Государственная регистрация недвижимости это

Содержание

Что включает в себя закон о государственной регистрации недвижимости

Государственная регистрация недвижимости это

Закон о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ был принят 13 июля 2015 года (Закон), последние внесённые изменения, дополняющие его статьи, вступили в силу и применяются на территории страны со 2 января 2017 года.

Коррекция статей Закона и его дополнения позволили упростить порядок обращения населения по вопросам, связанным с регистрацией собственных помещений и владений, а государству —  разграничить ответственность структур по проведению учета и связанных с ним мероприятий.

Еденный государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой базу информации обо всех действиях лиц, имеющих отношение к использованию земель и строений, их принадлежности и истории, сократив время на проведение соответствующих проверок при определении прав граждан.

Основные понятия

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости определяет порядок отношений при проведении регистрационных действий, связанных с учетом земель и строений, оформлении различного рода манипуляций с недвижимостью, проводимых физическими и юридическими (всех форм собственности) лицами.

Определяет порядок присвоения кадастровых номеров, уникальных на всей территории Российской Федерации, используя возможности единого государственного реестра недвижимости.  При этом определена необходимость внесения сведений не только о готовых сооружениях, но объектах, строительство которых не закончено.

Неосвоенных земельных участках, квартирах, помещениях нежилого фонда, а так же объектах, перемещение которых может привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Закон возлагает проведение такой работы на федеральные регистрационные органы исполнительной власти, обязанностью которых является (ст.3):

  • координация деятельности на местах, контрольные функции;
  • соблюдение положений о ведении ЕГРН;
  • подготовка, распространение методических материалов, обучение по линии основной деятельности.

Представители регистрационных органов на местах выполняют следующие функции:

  • принимают заявления от населения и юридических лиц с прилагаемыми правоустанавливающими документами, проводят проверку их подлинности, правильности оформления;
  • проверяют наличие ранее заявленных или зарегистрированных правовых притязаний на недвижимость;
  • при установлении документальной возможности и отсутствии противоречий осуществляют непосредственную регистрацию с помещением сведений в ЕГРН;
  • выдача населению документа установленного образца о присвоении кадастрового номера заявленному предмету недвижимости;
  • при обращении предоставляют справочную информацию в отношении имущественных объектов или земель из ЕГРН.

На регистрирующий орган возложена обязанность по регистрации прав на бесхозяйные объекты.

Кадастровый учет

Основанием для проведения кадастрового учета уполномоченными регистрационными органами является заявление лиц, связанное со следующими обстоятельствами (ст.14):

  • со стороны местных, федеральных органов – принятие документов об изменении распорядительного отношения к объектам имущества и недвижимости;
  • согласительные решения, закрепленные подписанием договоров на момент проведения имущественной сделки;
  • документы, свидетельствующие о том, что лицо правомочно наследовать землю или имущество;
  • решение органов судебной власти, которые вступили в силу;
  • документы (акты), свидетельствующие о приобретении права на заявленную землю или имущество;
  • предоставление карты территории, составленной структурой кадастровой службы, которая соответствует требованиям действующих законов;
  • создание (уничтожение) объектов учёта.

Кадастровый учет должен быть осуществлен с соблюдением сроков, предусмотренных требованиями Закона (ст.16).

  1. Трех рабочих дней при поступлении документов судебных инстанций о временном запрете правомочному владельцу проводить какие-либо манипуляции с землей или имуществом в связи с наложением ареста после проведения залоговых сделок. Этот срок предусмотрен и при представлении заверенных нотариусом документов о вступлении в наследование, а также свидетельствующих о приобретении части общего имущества семьи.
  2. Пять рабочих дней при представлении документов регистрирующими права органами, в том числе, касающимися взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.
  3. Семь рабочих дней, если обращение и документы передаются в городские многофункциональные центры, том числе, касающиеся взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.

При возникновении различных обстоятельств и в зависимости от полноты предоставленных документов время рассмотрения может варьироваться, но не должно быть больше десятидневного срока. Дата начала регистрационных действий определяется днем принятия обращения, а регистрации – помещением в ЕГРН. К обязательным документам, подаваемым вместе с обращением о регистрации, относят следующие (ст.18):

  • в случае отстаивания интересов владельцев недвижимости третьими лицами прилагается соответствующим образом оформленная доверенность на действия в рамках представленных полномочий;
  • документальные материалы, служащие основанием для постановки на кадастровый учет;
  • другие документальные материалы, устанавливающие право на обладание землей или имуществом, которые подготовлены соответственно нормам правовых актов.

