Генплан это просто

«Генплан – это не просто дорога или метро, а стратегия развития территории»

Генплан это просто

Смотреть в будущее, думать о завтрашнем дне, мыслить шире и перспективнее. Новый генплан Казани, который принимается на 20 лет, научит жителей именно этому. Понятно, что его цель – создание благоприятной городской среды и устойчивого развития территории.

Но для людей, которые просыпаются в семь утра и едут на работу, эфемерные плюсы через 20 лет не так очевидны и понятны, как красный автобус, который приходит на остановку вовремя.

А уж про обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия вообще мало кто думает, хотя красной линией в этом документе проходит мысль об «обеспечении учета интересов казанцев».

Но время летит так быстро, что такая позиция просто не имеет права на существование. Жизнь и город меняются стремительно, и людям не менее важно быть готовыми совершенствоваться и развиваться вместе с Казанью. 

Если конкретизировать, то в ближайшие 20 лет жителей столицы ждут 12 новых станций метро, несколько мостов и путепроводов через Волгу и Казанку, которые существенно разгрузят движение в городе.

Заявлено строительство нового водозабора «Столбищенский», магистрального водопроводного кольца, двух ТЭЦ в Приволжском и Советском районах. За благоустройство ответят 11 новых набережных и 600 скверов в шаговой доступности.

А также будет нечто вроде целой сети новых пешеходных бульваров, которые соединят между собой.

Звучит довольно странно, но далеко не у каждого города в стране существует генеральный план. То есть новый мэр или какой-то муниципальный глава в свой срок службы абсолютно хаотично принимает решения о строительстве дорог, мостов или жилых комплексов. 

Как говорил глава ВЦИОМВалерий Федоров на заседании экспертного клуба «Волга»: «Казань давно вышла из этой «долины смерти». Когда в городе есть идеи и деньги, то он начинает испытывать проблемы роста и развития, а не выживания».

Практика генеральных планов присуща всем крупным городам. В Казани он, естественно, тоже был ещё с середины прошлого века. Во время осмотра строительства дороги в районе Солнечного города мэр Казани Ильсур Метшинотметил, что эта магистраль была заложена здесь еще в генплане 1969 (!) года. Так что архитекторам можно доверять.

Директор КГАСУ Карина Набиуллина, разрабатывающая генплан для Набережных Челнов, отмечает влияние людей на его составление.

– Наверное, ни в одном городе Татарстана нет людей с такой активной гражданской позицией, как в Набережных Челнах, – говорит кандидат экономических наук. – Генплан разрабатывается три-четыре года и работает примерно 18-20 лет.

Это не просто дорога или метро, а стратегия развития города! Проблема часто бывает в том, что сложность возникает при подаче. Генплан – это очень сложный документ. Его смогут читать и считывать только архитекторы или люди со специальным образованием.

Сейчас даже есть тенденция проводить специальные курсы для мэров и глав муниципальных образований. В Европе уже сделали несколько форматов документа: для управленцев и для профессионалов. Это так называемый мастер-план. Естественно, что где-то на каком-то этапе строительства возникнут недовольные.

Но каждый вопрос надо рассматривать отдельно. И не забывать, что главная задача – улучшить город и жизнь в нем.

Кстати, здесь можно вспомнить лютое недовольство казанцев, которых в конце 90-х переселяли из разваливающихся халуп на улицах Кирова (ныне Московская), Свердлова (Петербургская) на Чистопольскую. Тогда местным жителям казалось, что их отправляют чуть ли не на Дальний Восток, а сегодня они живут на улице, где одни из самых дорогих квартир в городе. И таких примеров масса. 

Сегодня камнем преткновения стала ситуация вокруг дороги в Дербышках. Улица Мира уже натурально задыхается в пробках. Эксперты приводят данные, что совсем скоро в поселке уровень автомобилизации достигнет показателя 413 машин на 1 000 жителей. В таком случае поселок просто встанет.

Архитекторы предложили сразу три варианта для местных жителей – альтернативная дорога с выездом на М-7 и две дороги-дублера: ближе к лесу и ближе к жилым домам. Единого мнения казанцев по этому поводу пока нет.

Но дорога в любом случае будет строиться, так как в генеральном плане через Дербышки пройдет и Большое казанское кольцо. 

– Острые моменты неминуемы, но на них не стоит усиливать внимание, – говорит главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. – Глобальная цель – улучшить жизнь каждого жителя Казани. Нужно создать комфортные условия в каждом районе.

