Генеральный план реконструкции

Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг

Генеральный план реконструкции

С удивлением обнаружил, что большинство современной молодежи ничего не знает о генеральных планах развития Москвы, считая прошлогодний собянинский план первым, единственным и лучшим. Это не так.

Только в Советское время существовали: «Город будущего» Бориса Сакулина (1918), «Новая Москва» Ивана Жолтовского и Алексея Щусева (1918-1924), «Большая Москва» Сергея Шестакова (1921-1925), «Реконструкция Москвы» Николая Ладовского, Прямоугольная сетка Ле Корбюзье, Москва как деревня Эрнста Мая, Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг., Брежневский генплан, пара лужковских….

Особенно большую положительную роль в формировании принципов социалистического градостроительства сыграла работа по созданию Сталинского Генерального плана реконструкции Москвы 1931-1935 гг.

Кликабельно (осторожно, большой размер: 3900*4280)

Другие публикации:.

Дранг нах Зюйд-Вестен 1. Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 – 1925 гг.)

Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.) )
Дранг нах Зюйд-Вестен 3. Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин)
Дранг нах Зюйд-Вестен 4. Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье
Дранг нах Зюйд-Вестен 6. Москва как деревня Эрнста Мая
Дранг нах Зюйд-Вестен 7. Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 — 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и ЛужковДранг нах Зюйд-Вестен 9. Каким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годов

В 1931-1933 гг. в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и регулирования текущей застройки, были созданы проектно-планировочные мастерские. Работа по генплану проходила под общим руководством архитекторов В. Семенова, С. Чернышева и инженера А. Страментова.

Проектирование   генплана   велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу.

Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т.д. В процессе такой комплексной работы перспективные расчеты и предложения сопоставлялись с реальными потребностями текущего строительства. В 1935 г.

работы над Генеральным планом Москвы были закончены. ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление «О Генеральном плане реконструкции г. Москвы».

Генеральный план реконструкции Москвы, 1935 г. В. Семенов, С. Чернышев, А. Страментов и др.

Значение Генерального плана реконструкции Москвы и постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР далеко выходило за пределы интересов собственно Москвы. В постановлении были сформулированы основные принципы социалистического градостроительства, оказавшие мощное влияние на его практику и теорию в течение последующего периода.

Генеральный план реконструкции Москвы имел под собой твердую материально-техническую и финансовую базу, он входил в государственные планы развития народного хозяйства СССР, и за его выполнением был установлен требовательный государственный контроль.

К моменту утверждения генерального плана по нему уже велись крупные градостроительные работы. Достаточно сослаться на завершение в 1935 г. первой очереди метрополитена и развернувшиеся проектные и строительные работы по сооружению канала им. Москвы. Осуществление канала в 1937 г.

не только соединяло Москву с пятью морями, но одновременно решило кардинальным образом крайне важную для Москвы проблему водоснабжения.

Основополагающими идеями Генерального плана Москвы были регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры города с решительной ее реконструкцией в соответствии с требованиями современного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-технического оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощного лесопаркового пояса для оздоровления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития парковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопарковой зоной, и озеленения жилой застройки ; осуществление застройки города большими кварталами (9-15 га) с организацией обязательной сети культурно-бытового обслуживания населения в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п. Развитие города намечалось прежде всего в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий, навстречу здоровым господствующим ветрам. В постановлении было особо отмечено значение художественно-образного решения столицы.

В течение второй и третьей пятилеток, т. е. с 1931 по 1941 г. вплоть до Великой Отечественной войны, работы по практическому осуществлению Генерального плана Москвы протекали непрерывно, нарастал объем всех видов строительства.

Наиболее значительными градостроительными мероприятиями по реализации Генерального плана Москвы были: строительство первой и второй очереди метрополитена, реконструкция основных магистралей города-улицы Горького, Можайского шоссе (ныне Кутузовский проспект), 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира), Калужской улицы (ныне Ленинский проспект), реконструкция центра города, создание девяти новых речных мостов через Москву-реку и Яузу и реконструкция их набережных.

Реконструкция основных радиальных магистралей была признана первоочередным мероприятием. Развитию городского транспорта препятствовали узкие и зачастую кривые московские улицы.

Так, напряженная в транспортном отношении и важнейшая в плане города радиальная магистраль — улица Горького — только в отдельных местах достигала 18м ширины, имела булыжную мостовую. Можайское шоссе было обстроено разнокалиберными домиками с покосившимися заборами и грунтовыми тротуарами.