Причины отказа в приеме заявления

Отказ в приеме обращения о регистрации прав и внесения информации о госрегистрации в ЕГРН может обосновываться следующими причинами (ст.27):

  • не представлены документы, удостоверяющие личность заявителя, а равно предоставляющего интересы поручителя лица;
  • обращение с приложением копий документов, направленных в регистрационные органы с использованием интернет — ресурсов, не отражает необходимой для проведения регистрационных действий информации, материалы имеют неточности или оформлены ненадлежащим образом;
  • не представляется возможность получить из представленных документов объективную информацию по причине обнаружения несоответствий, небрежного заполнения, исправлений текста документов, различных приписок текстов, явных повреждений и подобного;
  • заявление не завизировано подписью собственника или уполномоченного им лица;
  • при отсутствии информации о проведении оплаты предусмотренной законом пошлины;
  • предварительная проверка по ЕГРН показала наличие обременения права на сделки с объектом, а также наличия заявления собственника о необходимости личного присутствия при каких – либо действиях в отношении его имущества.

Регистрирующий орган не вправе отказать в приеме заявления, если оно подано в соответствии с требованиями Закона о регистрации.

Ответственность регистрационных органов

Меры ответственности применяются в случае выявления фактов, связанных с некачественным выполнением обязанностей по регистрации прав, порядка ведения ЕГРН, в том числе (ст.65):

  • игнорирование требований или выполнения не в полном объеме возложенных на него обязанностей по соблюдению норм и правил осуществления государственного учета;
  • халатного отношения, повлекшего за собой уничтожение или некорректное содержание данных в ЕГРН;
  • за необоснованный отказ в проведении предусмотренных регистрационных действий, установленный и закрепленный решением судебных инстанций;
  • за необоснованный отказ в приеме заявления с приложением обязательных документов или возврат последних без должного рассмотрения;
  • за нарушение сроков проведения возложенной работы без предъявления заявителю исчерпывающей информации о причинах такой задержки;
  • за внесение в ЕГРН неправдивой информации или содержащей технические ошибки, в результате чего был нанесен ущерб имущественным интереса третьих лиц, которые руководствовались неверными сведениями при принятии коммерческих решений;
  • за неправомерный отказ в предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Причиненные в результате некачественного выполнения обязанностей по регистрации убытки полностью возмещает Российская Федерация через уполномоченную на то структуру (казначейство).

Финансовая ответственность не наступает, если в ходе проверки установлены факты представления заявителями либо недействительных документов, либо таких документов, подлинность которых установить визуально или простыми способами не представлялось возможным.

Основные преимущества изменений и поправок

Существенно доработанный закон о регистрации недвижимости предоставил ряд дополнительных возможностей, упростивших процедуру реализации прав населения на регистрационные действии государства в отношении земли и имущества, в том числе:

  1. Организация ЕГРН позволила собрать в одну базу информацию о кадастровых действиях и документах, реестр прав, границ, учетных книг и другого, связанного с регистрационными действиями. Выписка из ЕГРН является основным свидетельством наличия прав на владение недвижимыми объектами.
  2. Для населения вопрос подачи документов в значительной степени упрощен. Возможно обращение в любой удобно расположенный территориальный центр, вне зависимости от положения недвижимости на карте страны. Причем документальные материалы могут быть представлены оригиналом и в копиях, на персональном приеме, адресоваться почтовой пересылкой, как в непосредственные органы, так и через многофункциональные городские центры. Допускается представление документальных материалов в цифровой форме, на интернет — ресурсы Росреестра или госуслуг.
  3. Учреждениям ограничено время для рассмотрения документальных материалов по существу и проведения регистрационных действий (ст.16).
  4. С учетом накопления информации в ЕГРН, населению и заинтересованным организациям предоставляется возможность по выписке отследить историю каждого земельного участка и имущественного объекта. Такая информация полезна для решения вопросов о ее коммерческом приобретении.
  5. Следует учитывать, что регистрация сведений о праве на землю и имущество в ЕГРН не исключает вероятности его оспаривания заинтересованными лицами. Таким образом, важно иметь фундаментальные основания для правовых действий и предполагать различные варианты течения событий.
  6. При возникновении обстоятельств невозможности рассмотрения вопроса по существу в результате отказа (задержки) в предоставлении необходимых документов из других ведомств, регистратор имеет право приостановить действия на трехмесячный срок. Если инициатива о приостановке исходит от заявителя, то срок может увеличиваться до полугода.
  7. Порядок получения компенсации лицом, которое в случае неправомерных действий или объективных причин утратило принадлежащие ему на праве собственности жилье, также описан законом и может составлять единовременную выплату в размере одного миллиона рублей.
  8. Важным представляется и тот факт, что закон рассматривает определение (ст.61) «реестровая ошибка», понимая под ней занесение неправдивых данных по вине лица, проводящего обследование местности (объектов) и составившего предусмотренные порядком оформления документы с некорректной информацией. При этом решение об устранении неточности принимается на уровне регистратора, ограничивая время на процедуру пятью днями.

