Генеральный план предприятия это

13. Генеральный план предприятия

Генеральный план предприятия это

Генплан предприятия– это план отведенного под застройкуземельного участка территории,ориентированный в отношении проездовобщего пользования и соседних сооружений,с указанием на нем зданий по их габаритномуочертанию, площадки для безгаражногохранения, основных и вспомогательныхпроездов и путей движения подвижногосостава по территории.

СТО следуетрасполагать поблизости от транспортныхмагистралей, в центре обслуживаемогорайоне. Территория станции должна бытьизолирована от городского движениятранспорта и пешеходов (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Планировкагенерального плана СТО

Основнымитребованиями, предъявляемыми к участкампри их выборе, являются:

1) оптимальныйразмер участка (прямоугольной формы сотношением сторон от 1:1 до 1:3);

2) относительноровный рельеф местности и хорошиегидрогеологические условия;

3) близкое расположениек проезду общего пользования и инженернымсетям;

4) возможностьобеспечения теплом, водой, газом иэлектроэнергией, сбросом канализационныхи ливневых вод;

5) отсутствиестроений, подлежащих сносу;

6) возможностьрезервирования площади участка с учетомперспективы развития.

Построениегенерального плана определяется объемно– планировочным решением зданий(размерами и конфигурацией здания,числом этажей и пр.).

Перед разработкойгенплана уточняют перечень основныхзданий и сооружений, размещаемых натерритории предприятия, площади ихзастройки и габаритные размеры в плане.

Застройка участкаможет быть объединенной (блокированной)или разобщенной (павильонной). Приобъединенной застройке все производственныепомещения располагаются в одном здании(рис. 5.5, а), а при разобщенной – в отдельностоящих зданиях (рис. 5.5, б).

Рис. 5.5 Способызастройки земельного участка.

1 – административныйкорпус, 2 – стоянка, 3 – зона ТО, 4 – зонаТР

Блокированнаязастройка имеет преимущества передпавильонной по экономичности строительства,удобствам построения производственныхпроцессов, осуществлению технологическихсвязей и организации движения.

Рис. 2.16.

Схемаблокированной компоновки СТО, имеющейперспективу развития: 1 –конторскиепомещения; 2 –линии быстроготехнического обслуживания (мойки,смазывания, заправки); 3 –зона ожидания;4 – линияприемки автомобилей; 5 –постыдиагностирования; 6 –линии и постыгарантийного и технического обслуживания,мелкого ремонта; 7 –посты (наканавах) крупного ремонта; 8 –кузовнойучасток; 9 –окрасочныйучасток; 10 –склад запасныхчастей и материалов; 11 –агрегатно –механический участок; 12,13 –специализированныевспомогательные производственныеучастки; 14 –выставочноепомещение; 15 –зона предпродажнойподготовки автомобилей

К преимуществамвторого способа относятся уменьшениепожарной опасности и общее упрощениепланировочного решения. Применениепавильонной застройки целесообразнопри наличии особо крупногабаритногоподвижного состава, при сложном рельефеучастка, стадийном развитии предприятияили при его реконструкции, а также вусловиях теплого и жаркого климата.

Рис. 2.17. Схемадеблокированной компоновки СТО: 1 –зона быстрого,:ТО; 2 –зоны ожидания(открыты естоянки); 3 –приемныйпункт;4 – бюротехнических служб;5 –мастерскаямеханических работ; 6 –бытовой узел;7 – кузовнаямастерская; 8 –склад запасныхчастей; 9 –центральнаястанция энергетического хозяйства;10 –пункт продажиновых автомобилей

Открытая илизакрытая стоянка автомобилей являетсясвязующим звеном между отдельнымипроизводственными помещениями иучастками и рассчитывается (как минимум)на двойное количество автомобилей посравнению с количеством рабочих постовисходя из времени ожидания для постановкиавтомобиля на ТО и в ремонт и выдачивладельцам.

Производственно– складские помещения ТО и ТР следуетразмещать в одном здании. Допускаетсяразмещение в отдельном здании помещенийкомплекса ЕО, окрасочных, кузовных,шиномонтажных и сопутствующих им работТР.

На территорииследует предусматривать две функциональныезоны – эксплуатационную и производственную.Эксплуатационная зона предназначаетсядля организации приема, выпуска ихранения подвижного состава, производстваработ ЕО. Производственная зона служитдля размещения зданий и сооружений дляТО и ТР.