Узкая проезжая часть Калужской улицы тоже была замощена булыжником, тогда как по плану она должна была превратиться в магистраль, связывающую центр города с обширными территориями новой застройки.

Магистрали спрямлялись и расширялись до 60 м и более, устраивались широкие тротуары, производилось озеленение, булыжные покрытия менялись на асфальтовые, вдоль магистралей прокладывались тоннели коллекторов, объединявших инженерные коммуникации. Магистрали застраивались многоэтажными зданиями. При реконструкции улицы Горького впервые в практике градостроительства не подлежащие сносу ценные здания передвигались в глубину кварталов.

Большие работы были проведены по реконструкции центра столицы. Он трактовался в виде обширного расчлененного пространства связанных друг с другом площадей — Красной, Революции, Свердлова, проспекта Маркса (бывш. Охотный ряд) и площади им. 50-летия Октября (бывш. Манежная).

Это обширное пространственное образование было органически связано с основными радиальными направлениями городского плана. Пространства соединенных площадей — 50-летия Октября, Революции и Свердлова — становились как бы аванзалами идеологического центра города — Красной площади с Мавзолеем В. И. Ленина.

Кроме того, центр Москвы получал достаточно выраженную пространственную ось, которая вопреки концентрической форме плана намечала движение на Ленинские горы. В настоящее время эта композиционная ось получает все более определенное выражение. Таким образом, выдвинутая в 20-е годы Н.

Ладовским идея разрыва концентрической планировочной структуры города получила здесь свою реализацию, но в совершенно преобразованном виде и в другом направлении.

Москва. Центр города до реконструкции, схема планировки 
Москва. Центр после реконструкции 1936—1941 гг. 

Формирование нового центра Москвы потребовало больших работ. Были снесены постройки старого Охотного ряда (антисанитарное скопище торговых ларьков, лавок, складов). На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран) и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (А. Лангман).

Снесены были постройки, затеснявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана хаотичная застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки. Проведенные реконструктивные мероприятия дали впечатляющий художественный результат.

Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы.

Москва. Реконструкция Охотного ряда, 1935—1937 гг. Площадь 50-летия Октября. Гостиница «Москва». А. Щусев и др. Здание Госплана СССР. А. Лангман. 
Москва. Улица Горького до реконструкции 
Москва. Жилые дома по улице Горького (корпуса А и Б), 1936-1939 гг. А. Мордвинов, П. Красильников 
Москва. Реконструкция улицы Горького, 1936—1940 гг. Поперечный разрез 

Новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, облицованные гранитом, со спусками, парапетами или чугунными решетками, были закончены к 1937 г. В период с 1936 по 1938 г.

в Москве были не только сооружены девять новых, но и реконструированы три старых моста. Это были сложные технические работы, пролеты мостов доходили до 168 м при ширине проезжей части не менее 40 м. Новые мосты принадлежали к числу крупнейших в Европе.

Они строились с таким расчетом, чтобы пропускать большие волжские суда, поскольку 1 мая 1937 г. уже вошел в строй канал им. Москвы.

Обводнение волжской водой системы рек и каналов столицы, создание мощных водохранилищ в ее окрестностях не только обеспечило город водой для промышленных и питьевых целей, но и способствовало улучшению микроклимата города.

Большие работы были проведены по озеленению города.

Идея генерального плана состояла в том, чтобы превратить набережные Москвы-реки и Яузы в зеленые артерии, развить зеленые клинья вдоль радиальных магистралей — вплоть до центра города, крупной зеленой полосой пройти от Манежной площади до Лужников на соединение с зеленью Ленинских гор.

Осуществление этих планов началось путем создания Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922—1923 гг. Проектирование парка было поручено коллективу архитекторов под руководством А. Власова — мастера садово-парковой архитектуры.

Москва. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького. Проект планировки, 1934—1936 гг. А. Власов 

Работа над проектом детальной планировки этого парка проводилась в 1934-1936 гг. Одновременно проводилась разбивка парка. Его размеры не ограничились территорией бывшей выставки, они увеличились до 560 га, включая Нескучный сад. В композиции парка авторы предусмотрели открытые пространства для проведения массовых мероприятий, в зоне отдыха была предусмотрена живописная планировка.

Большие работы были начаты по созданию нового зеленого массива на северо-западе столицы для открытой в 1939 г. новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В результате образовался крупнейший массив зелени, вобравший в себя Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, а впоследствии — парк «Останкино» и Главный Ботанический сад.Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/2441Другие публикации:.

Дранг нах Зюйд-Вестен 1. Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 – 1925 гг.)

Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.) )
Дранг нах Зюйд-Вестен 3. Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин)
Дранг нах Зюйд-Вестен 4. Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье
Дранг нах Зюйд-Вестен 6. Москва как деревня Эрнста Мая
Дранг нах Зюйд-Вестен 7. Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 — 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и ЛужковДранг нах Зюйд-Вестен 9. Каким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годовВсе мои посты сначала выходят в моем журнале: http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=bdb_2000

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Источник: https://absurdman.livejournal.com/231806.html

Генеральный план реконструкции и развития Москвы (1935)

Генеральный план реконструкции

Проект не был официально утвержденным документом, но на его основе началась большая работа по реконструкции и новой застройке города.

Но уже к середине 1920-х годов план не вполне стал отвечать требованиям времени. В связи с этим на конкурсной основе началась подготовка составления для Москвы нового градостроительного плана. Свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого.

В июне 1931 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором было принято постановление “О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР”, где была дана развернутая конкретная программа реконструкции Москвы и развития ее городского хозяйства, а также поставлена задача разработать научно обоснованный план дальнейшего расширения и застройки Москвы.

В 1931-1933 годах в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и регулирования текущей застройки, были созданы проектно-планировочные мастерские. Работа по генплану проходила под общим руководством архитекторов Владимира Семенова, Сергея Чернышева и инженера Андрея Страментова.

Проектирование генплана велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу.

Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т.д. В 1935 году работы над Генеральным планом Москвы были закончены.

10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление “О Генеральном плане реконструкции города Москвы”.

Основная идея Генплана заключалась в том, что Москва — столица Советского Союза, а в будущем — и столица победившего на всей планете социализма. Поэтому основной упор делался на создание и усиление столичных функций, подчеркивающих политическую роль Москвы, а одним из главных постулатов стало ограничение роста промышленности.

Пленум ЦК ВКП(б) одобрил совмещение в Кремле политического и планировочного центров Москвы, как это было в средневековье. Столица социалистического государства XX века структурно совпала со столицей феодальной монархии XVII века.

В основу Генерального плана легла идея о реконструкции столицы как символического города-звезды, отвечающей “демократическому централизму” – организационному принципу ВКП(б).

Архитекторы проектировали столицу как статичный ансамбль, где диагональные проспекты устремлены к главному монументу города – Дворцу Советов.

Москва должна была превзойти Париж, Лондон, Берлин по числу радиальных проспектов; Вашингтон – по размерам общественного центра; все города мира – по высоте главного здания и венчающей скульптуры (высота Дворца Советов 210 метров и 100 метров высота скульптуры Владимира Ленина).

Генеральный план реконструкции предусматривал увеличение к 1960 году численности населения Москвы с 3,66 миллиона (1935) до 5 миллионов человек и расширение городской территории с 285 до 600 квадратных километров, преимущественно в юго-западном направлении.

Основополагающими идеями Генерального плана Москвы были регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры города (радиально-кольцевой) с решительной ее реконструкцией в соответствии с требованиями современного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-технического оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощного лесопаркового пояса (в радиусе до 10 километров) для оздоровления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития парковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопарковой зоной, и озеленения жилой застройки.

По плану предусматривалось приведение в полный порядок городских бульваров Садового и Бульварного кольца, парка Ленинских гор, Измайловского, Сокольнического, Краснопресненского, Останкинского парков и парка Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.

Для обводнения города планировалось создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое — внутригородское, получаемое в результате сооружения Северного внутригородского канала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки.

Все набережные Москвы-реки превращались в основную магистраль города, берега реки должны были быть облицованы гранитом. Все набережные реки Москвы и Яузы от устья до Садового кольца планировалось застроить домами и архитектурно оформить.

К 1937 году предусматривалось очистить от мелких строений территорию Лужников.

Планировалось создание нового проспекта, идущего от площади им. Дзержинского (ныне Лубянка) к Дворцу советов и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район.

План предусматривал расширение центральных улиц и площадей. Для этого был предложен снос старых зданий в центре Москвы. Предлагалось освободить от существующей мелкой застройки Китай-город, Зарядье и построить на освободившихся местах монументальные здания государственного значения.

Планировалось расширение вдвое Красной площади.

Также предусматривалось создание трех сквозных, пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов, проведение новых кольцевых магистралей, строительство новых мостов, метрополитена, вывод за черту города всех опасных в пожарном отношении и вредных в санитарно-гигиеническом отношении предприятий, соединение сходящихся к Москве линий железных дорог тоннелями.