Если внесение изменений в ЕГРН может затронуть права или финансово значимые интересы заинтересованных лиц, то соответствующее решение принимается судом. Инициатором может выступать регистрационный орган.

Таким образом, закон о государственной регистрации недвижимости после внесения изменений предоставляет возможность гражданам сократить время для узаконивания своих прав на землю и другое недвижимое имущество, а государственным структурам —  вести их строгий учет и контролировать законность проведенных сделок. База информации, формализация документов позволили координировать деятельность структур, причастных к действиям по регистрации земли и имущества, исключив ведомственные противоречия.

Источник: https://provolochek.ru/nedvizhimost/zakon-o-registratsii-nedvizhimosti.html

Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости

Государственная регистрация недвижимости это

1.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. – Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация является основной формой подтверждения и сохранения всех прав на недвижимость, которые существуют у различных лиц. Зарегистрированное недвижимое имущество попадает в ЕГРП, что является не просто основным, а единственным видом доказательства существования прав.

См. все связанные документы >>>

< Статья 130. Недвижимые и движимые вещи Статья 132. Предприятие >

1. Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него (перехода прав на него, сделок с ним и обременений недвижимого имущества). Целью такой регистрации является установление прочной системы оборота недвижимости.

Мировой опыт убедительно показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Цель такого регулирования заключается в том, чтобы обеспечить стабильность в гражданских отношениях.

Требование об отражении изменений вещно-правового положения участников в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово “государственная” означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами.

Таким органом в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, который закрепил объединение двух систем (государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества) и предусмотрел создание Единого государственного реестра недвижимости – свода достоверных сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и правообладателях.

В п. 1 комментируемой статьи содержится неисчерпывающий перечень прав, подлежащих государственной регистрации.

В нем говорится о том, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Помимо перечисленных конкретных прав, в нем также говорится об иных правах в случаях, предусмотренных ГК и иными законами. Проблема заключается в том, что нет четкого понимания, какие права являются “иными вещными правами”.

Государственная регистрация ограничений (обременений), подлежащих государственной регистрации, предусмотрена в п. 1 комментируемой статьи ГК РФ, ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости.

К ним относятся, в частности: ипотека, аренда, сервитут, доверительное управление, арест и другие запрещения на совершение действий с недвижимостью (ч. 6 ст. 1 названного Закона, п. 61 Порядка ведения ЕГРН).

В данном случае для осуществления государственной регистрации подаются заявления о регистрации ограничения права, обременения имущества. Исключение составляет аренда, для регистрации которой представляется заявление о государственной регистрации договора аренды, а не ограничения (обременения) (ч. 1 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 отмечено следующее.

“Положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом как противоречащий нормам ГК РФ.

Включение сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации, условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам ГК. Такое условие является ничтожным в силу требований ст. ст. 168 и 180 ГК. Поэтому регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации такого договора”.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о возможности осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества.

В качестве примера можно привести государственный кадастровый учет недвижимого имущества, под которым понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

3.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав, а государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, выражающего содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Право считается зарегистрированным и, соответственно, возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю.

Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно не получать, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи оно выдается “по ходатайству правообладателя”.

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права.

Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве.

Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

В п. 3 ст. 131 ГК РФ указывается на то, что регистрируется как переход прав на недвижимость, так и сделки с ней, однако нет ни слова о том, в каких случаях осуществляется регистрация сделок с недвижимостью.

Таким образом, государственная регистрация признается обязательной лишь для тех сделок, в отношении которых требование о государственной регистрации прямо установлено законом. Это положение отражено и в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г.

N 59 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

4. В п. 4 комментируемой статьи установлен принцип информационной открытости регистрирующих органов.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Причем информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Как следует из п. 1 ст.

62 Закона о государственной регистрации недвижимости, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее – запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

5. Согласно п. 6 комментируемой статьи порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В частности, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласно ст.

