональную степень загрузки структур, принимающих решения и обеспечивающих их выполнение.

3. Принцип соответствия субъекта и объектазаключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структур звеньев управления, так и системы в целом.

4. Принцип изменяемостиспособность органов управления земельными ресурсами на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения внешних и внутренних экономических, социальных, правовых и иных условий.

5. Принцип специализации— формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединения управленческих работ с повторяющимися операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.).

6. Принцип иерархичностипредполагает необходимость создания структуры управления с учетом обязательности выполнения решений и постановлений вышестоящих структур нижестоящими органами.

7. Принцип экономичностизаключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.1

Источник: https://nashaucheba.ru/v35864/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_-_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC

Структура и полномочия государственных органов власти РФ по управлению земельными ресурсами

Государственная система управления земельными ресурсами рф

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Лекция № 5

Система управления земельными ресурсами включает в себя 3 основных компонента:

– объект управления (земельные ресурсы в процессе их использования)

– субъект управления (органы управления и их полномочия)

– механизм управления (методы, функции и др. составляющие)

Особое внимание следует уделить механизму управления земельными ресурсами. Данный механизм представляет собой ядро системы управления и включает 3 составляющих:

1 организационный механизм;

2 нормативно-правовое обеспечение;

3 экономический механизм.

Организационный механизм – иерархическая соподчиненность органов вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами.

В данный организационный механизм входят органы, вырабатывающие решения как разового характера (например, указы, распоряжения), ориентированные на конкретную ситуацию управления земельными ресурсами, так постоянного действующие решения (например, нормы).

При формирование организационного механизма управления земельным ресурсами первичным является распределение функций управления между различными формами управления (по горизонтально и вертикальной ветви), а также между субъектами с различными формами хозяйствования.

Создание эффективно действующего организационного управления земельными ресурсами является комплексной системой, решение которой подразумевает формирование административного, информационного, нормативно-правового и финансового обеспечения.

Общее государственное управление земельными ресурсами осуществляется органами государственной власти, на основе разделения на законодательную – федеральное собрание, исполнительную власть – правительство и судебной власти – суды (рис.5.1) (таблицу дать распечатать)

Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов является издание законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений.

Исполнительно-распорядительные органы осуществляют оперативную деятельность по разработке и осуществлению государственной программы реализации земельной политики.

Судебные органы разрешают земельные споры, защищают права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

В связи с тем, что по форме государственного устройства Россия является сложным государством – Федерацией, по территории действия выделяют:

– федеральные государственные ораны власти;

– органы государственной власти Субъектов Федерации.

Взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам управления земельными ресурсами строятся в соответствии с Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся:

1) территория Российской Федерации;

2) земли, находящиеся в федеральной государственной собственности и управление ими;

3) установление основ федеральной земельной политики и целевых федеральных программ по ее реализации;

4) установление правовых основ единого рынка, в т. ч. и рынка земли;

5) федеральный бюджет; федеральные налоги, в т. ч. и земельный налог.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

– разграничение государственной собственности на федеральные земли, земли субъектов федерации и земли муниципальных образований;

– природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;

– земельное законодательство.

Наряду с органами государственной власти в РФ существует и местное самоуправление. Конституция РФ провозглашает его в качестве самостоятельной формы народовластия, не входящего в систему государственных органов власти.

Выделяется четыре уровня управления земельными ресурсами: федеральный, субъекта РФ, муниципальный, внутрихозяйственный.

Каждый уровень управления имеет свой объект управления, организационную структуру и полномочия.

В соответствии с Конституцией, Президент РФ определяет основы земельной политики в РФ (ст.84), издает указы и распоряжения, в том числе и по вопросам управления и регулирования земельных отношений, обязательные для исполнения (ст.90, п.

1); подписывает и обнародует федеральные законы по земельным отношениям (ст.. 84, п.9), в том числе вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и т. д.

Федеральное собрание – это парламент РФ, являющийся представительным к законодательным органам власти (ст. 94)

Полномочия Федерального Собрания в области управления земельными ресурсами:

1.Государственная Дума разрабатывает, а Совет Федерации принимает Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы по регулированию земельных отношений, государственному земельному кадастру, землеустройству и т.д.

2.Утверждает изменение границ между субъектами РФ;

3.Счетная палата Федерального Собрания контролирует использование субъектами Федерации финансовых средств, поступающих из федерального бюджета.

Участие судебной власти Российской Федерации в управлении земельными ресурсами осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в т. ч.

и в части регулирования земельных отношений. (ст.

118) Судебную систему РФ составляет Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общего назначения (общей компетенции) арбитражные суды, третейские суды, адвокатура, нотариат, органы юстиции.