По плану полагалось строить дома высотой не ниже шести этажей, а на проспектах и крупных магистралях дома должны быть ещё более высокие в 7-10 и выше этажей.

Планировалось осуществлять застройку города большими кварталами (9-15 гектаров) с организацией обязательной сети культурно-бытового обслуживания населения в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п.

В постановлении было особо отмечено значение художественно-образного решения столицы.

К моменту утверждения Генерального плана реконструкции Москвы по нему уже велись крупные градостроительные работы. При воплощении плана первоочередное внимание уделялось созданию парадного центра города, реконструкции главных магистралей. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов.

В полукольце центральных площадей была создана Манежная площадь, на месте сооружений Охотного ряда построены гостиница “Москва”, монументальное здание Совета Труда и Обороны (ныне здание Государственной думы); рядом с домом Пашкова возник новый корпус Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).

На месте снесённого в 1931 году храма Христа Спасителя началось строительство грандиозного здания Дворца Советов.

С постройкой к 1937 году канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы) была решена проблема водоснабжения столицы и развития судоходства по Москве-реке. В гранит и бетон оделись в черте города берега рек Москвы и Яузы, Водоотводного канала.

Во второй половине 1930-х годов были полностью перестроены мосты через Москву-реку, реконструирована улица Горького (Тверская), созданы крупные парки (Измайловский, Центральный парк культуры и отдыха имени М.

Горького и другие), благоустроены бульвары и скверы. За 1935-1940 годы было построено более 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов.

К 1941 году городская застройка вышла за пределы Окружной железной дороги.

В то же время в ходе “социалистической реконструкции” Москвы были уничтожены десятки ценнейших памятников архитектуры, в числе которых большая часть стены Китай-города, собор Спаса на Бору, ансамбли Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле, Казанский собор на углу Никольской улицы и Красной площади, церковь Успения на Покровке, Сухарева башня, сооружения Симонова монастыря, храм Христа Спасителя.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов реализация Генплана 1935 года была временно прекращена. Однако строительство линий метрополитена велось и в военные годы: к концу 1945 года их протяженность увеличилась на 15 километров. После войны развернулись работы по восстановлению города, а за тем продолжилась его плановая реконструкция.

К 1953 году строительство Москвы согласно генплану реконструкции и внесенным в него изменениям было завершено. Созданное в соответствии с генеральным планом 1935 года архитектурное пространство Москвы получило название “сталинского ампира”, “сталинского стиля”.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150710/1121002527.html

Москва в генеральном плане реконструкции 1935 года

Генеральный план реконструкции

Градостроительную судьбу Москвы определило возвращение ей столичного статуса в 1918 году. Город становился первой столицей и витриной нового социалистического государства и мыслился прежде всего как витрина СССР, а в будущем – и всего мирового пролетариата.

В этом мнения управленцев и экспертов того времени были схожи: «При составлении задания по разработке плана будущей Москвы должно, конечно, исхо­дить из того, что Москва является и останется центром СССР и РСФСР, сохраняющим свою роль политического центра международного рабочего движения».

В 1931 году состоялся Пленум ЦК ВКП(б), на котором было принято постановление «О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР».

Этот момент можно считать началом активного этапа градостроительных изменений в Москве – пленум поручил «московским организациям приступить к разработке научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы».

Тогда же были приняты решения о строительстве Московского метрополитена и канала Москва – Волга.

Сам генеральный план реконструкции Москвы вступил в силу лишь четыре года спустя: 10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление «О Генеральном плане реконструкции города Москвы». Коллектив разработчиков во главе с архитекторами Сергеем Чернышевым и Владимиром Семеновым заложил в генплане мероприятия на 10 лет вперед, а первая очередь должна была пройти в 3 года.

Нужно сказать, что столица нового государства довольно сильно отличалась от своей северной предшественницы.

В отличие от Петербурга, который, ориентируясь на европейские столицы (Париж, Вену, Лондон), застраивался по регулярному плану, Москва развивалась органически, без какой-либо определенной схемы и рамок.

И, как следствие, к началу 1930-х в Москве все еще не было современного водопровода и канализации, широких улиц и набережных и уже не хватало жилого фонда для огромного числа мигрантов из села. (Сравните: население в 1923 году – 1,5 млн, в 1939-м – 4,1 млн жителей.

) Поэтому перед главным архитектором, Владимиром Семеновым, стояли масштабные задачи – как вполне утилитарные (проблема растущего населения, транспортной и инженерной инфраструктуры, водоснабжения), так и более концептуальные, которые в конечном счете сводились к одному главному вопросу – как должен выглядеть главный социалистический город?