9 указанного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим подобную регистрацию, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Перечень оснований приостановления государственной регистрации прав, указанный в ст. 26 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ, весьма обширен, однако надо обратить внимание на то, что речь идет именно о приостановлении, а не об отказе в регистрации.

Таким образом, если причины, по которым государственная регистрация приостановлена, не будут устранены в срок приостановления, в регистрации будет отказано.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-I/Glava-6/Statya-131/

Регистрация недвижимости

Государственная регистрация недвижимости это

Регистрация недвижимости в России включает массу административных процедур. В специальном реестре – ЕГРН – отмечаются технические и конструктивные особенности объектов, правообладатели и ограничения на использование. При изменении какого-либо параметра, смене собственника или возникновении ареста / залога ответственные лица должны подать заявку на их внесение.

Регистрация недвижимости в России

Государственная регистрация недвижимости – это особая административная процедура по внесению изменений в единый общероссийский Реестр. В ЕГРН находятся все сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории России, в том числе о:

  • конструктивных и технических особенностях недвижимости – вид, назначение, размеры, площадь, план-схема;
  • идентификационных данных – уникальный кадастровый номер, адрес, месторасположение относительно ориентира;
  • собственниках – кто имеет титульное право собственности на недвижимость;
  • запретах и ограничениях – ипотека, аресты, запреты регистрационных действий.

В ЕГРН может содержаться и иная информация, например, о заявленных в судебном порядке правах на недвижимость.

Внимание! Регистрация недвижимости является обязательной в силу требований основного нормативного акта по этому вопросу – ФЗ «О госрегистрации недвижимости».

Можно выделить два основных направления регистрации – регистрация прав на недвижимость и кадастровый учет. Раньше это были два отдельных реестра, но с 2015 года их объединили в один.

Бесплатная консультация юриста круглосуточно Москва и московская область
Онлайн-чат (круглосуточно)

Благодаря ведению единого реестра, в котором собраны все ключевые сведения о недвижимости, при необходимости можно установить важные и актуальные данные о ней. Например, при покупке квартиры можно проверить, действительно ли продавец имеет право собственности и на каком основании.

Регистрация сделок с недвижимостью

По текущему законодательству регистрация сделок с недвижимостью, то есть регистрация договоров, как правило, не проводится. В правовом смысле правильнее говорить, что происходит:

  • регистрация самой недвижимости, как объекта;
  • либо регистрация перехода права на основании представленного договора или другой сделки (например, при дарении, ДКП, наследовании);
  • либо регистрация обременения, например ипотеки при банковском кредите.

Однако регистрация сделки аренды недвижимости, то есть самого договора, все же необходима в ряде случаев. Например, когда договор заключен на срок более года или если в аренду передается предприятие.

Регистрация такой сделки с недвижимостью происходит по аналогии с иными видами регистрации. Заинтересованное лицо подает заявление и сопутствующие документы через МФЦ, а через 7-9 дней получает результат – договор с синим штампом о регистрации.

В обиходе термины «регистрация сделок с недвижимостью» и «регистрация прав на недвижимость» часто имеют одно и то же значение.

Регистрация прав на недвижимость

В ЕГРН в отношении каждого объекта недвижимости включаются данные и о правах на него. Чаще всего речь идет о собственности, но регистрируется также и аренда.

Реестр содержит сведения о людях и организациях, которые владеют недвижимостью, а также хронологию изменений ее принадлежности.

Поскольку информация в Реестре хранится вечно, можно узнать полную историю передачи прав на конкретную квартиру, дом, землю и так далее.

ЕГРН содержит записи об обременениях. Например, при покупке квартиры в ипотеку в Реестр включат сведения о залоге в пользу банка.

Когда требуется государственная регистрация

Регистрация недвижимости или прав требуется при любых изменениях, связанных с правовым статусом этого объекта. Чаще всего она необходима при:

  • заключении ДКП, ДДУ, ипотечного договора на жилье, гаражи;
  • приватизации;
  • заключении долгосрочного договора аренды или найма (1 год и больше);
  • завершении строительства и вводе недвижимости в эксплуатацию;
  • изменении границ земельных участков;
  • разрушении недвижимости.

Процедура в каждом случае примерно одинаковая – правообладатель подает заявление и подтверждающие документы. Разница в самом пакете документов и госпошлине.