Движение автомобилейпо территории предприятия с количеством10 и более постов ТО и ТР или 50 и болеемест хранения следует предусматриватьв одном направлении без встречных ипересекающихся потоков.

Ширина проезжейчасти наружных проездов должна быть неменее 3 м при одностороннем и не менее6 м – при двустороннем движении.

Исходя изпротивопожарных требований ко всемзданиям предприятия должен обеспечиватьсяподъезд пожарных автомобилей: с однойстороны – при ширине здания до 18 м, сдвух сторон – при ширине здания свыше18 до 100 м и со всех сторон – при ширинездания более 100 м.

Предприятия, гдепредусматриваются более 10 постовобслуживания или хранение более 50автомобилей, должны иметь не менее двухвъездов (выездов) на территорию.

При разработкегенерального плана необходимопредусматривать благоустройствотерритории предприятия, озеленение.Площадь озеленения территории АТПдолжна составлять не менее 15 % площадипредприятия при плотности застройкименее 50 % и не менее 10 % при плотностиболее 50 %

Основнымипоказателями генерального плана являютсяплощадь и плотность застройки, коэффициентыиспользования и озеленения территории.

Площадь застройкиопределяется как сумма площадей, занятыхзданиями и сооружениями всех видов,включая навесы, открытые стоянкиавтомобилей и складов, резервные участки,намеченные в соответствии с заданиемна проектирование.

Плотность застройкипредприятия определяется отношениемплощади застройки к площади участкапредприятия.

Коэффициентиспользования территории определяетсяотношением площади, занятой зданиями,открытыми площадками, автомобильнымидорогами, тротуарами и озеленением, кобщей площади предприятия.

Коэффициентозеленения определяется отношениемплощади зеленых насаждений к общейплощади предприятия.

Здания и сооруженияследует располагать относительно сторонсвета и преобладающих направленийветров с учетом естественного освещения,проветривания площадки и предотвращенияснежных заносов.

Роза ветровпредставляет собой график, характеризующийветровой режим в данном районе помноголетним наблюдениям (рис. 2.6). Онаможет строиться для месяца, сезона,года. Длина лучей пропорциональнаповторяемости ветров этих направлений(в процентах по каждому направлению отобщего числа наблюдений). Концы лучейсоединяют ломаной линией.

Рис. 2.6. Розаветров

Технологическоевремя прохождения автомобиля потерритории станции для участковобслуживания составляет 10 – 20 минут,для ремонтных участков – около 1,5 часа.

При проектированиивнутренних транспортных путей следуетстремиться к тому, чтобы движение поним совершалось против часовой стрелки.Таким образом можно исключить пересечениемаршрутов автомобилей при въезде ивыезде. Ширина пути при двухполосномдвижении должна составлять 6,0 м, придвижении в одном направлении – 4,0 м.

Источник: https://studfile.net/preview/5564913/page:13/

Сп 18.13330.2019 производственные объекты. планировочная организация земельного участка (генеральные планы промышленных предприятий). снип ii-89-80* (с изменением n 1), сп (свод правил) от 17 сентября 2019 года №18.13330.2019

Генеральный план предприятия это

СП18.13330.2019

ОКС91.020

Датавведения 2020-03-18

Предисловие

Сведения о сводеправил

1ИСПОЛНИТЕЛЬ – Акционерное общество “Центральныйнаучно-исследовательский и проектно-экспериментальный институтпромышленных зданий и сооружений – ЦНИИПромзданий” (АО”ЦНИИПромзданий”)

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465″Строительство”

3ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительнойдеятельности и архитектуры Министерства строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (МинстройРоссии)

4УТВЕРЖДЕН приказомМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации от 17 сентября 2019 г. N 544/пр и введен вдействие с 18 марта 2020 г.

5ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническомурегулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП18.13330.2011 “СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленныхпредприятий”

В случае пересмотра(замены) или отмены настоящего свода правил соответствующееуведомление будет опубликовано в установленном порядке.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования – на официальном сайтеразработчика (Минстрой России) в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное вдействие приказомМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации (Минстрой России) от 24 декабря 2019 г. N858/пр c 25.06.2020

Изменение N 1 внесеноизготовителем базы данных

Введение

Настоящий свод правилразработан с учетом требований федеральных законов от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий исооружений”, от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, от 23ноября 2009 г.

N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышенииэнергетической эффективности и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации”, от 22июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарнойбезопасности”, от 31декабря 2014 г.