Эта дискуссия велась все 20-е и 30-е годы XX века и принятый Генплан частично вобрал в себя часть уже имеющихся подходов и проектов, которые уже начали реализовывать (например, строительство метро, снос Охотного ряда и пр.).

Посмотрим, как на этот вопрос отвечает Генеральный план – 1935. В качестве наглядных иллюстраций будет использован альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции Москвы «Москва реконструируется» (1938).

Сохранение основ и коренная перепланировка

Один из самых острых вопросов, стоявших перед авторами нового генплана, был вопрос о сохранении исторической радиально-кольцевой структуры.

«Принимая в основу планировки города исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, дополнить ее системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города», – говорится в Генплане.

Таким образом, «узости, кривости» и перегруженность улиц в центре решали за счет расширения старых площадей и улиц и пробивки новых. Сквозных диагональных магистралей было предусмотрено несколько: три из них шли по направлениям нынешних Ленинградского, Щелковского и Мо­жай­ского шоссе.

Планировалось замкнуть Бульварное кольцо через Замоскворечье, новое бульварное кольцо по трассе Камер-Коллежского Вала, парковое кольцо через Сокольники, Останкино, Лужники.

Более десятка улиц спрямлялись и расширялись – Большая Полянка, улица Горького, Кузнецкий Мост, Арбат, Покровка, Таганка, Малая Дмитровка и другие.

Часто старые здания при расширении сносились, но, пожалуй, наиболее известное расширение – улицы Горького – прошло иначе: несколько домов поставили на рельсы и передвинули за новые красные линии.

Расширялись и основные площади – Красную площадь предлагалось расширить вдвое, «а центральные площади – им. Ногина, им. Дзержинского, им. Свердлова и Революции – в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить».

Для разгрузки старых кварталов и демонстрации новых ориентиров государства наряду с Кремлем и Красной площадью создавался еще один центр с яркой архитектурной доминантой – Дворцом Советов.

Дворец должен был находиться на новой градостроительной оси – широкой магистрали, берущей начало на площади имени Дзержинского (Лубянка) и идущей к Лужникам, а затем, через Москву-реку и Ленинские горы, – в новые кварталы на юго-западе.

Расширение территории: юго-западный вектор

Генплан предусматривал расширение города за счет присоединения новых пригородных территорий, в основном в юго-западном направлении.

«Расширение территории г. Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими горами вдоль Москвы-реки от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории».

На карте видно, что город расширялся в значительной части за счет юго-запада, но и по другим направлениям был рост: в городскую черту включились Измайлово, Люблино, Перово-Кусково, Новинки–Нагатино, Терехово, Мневники, Хорошево, Щукино, Тушино, Захарково, Авиагородок, Ховрино, Лихоборы, Медведково и другие районы.

Однако пределы роста населения и территории были строго прописаны: застройка рассчитывалась на 5 млн жителей, а новая территория города ограничивалась 60 тысячами га.

Регулировалось и размещение промышленных объектов – строительство новых предприятий (за исключением непосредственно обслуживающих городские нужды) в черте Москвы признавалось нецелесообразным, в основном из-за стремления сократить миграцию новых рабочих в город и тем самым замедлить рост населения Москвы.

За городской чертой находился лесопарковый защитный пояс – пригородные природные территории, которые планировалось соединить с городом за счет зеленых «клиньев» – озелененных территорий, ведущих из области в центр города.

Новые кварталы и новые принципы планировки

В Генплане 1935 года были заложены новые принципы квартальной застройки.

Во-первых, новые кварталы должны были быть довольно крупными (от 9 до 15 га), здания внутри них должны были находиться на «некотором небольшом расстоянии», для оптимального освещения. Дома на тот момент планировали строить не ниже шести этажей, а в отдельных видовых местах – до 14 этажей.

Социальные и культурные услуги планировались в центре нескольких кварталов, в расчете на обслуживание 10–20 домов.

Старые кварталы тоже реконструировали согласно этим принципам – сносились мелкие внутриквартальные здания, на их месте возводились более крупные и высокоэтажные, организовывался фронт застройки, выходящей на улицу и появлялось больше озелененных внутриквартальных пространств.

Транспорт: расширение сети под и над землей

При существующих темпах роста Москвы проблема быстрого перемещения по городу стояла остро. Главным транспортным проектом столицы стало строительство метрополитена, которое началось еще до принятия Генплана.

Метро должно было существенно разгрузить Московский железнодорожный узел, нагрузка на который уже была колоссальной из-за маятниковых миграций из пригородов. Сам железнодорожный узел тоже реконструировался.