Внимание! Учет и изменение прав, описания недвижимости проводится не автоматически, а по заявлению правообладателя или заинтересованного лица. Например, граждане обязаны подать заявление в Росреестр, если права на квартиру переданы следующему собственнику по ДКП. Ответственность за нарушение этого правила установлена ст. 19.21 КоАП РФ.

Регистрация прав и кадастровый учет

После объединения реестров в ЕГРН регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости можно сделать одновременно.

Вид регистрацииКогда необходима
Только регистрация правЕсли недвижимость уже стоит на учете и у нее есть кадастровый номер. Применяется, например, при регистрации ДКП, ипотеки
Только кадастровый учетИзменились характеристики недвижимости – поменялись границы, изменилась площадь, уточнили адрес; а также если объект уничтожен (например, сгорел). Правообладатель остается прежним
Регистрация прав + кадастровый учетЕсли сведений об объекте недвижимости еще нет в ЕГРН, например, завершено строительство дома или из одного участка путем построения новых границ создано несколько

Где происходит регистрация

Ведение ЕГРН это обязанность Росреестра, именно его регистраторы вносят необходимые записи в карточки недвижимости. Сегодня самый распространенный способ сдать документы на регистрацию – лично через любой офис МФЦ («Мои документы»). Если это по каким-то причинам невозможно, есть вариант отправить бумаги почтой или через электронные ресурсы.

Подача документов лично

Документы на государственную регистрацию недвижимости принимают все отделы МФЦ по стране. Подойти можно в порядке живой очереди или взять талон заранее. Как правило, удобнее записаться на прием, выбрав день, удобный всем сторонам сделки. С собой нужно взять только подтверждающие документы, а заявление на регистрацию заполнит принимающий специалист МФЦ.

Росреестр в ряде регионов полностью закрыл прием, а в некоторых субъектах принимает документы напрямую, но в порядке предварительной записи и только по территориальному принципу.

Предварительная запись в Москве осуществляется по телефону +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

Отправка документов почтой

Отправить документы на регистрацию можно почтой России. Заявление нужно заполнить самостоятельно, а подпись засвидетельствовать у нотариуса. Стоимость свидетельствования подписи различается у разных нотариусов, но составит не выше 1000 рублей.

Документы следует отправить на адрес местного офиса Росреестра в своем регионе. Безопаснее использовать опись вложения и уведомление о вручении. В Москве бумаги примут в центральном офисе: 101000, Москва, Чистопрудный бул., 6/19.

Электронная регистрация недвижимости

Обладатели УКЭП могут подать на регистрацию недвижимости онлайн через портал Росреестра по следующим ссылкам:

Без подписи сформировать запрос не получится. Обратите внимание, оформлять подпись только для обращения за регистрацией невыгодно – стоимость УКЭП составит от 6 000 рублей. Дешевле обратиться в МФЦ.

Важно! Для ипотечных клиентов Сбербанк предлагает свой собственный Сервис электронной регистрации с выпуском УКЭП и подготовкой всех необходимых запросов через менеджера. Однако стоимость такой услуги достаточно высокая – от 8 до 11 тысяч рублей.

Нотариус

Если сделку удостоверяет нотариус – например, при продаже долей или имущества ребенка – он может отправить документы на регистрацию через собственные электронные сервисы. Услуга бесплатная, а срок регистрации в этом случае сокращается до 3 рабочих дней.

Вызвать специалиста на дом

Росреестр предлагает выездную регистрацию недвижимости для определенных категорий граждан:

  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды 1 и 2 группы.

Специалист приедет на дом, оформит заявление и заберет необходимые документы, а результат процедуры домой привезет курьер. Услуга бесплатная. Записаться на выездную регистрацию можно по единому справочному номеру 8 (800) 100-34-34 или по телефону регионального отдела Росреестра.

Остальным лицам такая возможность пока недоступна.

Необходимые документы и госпошлина

Список документов для регистрации недвижимости зависит от индивидуальной ситуации.

Общий пакет следующий – обязательно предоставляются:

  • паспорт правообладателя;
  • заявление на регистрацию;
  • подтверждающие документы;
  • квитанция о госпошлине.

Например, для регистрации продажи квартиры на вторичном рынке понадобятся:

  • паспорта участников договора;
  • заявления от сторон сделки – для каждого свое;
  • ДКП в 3 экземплярах;
  • передаточный акт на квартиру;
  • согласие супруги продавца на продажу;
  • квитанция об оплате пошлины 2000 рублей.

Если, например, речь идет о кадастровом учете раздела земельного участка, понадобятся:

  • паспорт собственника;
  • заявление о кадастровом учете и регистрации права на новые участки;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате пошлины, сумма зависит от категории земли.