Речь не только о дорогах и транспорте. Нужны больницы, парки, спортивные объекты. Особенно это касается жителей спальных районов и окраин. Они не должны постоянно ездить в центр или в другой район, а должны иметь все вблизи дома.

Такую задачу я ставлю перед собой.

Отсюда можно сделать вполне логичный и правильный вывод: генплан – это не история про удовлетворение потребностей маленькой группы людей, а про масштабное историческое наследие, которое достанется нашим детям.

Источник: https://KazanFirst.ru/articles/503079

«Непозитивные» люди – проектанту М12: «Мост через Кзыл Байрак реален и короче!»

Генплан это просто

Вариант местных жителей дороже на 24%, рядом нефтепроводы, а еще придется резать охраняемые Лабышкинские горы, объяснялись петербуржцы

«Пока мы едем к вам, землю из зоны сельхозназначения переводят в ИЖС!» — рассказал представитель проектанта автобана Москва – Казань на встрече с противниками трассы о том, как владельцы капитализируют свои земли в Лаишевском районе.

«Окно» уже закрыл кабмин РТ, отправив в резерв почти 1 тыс. участков. Глава минтранса обещает несогласным с автобаном «загибчики» по 50 м туда или сюда, но противники М12 стоят на своем.

Аргументы властей, жителей и проектантов — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Накануне в Госсовете РТ больше двух часов шел первый круглый стол по строительству автобана Москва – Казань

Накануне в Госсовете РТ больше двух часов шел первый круглый стол по строительству автобана Москва – Казань, на котором проектанты и власти РТ отвечали на многочисленные вопросы противников прокладки автотрассы у деревни Орел и других населенных пунктов Лаишевского района, в которых проживают 10 тыс. человек. Модератором выступил глава комитета парламента РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин.

«Почему дорогу магнитит к населенным пунктам?» — спросила одной из первых житель села Тарлаши Жанна Белицкая и попросила объяснить, почему дорогу проложили ближе к селу, а не по свободным землям сельхозназначения, которые можно обменять на другие участки.

Главный инженер проекта АО «Институт „Гипростроймост Санкт-Петербург“» Андрей Резвяков объяснил, что с технико-экономической точки зрения дорогу проложили с минимальным изъятием по рыночной цене.

«Но в Сапуголи, Пиголи трасса проходит по землям ИЖС», — возразила другая участница встречи. Резвяков рассказал, что на момент подготовки трассировки эти участки были сельхозназначения. «Пока мы едем к вам, землю из зоны сельхозназначения переводят в ИЖС», — ответил главный инженер.

Андрей Резвяков объяснил, что с технико-экономической точки зрения дорогу проложили с минимальным изъятием по рыночной цене

«Сделки есть, спекулянтов много, купили, и начались проблемы», — сказал Тыгин. Остановить это должно решение кабмина РТ, который на минувшей неделе зарезервировал около 1 тыс. земельных участков под автобан — это должно остановить сделки по купле-продаже, запретить выдачу новых разрешений на строительство, а также перезонирования.

Жители обратили внимание на то, что зарезервировали поля, небольшие участки в коттеджных поселках даже за пределами трассировки. «Для чего конкретно резервируются эти участки?» — интересовались на встрече, но у присутствующих чиновников ответа на такой вопрос не было, а представителя минземимущества на круглом столе не оказалось. Тыгин предложил взять данную тему в работу.

Напомним, в начале октября жители Лаишевского района провели в Казани митинг «За перенос трассы М12 от наших домов», неделю назад в РТ создали рабочую группу, которую возглавил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, а заместителем стал председатель инициативной группы из протестующей деревни Орел Дмитрий Дементьев. Требование людей, которых председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко назвал «непозитивными», неизменно — трассу нужно отодвинуть от населенных пунктов из-за будущего шума, вырубки леса, ухудшения экологии. О том, в каком коридоре хотят «прорубить» М12, «БИЗНЕС Online» подробно писал ранее.

Александр Тыгин: «Сделки есть, спекулянтов много, купили, и начались проблемы»

Следом Резвяков представил три варианта трассировки дороги: первый — с мостом у деревни Гребени (70,3 км, утвержденный коридор), второй — с мостом у деревни Кзыл Байрак (65,7 км) и третий, предложенный жителями, — длиной 69,5 км и с мостом ниже деревни Кзыл Байрак. 