N 488-ФЗ “О промышленной политике в РоссийскойФедерации”.

Требования настоящегосвода правил направлены на повышение уровня безопасности,функциональности и комфортности нахождения персонала на территориипроизводственных объектов, на обеспечение снижения энергозатрат,применение единых методов определения эксплуатационныххарактеристик.

Свод правил разработанавторским коллективом ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ” (д-р техн. наукЛ.А.Андреева, инж. И.П.Потапов), АО “ЦНИИПромзданий”(руководитель разработки – канд. архитектуры Д.К.Лейкина;исполнители – , Г.В.Малиновская,В.Н.Пережигин, О.В.Хлуднева, д-р техн. наукА.В.

Кочетов, д-р техн. наук С.Л.Майоров).
ИзменениеN 1 выполнено авторским коллективом АО ЦНИИПромзданий(руководитель темы – канд. архитектуры Д.К.Лейкина,Г.Б.Малиновская); ФГБОУ “РГАУ-МСХА им.К.А.Тимирязева”(канд.техн. наук М.Г.Мхитарян).
(Измененная редакция,Изм. N1).

1Область применения

1.1 Настоящий свод правилраспространяется на разработку планировочной организации земельногоучастка новых, расширяемых и реконструируемых производственныхобъектов, в т.ч.

промышленных предприятий различных отраслей,объектов инженерного обеспечения, транспорта и связи, складов,коммунальных объектов (далее – объекты), размещаемых на отдельныхземельных участках, в производственных зонах, технопарках,индустриальных парках и промышленных кластерах.

2Нормативные ссылки

Внастоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:

ГОСТ9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава иприближения строений

ГОСТ9720-76 Габариты приближения строений и подвижного составажелезных дорог колеи 750 мм

ГОСТ 14702-79 Селитра аммиачнаяводоустойчивая. Технические условия

ГОСТ 32419-2013 Классификация опасностихимической продукции. Общие требования

ГОСТ33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементыобустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильныеобщего пользования. Геометрические элементы. Техническиетребования

ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементыобустройства. Общие требования

СП4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничениераспространения пожара на объектах защиты. Требования кобъемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N1)

СП12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий инаружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (сизменениемN 1)

СП14.13330.2018 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмическихрайонах” (с изменением N 1)

СП25.13330.2012 “СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты навечномерзлых грунтах” (с изменениями N 1,N2)

Источник: http://docs2.kodeks.ru/document/564221198

Лекция 2. Генеральный план предприятия

Генеральный план предприятия это

Тема 1. Проектирование экологически безопасных производств

Цель занятия. Знакомство студентов с назначением структурой и методами разработки генерального плана предприятия.

Раздел 1. Структура генерального плана предприятия.

Строительство любого предприятия начинается с проектирования. Проект – связующее звено научной разработки с практикой. Поэтому проектные отделы (части) входят в НИИ, образуя НПО. В проектных отделах существует специализация.

Как правило, основную роль играют технологи – они разрабатывают технологическую схему, выбирают аппаратуру и раздают задания смежным отделам – электрикам, автоматчикам, и в монтажный отдел или попросту монтажникам. Они, в свою очередь, строителям, сметчикам и т. д.

Все вместе они разрабатывают проектно- сметную документацию (ПСД).

ПСД – представляет собой сумму технических и графических материалов, которые описывают и изображают с минимально необходимой степенью детализации будущее предприятие в целом, и его составные части в отдельности.

Проектирование начинается с генерального плана (генплана), который затем уточняется в процессе детального проектирования. Нормативной базой для его разработки является СНиП-II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий».

Генеральный план предприятия– часть проекта, в которой комплексно решают вопросы планировки, размещения зданий и сооружений, транспортных коммуникаций и иных сетей на территории предприятия. В этой части решаются задачи, связанные с размещением предприятия в промышленном узле.

Важная часть раздела «Генеральный план предприятия» – графическое изображение генплана завода и ситуационного плана.

Генпланом называется чертеж планировки территории, отведенной под строительство, на которую в процессе проектирования наносят все здания и сооружения, автомобильные и железные дороги, подземные и наземные трубопроводы, кабельные линии электроснабжения и связи. Рекомендуемый масштаб генплана 1:500; 1:2000; 1:5000.

Ситуационный план отражает связь предприятия с инженерной и транспортной инфраструктурой территории, на которой будет строиться предприятие.