Авторы Генплана справедливо отмечали, что площадь железнодорожных путей в центре города была неоправданно высока и перекрывала транспортные связи между районами.

Генплан предлагал убрать лишние соединительные пути, разгрузить узел от транзитных потоков и электрифицировать все поезда.

Основной упор в новом Генплане делался на обеспечение общественным транспортом периферийных районов – туда переносились трамвайные пути из центра и организовывались новые маршруты автобусов и троллейбусов.

Порт пяти морей

Еще один масштабный проект, начавшийся еще до вступления в силу Генплана, – строительство канала Волга – Москва.

«Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга – Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москвы-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся», – говорится в тексте Генплана. Таким образом, одно из водных колец проходило от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики и Южный порт по Москве-реке к Химкинскому водохранилищу, а второе получалось за счет сооружения Северного внутригородского канала, от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.

Так Москва становилась крупным речным портом.

Набережные внутри города реконструировались, одевались в гранит и превращались в «основную магистраль города» и одновременно – в витрину города. На видовых пространствах у реки строились знаковые здания. Например – монументальный Дом Архитектора на Ростовской набережной.

Районы на разных берегах Москвы-реки по плану связывались мостами: пять из них строились на Москве-реке: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский, три – на Водоотводном канале: Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский мосты и два – на Яузе: Малый Устьинский и Госпитальный.

Огни новой столицы

Парадному и праздничному виду столицы придавалось большое значение – в планах было осветить основные улицы и здания и окончательно перевести Москву на электрические фонари. Лион Фейхтвангер, посетивший СССР в 1937 году, писал: «Общественные здания монументальны, и благодаря электрификации Москва сияет ночью как ни один город в мире».

И действительно, огни парка Горького было видно издалека.

Наряду с заметными глазу преобразованиями внешнего облика города в Генплан закладывались и не столь явные, но от этого не менее важные изменения – речь о подземных коммуникациях: водопроводе, канализации, тепловых сетях и кабелях. Их сети не только увеличивались, но и прокладывались по плану таким образом, чтобы можно было их ремонтировать, не вскрывая проезжую часть.

Концепция и реализация

Хотя во времена разработки и действия генерального плана реконструкции все его мероприятия воспринимались как прямое руководство к действию, во многом он остался концепцией, своеобразной мечтой о социалистическом городе.

Да, многое было воплощено в жизнь: новые районы, набережные, метро и канал Москва – Волга (сейчас – канал имени Москвы), но многое и осталось на бумаге: не было построено здание Дворца Советов, не замкнулось Бульварное кольцо, Северный канал не связал Химкинское водохранилище с Яузой.

Реализации Генплана сильно помешала Великая Отечественная война, хотя и в военное время продолжалась прокладка метро. Строительство Москвы по Генплану реконструкции и его редакциям было завершено в 1953 году.

Как и любой масштабный и в чем-то радикальный градостроительный документ, Генплан 1935 года был оценен по-разному: с одной стороны, Москва превратилась в современный по тем меркам город, с другой – потеряла значительное количество архитектурного наследия. Пожалуй, очень верную оценку дал этому Генплану Александр Викторович Кузьмин:

«Генплан 1935 года можно любить, можно не принимать какие-то его положения, но то, что это выдающийся градостроительный документ 20 века не только для нашей страны, но и для мирового сообщества — однозначно. Именно этот документ сделал Москву современным цивилизованным городом.

Жизнь прервала четкую реализацию документа: случилась Великая Отечественная война. Потом изменилось и время — хрущевская оттепель, мы стали другими. Но однозначно то, что документ 35 года — первый для города Генплан в том виде, в котором мы сейчас его рассматриваем.

Этот Генеральный план стал отправной точкой для всей последующей планировочной работы над Москвой: основы были заложены именно тогда».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e99b58db898e46222a49d91/moskva-v-generalnom-plane-rekonstrukcii-1935-goda-5ef0aebd8588537dd371c18a

Сталинская перестройка: московские хорды и центральные диаметры

Генеральный план реконструкции

10 июля 1935 года принят Генеральный план реконструкции Москвы, реализация которого придала столичному центру его нынешний облик

Современную Москву трудно представить себе без, скажем, Крымского моста, ВДНХ, семи сталинских высоток, гранитных набережных Москвы-реки, широкой Тверской улицы. Кажется, что многие из этих объектов существовали если не всегда, то уж на протяжении последнего столетия точно.