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Государственное Федеральный
Субъекта РФ
Местное управление Муниципальный
Частное (физические и юридич. лица) Внутрихозяйственные

Рис 5.1 Организационная структура управления земельными ресурсами в РФ

Источник: https://studopedia.su/15_153811_struktura-i-polnomochiya-gosudarstvennih-organov-vlasti-rf-po-upravleniyu-zemelnimi-resursami.html

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения

Государственная система управления земельными ресурсами рф

Клипина, Е. А. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения / Е. А. Клипина.

— Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 4-7. — URL: https://moluch.

ru/conf/econ/archive/264/13668/ (дата обращения: 23.10.2020).



Управление земельными ресурсами представляет собой систематической, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения на основе имеющейся информации при изменяющихся внешних условиях [1]. Это воздействие на закономерности в принятии решений по проблемам обеспечения рационального и эффективного функционирования земельных ресурсов страны (табл.1).

Таблица 1

Структура управления Федеральных органов подведомственных Президенту РФ иПравительству РФ

Федеральные министерства подведомственные Президенту РФ

Федеральные органы подведомственные Правительству РФ

Федеральные службы

(12)

Федеральные министерства

(4)

Федеральные министерства

(12)

Федеральные службы

(16)

Федеральные агентства

(19)

Всего: 32 единицы

Министерств 4

Агентств 9

Служб 19

Федеральные службы

(7)

Всего: 47 единиц

Министерств 12

Агентств 19

Служб 16

Источник: составлено автором [2]

Из 79 федеральных органов вопросами земель сельскохозяйственного назначения занимаются: 4 министерства и 2 федеральные службы.

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Под рациональным использованием земли понимается потребность государства с учетом природных, экономических, социальных и политических, экологических факторов.

Экономическая эффективность использования земли выражается в натуральных и стоимостных показателях [4].

Экологическая эффективность учитывает влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду.

Социальная эффективность — повышения уровня жизни, справедливое наделение землей граждан, защита прав граждан на землю [5].

Экономическая, экологическая и социальная направленности в системе управления земельными ресурсами часто взаимосвязаны и направлены на повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения.

В 1996 году был принят, Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», что для земель сельскохозяйственного назначения означает сохранение площади наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и обеспечение воспроизводства почвенного плодородия [6].

Поскольку управление земельными ресурсами происходит на федеральном, региональном и на муниципальном уровне одновременно, то в основе у них должно быть единство и дифференциация в руководстве.

На сегодняшний день практически во всех регионах страны заметно ухудшение состояние земель сельскохозяйственного назначения, интенсивно развиваются процессы по потере плодородия сельскохозяйственных угодий и вывода их из сельскохозяйственного оборота.

При изучении государственного управления в наше время делается упор на исследования субъекта управления, а именно государственных органов и их деятельности. Между тем есть необходимость в изучении объекта управления, на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Ослабление земельного надзора может привести к росту земельных правонарушений, а именно, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, несоблюдение требований охраны земель.

Нерациональное использование земли приведет к ошибкам в ведении государственного земельного кадастра, в регистрации прав на землю, в информационном обеспечении и подготовки кадров.

Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения будет служить основным критерием оценки эффективности управления на государственном, региональном и муниципальном уровне.

Основным критерием эффективности сельскохозяйственного землепользования на всех уровнях от конкретного собственника до государства, этот принцип прописан в первой статье Земельного Кодекса [7].

В связи с этим обмен информации между государственными, федеральными и муниципальными органами власти имеет огромное значение. Он необходим для создания базы данных по отраслям, с помощью основных средств и методов управления: административно-правовых, экономических, технологических.

Взаимодействуя в структурах управления можно эффективно воздействовать на земельный фонд страны, региона.

Основываясь на системный подход управления земельными ресурсами в виде треугольника, в котором каждое деление отражает элемент природоохранной политики, условия и реализация использования охраны земель, применительно к управлению землями сельскохозяйственного назначения будет выглядеть следующим образом (рис.1).

Важной задачей нормативно-правовых инструментов является законы, постановления органов государственной власти и управления; экономические — платежи за использование природных ресурсов, налоги, льготы по ним; информационные — информационное обслуживание населения [8].

На каждом уровне управления земельными ресурсами стоят свои цели и задачи. На нижнем уровне является: собственник земли. Цель его управления — использование земли в качестве средства производства для получения дохода. В соответствии с этой целью решаются задачи по выбору выращиваемых культур, организации севооборота, технологии возделывания, внесения удобрений, мелиоративные мероприятия.