Внимание! «Стандартная» госпошлина за регистрацию недвижимости – 2000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для юридических. Однако ее размер зависит от конкретной процедуры.

Ознакомиться со списками документов и размерами госпошлины в зависимости от конкретной ситуации можно по ссылкам ниже (откроются текстовые файлы для загрузки в формате DOC):

Сформировать перечень документов для своей ситуации стало намного проще со специальным электронным сервисом Росреестра – по этой ссылке.

Порядок регистрации недвижимости

Вся регистрация недвижимости состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Сбор документов.

    Зависит от конкретных обстоятельств сделки или события – стороны ДКП подписывают и оформляют куплю-продажу, собственник земли заказывает межевой план, владелец строения заполняет декларацию, супруг выдает согласие на сделку и так далее. Документы должны быть готовы к моменту подачи заявления.

  2. Оформление и подача заявления.

    Чаще всего делается через МФЦ – специалист заполняет и дает подписать необходимую форму заявления, принимает документы и выдает расписку о получении бумаг. В расписке указывается, когда закончится регистрация и можно будет получить результат.

  3. Проверка законности сделки и внесение записи в ЕГРН.

    Этот этап осуществляет регистратор Росреестра. На основании собственной базы данных и представленных документов специалист выявляет, нет ли препятствий, и если нет – производит необходимые записи. Если сделка удостоверялась нотариусом, этот этап фактически пропускается, поскольку подпись нотариуса гарантирует законность документов.

  4. Выдача результата заявителю.

    По итогам регистрации заявители получают документы о регистрации – выписку из ЕГРН (всегда), договор со штампом о регистрационной записи (для сделок купли-продажи, ДДУ, аренды и так далее).

Срок регистрации сегодня в среднем составляет 7-9 рабочих дней. Через нотариуса и электронные базы быстрее – до 3 рабочих дней. Если есть затруднения, регистрацию могут приостановить до 3 месяцев.

Возможные проблемы

Регистрация недвижимости вполне может быть приостановлена, если в представленных документах найдутся недочеты:

  1. Документы не соответствуют требованиям закона. Например, если продается доля в квартире, а договор не удостоверен нотариусом.
  2. Отсутствует необходимый документ. Например, если одна из сторон сделки поменяла фамилию, нужно приложить свидетельство о браке.
  3. На недвижимости числится залог или арест. К примеру, приставы арестовали квартиру за долги – продавать ее нельзя, в регистрации будет отказано.
  4. Регистратор не получил необходимую информацию у иных ведомств. Эта проблема не связана с заявителем, а вытекает из сроков ответа на межведомственные запросы. Например, если квартира была приобретена продавцом до 1998 года и сведений о ней в ЕГРН еще нет, регистратор запросит их в БТИ. Нужно просто дождаться ответа.
  5. Если сведения в представленных документах и базе ЕГРН не совпадают. Например, регистрацию приостановят если выяснится наложение границ соседних земельных участков.

Важно! Отсутствие нотариального согласия супруга на сделку – не повод для приостановления или отказа в регистрации. В этом случае в ЕГРН делается пометка, что предусмотренное законом согласие третьего лица не представлено. Все риски в связи с этим несут сами стороны сделки.

Если регистрацию приостановили, нужно связаться со своим регистратором, ведущим дело, и выяснить причину. Как правило, нужно представить дополнительные документы или сведения, чтобы процедура завершилась успешно.

Официальные документы на недвижимость

По итогам регистрации выдается основной документ, подтверждающий наличие определенных сведений в ЕГРН – выписка из Реестра недвижимости. На сегодняшний день это единственный документ о правах на квартиру, землю, дом и другие объекты.

Образец выписки ЕГРН

(перснальные данные изменены)

Внимание! Старые свидетельства на собственность свою юридическую силу не потеряли, они также подтверждают права на недвижимость.

В заключение

Регистрация недвижимости обязательна при сделках, изменениях правового статуса, перемене собственника.

Уточнить список документов для своей ситуации можно в территориальном отделе Росреестра или ближайшем офисе МФЦ. Процедура приема документов по одному объекту не превышает 30 минут.

Редакция портала Реновар.ру рекомендует записываться на подачу документов заранее – так проще и быстрее.

© Редактор Реновар.ру: Ксения Пальцева

Источник: https://Renovar.ru/o-nedvizhimosti/kuplya-prodazha/registracziya-nedvizhimosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.