А между тем серьезная перестройка столицы Советского Союза началась только в 1935 году, когда был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Совместное постановление Совнаркома СССР и Центрального комитета ВКП(б), утвердившее «генеральный план реконструкции Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года», было принято 10 июля 1935 года.

Что любопытно: некоторые проекты, заложенные в этот план, продолжали реализовывать вплоть до семидесятых годов ХХ века!

Вид на строительные работы на Охотном ряду летом 1935 года

Источник: http://www.taday.ru

Точкой отсчета в разработке первого генерального плана реконструкции Москвы, в котором слово «реконструкция» воспринималось не как «восстановление», а именно как «перестройка», нужно считать 1932 год. Тогда Моссовет объявил закрытый конкурс на проект генерального плана города.

Задачей конкурса было выявление проекта, который позволил бы, с одной стороны, превратить Москву в пример лучшего социалистического города, своего рода витрину социализма, а с другой – помог бы решить проблему перенаселенности города, которая к началу 1930-х стала более чем актуальной.

Решить эти вопросы, сохраняя существовавший на тот момент облик города, было невозможно, и организаторы конкурса это понимали.

Поэтому их совершенно не удивляли такие идеи, как, например, предложение француза Ле Корбюзье оставить от прежней Москвы только Кремль и Китай-город, а остальной город снести и отстроить заново, причем на основе не привычной радиально-кольцевой структуры, а более функциональной прямоугольной сетки.

Герман Красин (брат советского наркома внешней торговли Леонида Красина) предлагал звездообразную схему, которая предполагала плотно застроенный административный центр и поселки вдоль лучей-проспектов, разделенных зелеными зонами;  немец Эрнст Май — систему «город плюс города-спутники».

А Николай Ладовский выдвинул концепцию города-параболы, в котором за счет размыкания одной из кольцевых транспортных магистралей развитие шло вперед и вширь по линии Тверской улицы и ее продолжения в сторону Ленинграда.

Схема пробивки новых и реконструкции старых магистралей центральной части Москвы. Черным обозначены запланированные новые магистрали. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

Источник: http://tehne.com

Ни один из предложенных конкурсных проектов так и не был признан удовлетворяющим всем требованиям организаторов.

Озвученные конкурсантами идеи решено было осмысливать и приспосабливать к текущим нуждам города силами столичных проектных мастерских, главной из которых стала мастерская №2 под руководством ленинградца Владимира Щуко.

А формировать концепцию нового генерального плана реконструкции города доверили двум чиновникам от архитектуры: Владимиру Семенову, который в 1932 году стал главным архитектором столицы и руководителем Архитектурно-планировочного управления Моссовета, и специалисту в сфере планировки населенных мест Сергею Чернышеву, сменившему его в 1934 году  на посту главного архитектора Москвы. Их усилиями был разработан «Эскиз генерального плана Москвы», который и лег в основу первого советского московского генплана, принятого летом 1935 года.

400 москвичей на один гектар

Постановление, которым утверждался новый генеральный план, начиналось с примечательного абзаца: «Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма.

Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта — мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства». И надо признать, что генеральный план в том виде, в котором его приняли 84 года назад, предлагал вполне адекватные пути решения обозначенных проблем.

Генплан реконструкции Москвы 1935 года предусматривал повсеместное использование асфальта в качестве дорожного покрытия

Источник: http://www.taday.ru

Начать с того, что документ предлагал ограничить население Москвы пятью миллионами человек.

При таких условиях, как оговаривалось в плане, можно было обеспечить полное удовлетворение всех «бытовых и культурных потребностей этого населения (жилища, городской транспорт, водоснабжение и канализация, школы, больницы, торговая сеть, столовые и т. д.)».

Причем добиваться этого нужно было за счет строительства сети такого рода учреждений не при каждом большом доме, как до тех пор, а «в центре ряда кварталов в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в десятках домов».

Сами эти дома должны были быть как минимум шестиэтажными, а если речь шла о зданиях, стоящих на магистралях или в таких местах, которые требовали особенно выразительного или парадного оформления, — то от семи до четырнадцати этажей. Резко возрастал и размер кварталов городской застройки.

Традиционными для Москвы начала 1930-х были кварталы размером полтора-два гектара, а новый генплан предусматривал площадь в шесть-семь раз большую.

При этом каждый квартал предлагалось застраивать небольшим числом многоэтажных домов так, чтобы между ними оставалось достаточно пространства для освещения и проветривания.