«Мостовой переход — один из критериев, по которому укладывалась трассировка. Мы были ограничены в поиске конкретных мест пересечения Волги», — сказал Резвяков, добавив, что ситуацию осложняет плотная застройка правого и левого берега, ширина реки. 

Второй вариант, который изначально был основным, отмели по причине близости к двум нефтепроводам диаметрами 530 и 1,2 тыс. миллиметров. Автодороги желательно располагать минимум за 0,5 км от взрывоопасных труб, объяснял главный инженер проекта.

Сдержало также наличие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) «Лесной ключ», «Лабышкинские горы», да и в целом Волгу поставили в 2019 году под охрану, создав ООПТ «Волжские просторы».

Предложенный жителями вариант хоть и ниже Кзыл Байрака, но все равно врезается в Лабышкинские горы и тоже близок к нефтепроводу.

«Мост через Кзыл Байрак реален и короче! Каковы конкретные обоснования?» — спросила житель деревни Тургай Карина Нигматуллина

«Мост через Кзыл Байрак реален и короче! Каковы конкретные обоснования?» — спросила житель деревни Тургай Карина Нигматуллина.

«В районе Кзыл Байрака выемка порядка 75 метров! — ответил Резвяков. — Если идти по всем нормативам — делать полки, чтобы грунт не осыпался, — то наверху полное раскрытие выемки составит 250 метров.

Мы ею все Лабышкинские горы, конечно, не срежем, но заденем. В районе Гребени выемка 45 метров, средняя высота моста плюс-минус одинаковая.

Если уменьшить выемку, то увеличится высота опор моста, что влечет к удорожанию проекта».

Какой из вариантов дороже или дешевле? Если взять за 100% первый вариант, то второй дороже на 15%, а третий — на 24%. «А мы ведь просили конкретный технико-экономический анализ», — добавил житель деревни Каипы Александр Блохин.

По предварительным оценкам, под снос пойдет 94 га леса

Из плюсов дороги в районе деревне Гребени — она проходит по территории одного ООПТ «Волжские просторы», а не трех, там нужно 29 искусственных сооружений вместо 32 в районе Кзыл Байрака, а трасса совмещена с южным обходом Казани. «Связи, которые есть на данный момент, не будут прерваны, предусмотрено строительство четырех экодуков, 7 проездов сельхозтехники», — перечислял Резвяков.

Правда, придется пожертвовать деревьями — по предварительным оценкам, под снос пойдет 94 га леса. «Экологические нормы настолько строгие, что мы будем обязаны пройти экспертизу в том числе по лесу.

По опыту, будет посчитано каждое дерево, определены компенсационные выплаты и посадки», — говорил главный инженер проекта.

Первый замминистра лесного хозяйства РТ Ильгизар Зарипов добавил, что поиск мест для высадки уже начали.

«Как жителям, которые живут в Орле, компенсируют зеленые насаждения, если их посадить больше негде? Где их компенсируют?» — спросила Белицкая.

В целом жители остались недовольны обсуждением

По закону компенсацию можно провести где угодно в границах субъекта, объяснил Зарипов, но жителям пойдут навстречу и подыщут пустующие участки в Лаишевском районе. Это подтвердил и присутствующий на встрече глава района Ильдус Зарипов.

«Нас не устраивает створ дороги в предложенном варианте! — проговорил житель поселка Троицкий Руслан Казаков. — Как вообще это жителям 30 поселков?»

Тыгин взял слово и предложил социологическое исследование. «Идеальная форма — это опрос, если он вам нужен, — продолжал глава комитета Госсовета. — Кому-то захочется иметь работу на новой заправке. Не только вы правы, там тоже люди есть, у них свое мнение». Впрочем, глава района не сказал ни да, ни нет соцопросу.

В целом жители остались недовольны обсуждением. «Я не знаю, почему показали один вариант, у нас было пять вариантов прохождения трассы на большом удалении от населенных пунктов. Мы не получили ни одного сравнения. Наша задача — чтобы трасса прошла там, где нет жилой застройки», — подвел итог встречи Дементьев.

«Мы начали изыскания, которые должны показать правильность прохождения трассы, — сказал в завершение встречи глава минтранса РТ, рассчитывая на продолжение сотрудничества. — Вот эти „загибчики“: 50 метров туда, 50 метров сюда. Если технология позволит, будем на это реагировать».

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/485602

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.