Он включает площадку будущего завода, промышленных предприятий, соседствующих с ней, существующие населенные пункты, площадку заводского поселка, автомобильные и железные дороги, трассы линий водопровода, канализации с указанием мест забора воды и сброса стоков, площадки очистных сооружений, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), трассы линий теплоснабжения, электроснабжения, водоемы, водные пути, пути подвоза оборудования, строительных материалов. Ситуационный план выполняют в масштабе 1:10000 или 1:25000.

Построение генплана предприятия.В генплане предусматривается функциональное зонирование территории с учетом:

1. технологических связей;

2. санитарно- гигиенических и противопожарных требований;

3. рационального размещения инженерных связей внутри предприятия, а также между предприятием и жилым поселком;

4. возможности строительства очередями и пусковыми комплексами;

5. защиты подземных вод и поверхностных водоемов от загрязнения сточными водами и отходами

6. климатических особенностей района.

Важный показатель генплана, характеризующий использование земли является плотность застройки.

Под плотностью застройки понимают отношение площади зданий всех видов и сооружений, в том числе эстакад, площадок погрузочно-разгрузочных устройств, подземных сооружений, складов, санитарно- технических и энергетических установок, к площади завода в пределах ограды. Норматив плотности застройки определяется Строительными Нормативами и Правилами (СНиП).

Размещение технологических объектов на генплане должно отвечать последовательности переработки сырья от складов сырья до складов готовой продукции. Технологические потоки направляются параллельно друг другу и перпендикулярно направлению развития предприятия. Это позволяет автономно развивать новые и строящиеся комплексы.

Генплан предусматривает деление территории предприятия на зоны с учетом функционального назначения объектов. Зоны формируются так, чтобы свести к минимуму встречные потоки, обеспечить выполнение норм и правил охраны труда и противопожарных норм. Как правило, это зоны: предзаводская, производственная, подсобная, складская, а также зоны сырьевого и товарного складов.

В предзаводской зоне размещается управление предприятием, учебный комбинат, здравпункт или поликлиника, столовая, депо и т.п. Предзаводская зона (рис. 2.

1) обычно формируется перед проходной (вне ограды предприятия). Здесь предусмотрены элементы благоустройства (озеленения).

Предзаводскую зону предприятия следует размещать со стороны основных подъездов и подходов персонала предприятии.

Рисунок 2.1. – Фрагменты благоустройства предзаводской зоны.

На крупных предприятиях, где ограда имеет большую протяженность, рекомендуют устраивать несколько проходных и располагать их на расстоянии не более 1,5 км одна от другой. В этих случаях устраивается несколько предзаводских зон по числу проходных.

Производственная зона занимает 25-30 % территории. В ней размещается большинство технологических установок, объекты общезаводского хозяйства (оборотное водоснабжение, электроподстанция, лаборатория КИП и т.п.).

Подсобная зона – предназначена для размещения ремонтно-механичес–кого цеха, ремонтно-строительного цеха. Подсобных зон может быть несколько.

Складская зона – в ней размещают склады оборудования, горюче-смазочных материалов, реагентов и т.п.

Зоны сырьевых и товарных складов – здесь размещаются резервуары, насосные, хранилища, эстакады для приема сырья и отгрузки продуктов.

https://www.youtube.com/watch?v=L81G_XGW5kI

Территория химического предприятия разбивается сеткой улиц на кварталы, имеющие прямоугольную форму. Площадь квартала не должна превышать 16 га. Длина одной стороны квартала не более 300м. Расстояние между объектами в соседнем квартале не менее 40 м.

Расположение сетки кварталов выбирается с учетом розы ветров так, чтобы обеспечить проветриваемость кварталов. Надо избегать строительства зданий П, Ш и Т образной формы.

Строительство заводов ведется комплексами, в состав которых включают одну или несколько установок и объекты общезаводского хозяйства. Объекты одного пускового комплекса должны размещаться в наименьшем числе кварталов. Причем квартал должен застраиваться полностью, чтобы к нему уже не возвращаться.

Размещение установок на генплане должно обеспечить минимум протяженности коммуникаций, исключить встречные потоки. Компоновку оборудования стараются осуществлять так, чтобы входы и выходы жидких продуктов выходили на одну сторону и все коммуникации проходили по одной эстакаде, расположенной в коммуникационном коридоре.

Раздел 2. Инженерная и транспортная инфраструктура предприятия

Источник: https://studopedia.su/1_6465_lektsiya--generalniy-plan-predpriyatiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.