Рис. 1. Схема управления землями сельскохозяйственного назначения [Источник: составлено автором]

На муниципальном и региональном уровне задачи управления землями сельскохозяйственного назначения можно обозначить как формирование бюджета за счёт земельного налога, арендной платы, выкупной цены; перераспределение земель, т.е. изъятие, предоставление, продажа на аукционах; создания земельного фонда, контроль за использованием и охраной земель в границах региона, муниципалитета.

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно. Оно начинается с получения информации о качественных характеристиках земли, продолжается экономическим регулированием ценообразованием аграрного рынка и нормативно-правовым внедрением направленного на экологические и социальные потребности.

Инновационная функция на государственном уровне основывается на результатах фундаментальных и прикладных исследований, национальных и региональных программах.

С учетом специфики сельского хозяйства целесообразно выделить три основные типы инноваций в управлении земельными ресурсами: многообразие форм собственности на землю на региональном и муниципальном уровне; экономический показатель как объект налогообложения, объект кредитования и т. д.; организационно-управленческий тип, включает в себя инновации формирования структур управления, создание информационно-консультационных систем.

Например, в Белгородской области инновационной функцией относится учёт оборота земель сельскохозяйственного назначения, для достижения максимума экономического эффекта. В Пензенской области развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения.

В Самарской области проведение инвестиционной деятельности, по удовлетворению социальных потребностей.

В Саратовской области проведение земельной реформы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, с учётом экономических, экологических и социальных составляющих.

Но отсутсвие целлосности в группирование функций в области земель сельскохозяйственного назначения приводит к не точным данным, неправильным управленческим решениям на региональных и муниципальных уровнях.

Литература:

  1. Волков С. Н. Экономико-математические методы в землеустройстве/ С. Н. Волков. –М.: КолосС, 2007. — 696с.
  2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти, [электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 02.10.2017)
  3. Варламов А. А. Земельный кадастр. В 6тт. Т2: Управление земельными ресурсами/А. А. Варламов. –М.: Издательство: КолосС, 2005. -528с.
  4. Справочник экономиста аграрного производства/ГНУ Поволжский НИИИЭО АПК Россельхозакадемии; под общ. Ред. Черняева А. А. — Саратов,2012. -384с.
  5. Гагина И. С. Экономическая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения/И. С. Гагина// Вавилонские чтения -2007. С. 170–171
  6. О концепции перехода к устойчивому развитию [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru (дата обращения: 02.10.2017)
  7. О землеустройстве: федер. Закон:принят Гос. Думой 18 июня 2001г. № 76-ФЗ [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru (дата обращения: 02.10.2017)
  8. Варламов А. А. Теория и методы управления земельными ресурсами в условиях многообразия форм собственности на землю: МОНОГРАФИЯ/ ПОД НАУЧ.РЕД а. а. Варламова-М.:ГУЗ,2006.-343с.

Основные термины(генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, муниципальный уровень, государственное управление, земля, ресурс, инновационная функция, министерство, Президент РФ, рациональное использование земель, структура управления.

Совершенствование системы управленияземлямисельскохозяйственногоназначения в муниципалитетах. Клипина Елена Александровна. Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны.

сельскохозяйственноеназначение, РоссийскаяФедерация, оборот земель, разрешенное использование, земля, участок, перевод земель, Земельный кодекс, земельное

Рациональноеиспользованиеземельсельскохозяйственногоназначения будет служить.

земельсельскохозяйственногоназначения, земельного участка, использованияземель, земельных участков, ГК РФ, использованияземельсельскохозяйственного, земельный участок, категории земель

Управление земельными ресурсами в РоссийскойФедерации

Рациональноеиспользованиеземельсельскохозяйственногоназначения будет служить основным критерием оценки эффективности управления на государственном

геоинформационные технологии, мониторинг и управлениесельскохозяйственнымиземлями.

сельскохозяйственноеназначение, земля, государственный мониторинг земель, земельный участок, состояние земель, сельское хозяйство, сельскохозяйственное

рациональноеиспользованиеземель. Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое

К вопросу о разграничении понятий «земля» и «земельный… земельный участок, РФ, земля, ГК РФ, природный ресурс, целевое назначение

Различные функции по вопросам регулирования, использования и управленияземлямисельскохозяйственногоназначения, осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ.

Необходимость повышения эффективности управления земельными ресурсами. Основные проблемы и возможные решения.

В настоящее время во многом сняты проблемы по реализации федерального закона об обороте земельсельхозназначения.

Управление земельными ресурсами в РоссийскойФедерации

Государственноеуправлениеземлямисельскохозяйственногоназначения весьма многогранно.

С учетом специфики сельского хозяйства целесообразно выделить три основные типы инноваций в…

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13668/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.