Проект реконструкции жилого квартала между Марксистской и Воронцовской улицами. Иллюстрация из сборника фотографий и агитационных плакатов «Реконструкция Москвы» издания 1936 года

Источник: https://livejournal.com

Ограничивал новый генеральный план и населенность кварталов будущей Москвы. Так, средней плотностью заселения предложено было считать 400 человек на один гектар городской застройки, а в особенно удобных и ценных местах для застройки — до 500 человек (за счет повышения этажности).

Надо заметить, что эти показатели совсем не выглядели фантастическими: фактическая средняя плотность населения советской столицы к середине 1930-х годов достигала всего 350 человек на один гектар городской застройки. Правда, при этом в центре города в пределах Садового кольца она была втрое выше: до 1000 и более человек.

Так что реализация нового генплана обещала разгрузить городской центр как минимум вдвое!

Хорды и проспекты сталинской Москвы

Темпы строительства жилья, которые предусматривались планом, впечатляют. В течение десяти лет город должен был получить 15 миллионов квадратных метров, или около 2500 домов. Из них пятую часть планировали  построить в первые три года: в 1936-м — 800 тыс. «квадратов», в 1937-м — 1 миллион, а в 1938-м — 1,2 миллиона.

Большая часть этих домов должна была появиться на уже существующей городской территории, которую предполагали освободить от транзитных железных дорог и сортировочных станций, больших складов и промышленных предприятий, и вывести за пределы городской черты «все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные, большей частью мелкие предприятия, расположение которых мешает планировке улиц и площадей города».

Один из проектов застройки берега Москвы-реки в районе Зарядье. Иллюстрация из сборника фотографий и агитационных плакатов «Реконструкция Москвы» издания 1936 года

Источник: https://livejournal.com

Все эти мероприятия, равно как и расширение сети общественного транспорта и включение в нее водных путей Москвы (кстати, обводнение города тоже являлось одной из задач нового генплана, решение которой позволяло наладить пассажирское и грузовое сообщение по воде в пределах города и транзитом через него), было завязано на кардинальное изменение и расширение схемы городской застройки и городских магистралей. По новому плану город получал систему новых магистралей, которые позволяли бы жителям перемещаться между районами без непременного заезда в центр Москвы.

Первым должен был появиться проспект, идущий от площади Дзержинского на юго-запад Москвы, где намечалась основная жилая застройка первой очереди.

Затем планировалась прокладка трех сквозных широких улиц: первой — от Измайловского парка до Ленинских гор, второй — по Ленинградскому шоссе до завода имени Сталина (современный район ЗИЛа), а третьей — от Останкинского парка на Серпуховское шоссе.

Кроме них предполагалось продолжение Бульварного кольца в Замоскворечье и прокладка так называемого «паркового кольца», которое соединило бы все парковые массивы города: эти кольца тоже решали бы вопрос разгрузки городского центра.

Театральный проезд после сноса Китайгородской стены в 1934 г. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

Источник: http://tehne.com

С этой же целью план предусматривал четыре магистрали-хорды между крупными транспортными узлами, прежде всего вокзалами.

Должны были появиться две трассы от Белорусского вокзала — до Комсомольской площади и до Киевского вокзала, трасса от «трех вокзалов» до Абельмановской заставы и магистраль, идущая от Шелепихи через Октябрьскую площадь к заводу имени Сталина. Если бы этот план был полностью осуществлен, центр Москвы действительно мог бы вздохнуть свободнее…

Увы, полной и точной реализации генерального плана реконструкции Москвы 1935 года помешала Великая Отечественная война.

Хотя и до ее начала, и после Победы воплотить в реальность удалось довольно многие положения этой концепции: ту же широкую Тверскую улицу и Садовое кольцо, Манежную площадь с гостиницей «Москва» и зданием Госплана, в котором сегодня размещается Госдума, многие московские набережные и парки.

При этом существенной потерей для города в результате воплощения первого советского генплана стал полный или частичный снос множества исторических зданий, например, Иверских ворот и Китайгородской стены, Сухаревой башни, Красных ворот (память о которых сохранилась сегодня только в названии станции метро),  Симонова монастыря… Но итогом всех этих изменений стал тот облик Москвы, который кажется нам сегодня привычным и давним, и действительное изменение к лучшему условий жизни в столице, которое ее жители ощущали перед войной и после нее, вплоть до конца 1950-х.

Охотный ряд после реконструкции. Гостиница «Москва» и Дом комитетов СТО. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

Источник: http://tehne.com

Обложка: Юрий Пименов. Новая Москва. Источник: https://commons.wikimedia.org

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/stalinskaia-pieriestroika-moskovskiie-khordy-i-tsientralnyie-diamietry

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.