Двухстадийное проектирование градостроительный кодекс

Исходные данные для проектирования и строительства

Двухстадийное проектирование градостроительный кодекс

Для подготовки проектной документации, а также для ее экспертизы требуется пакет документов, устанавливающих требования к объекту строительства, порядок и источники его финансирования. В первую очередь это:

– разрешительные и правоустанавливающие документы,

– исходные данные для разработки проектной документации,

– требования к технологическим решениям, сметной документации,

– отраслевые требования.

Разрешительные и правоустанавливающие документы

Исходными данными для обоснования инвестиций на проектирование и строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) являются реквизиты документов, на основании которых принято решение о финансировании проекта. Например:

– федеральная, региональная, муниципальная или ведомственная программа, утвержденная соответствующим органом;

– нормативно-правовой акт органа федеральной, региональной или муниципальной исполнительной власти;

– решения фирмы-застройщика.

Исходные данные для разработки проектной документации

Проектная документация разрабатывается на основании требований и исходных данных, представленных в следующих документах:

– задание на проектирование (если проектная документация готовится на основании договора или контракта);

– отчет по инженерным изысканиям (геологическим, геодезическим, экологическим, гидрогеологическим, археологическим и т.д.) или акты обследования объекта (при капитальном ремонте);

– правоустанавливающие документы на объект строительства или земельный участок;

– градостроительный план земельного участка, предоставленного для строительства,

утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке;

– документы, имеющие отношение к использованию участков, на которые юрисдикция градостроительных регламентов не может быть распространена;

– технические условия на подключение к инженерным сетям, определяемые в Градостроительным Кодексом РФ и иными нормативными актами;

– документы, удостоверяющие согласование отступлений от норм, указанных в технических условиях;

– документы по отклонениям от установленных предельных величин разрешенного строительства объектов исходя из специфики инвестиционного проекта;

– акты, изданные собственником объекта, о выведении его из эксплуатации, если этого требует план реализации проекта;

– решения муниципального органа в том случае, если предполагается соответствующая санкция;

– сведения о функциональном назначении объекта, о структуре производства, особенностях выпускаемой продукции – для промышленного предприятия;

– данные о потребностях объекта в тех или иных видах топлива, газе, воде, электричестве;

– сведения о проектной мощности объекта – для промышленного предприятия;

– данные о земельных участках, которые предполагается использовать при реализации проекта на строительство объекта;

– сведения о том, какие категории земель будут использоваться при строительстве;

– данные о размере денежных средств, необходимых для возмещения ущерба другим землепользователям;

– данные о применении различных изобретений и патентов, результатов исследований;

– обоснования поэтапного строительства при такой возможности;

– сведений о плановых затратах, связанных с модернизацией инфраструктуры, расположенной в районе строительства;

– схемы расположения тех или иных проектируемых объектов, определение границ сервитутов, если это требуется при реализации проекта.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Исходные данные для проектирования также могут дополняться:

– заключением о химическом составе грунтовых вод, характеристиках грунтов, концентрации загрязняющих веществ в районе проведения строительных работ;

– сведениями об имеющихся и проектируемых источниках водоснабжения, водоохранных зонах, напоре в водопроводной сети, качестве воды, системах канализации;

– обоснованием методов прокладки сетей теплоснабжения;

– данными о сетях водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, обоснованием методов присоединения к системам управления лифтами, сигнализации, сетям связи и телевидения;

– данными об оформлении различных разрешений по видам и лимитам по топливу;

– обоснованием формирования трасс трубопроводов и кабелей, а также границ охранных зон.

Требования к технологическим решениям

Если планируется проектировать и строить промышленный объект, то к исходным данным добавляются требования к технологическим решениям:

– производственная программа, технология производства, требования к обеспечению функционирования хозяйственных операций, сведения об основных ресурсах, используемых на нужды предприятия;

– источники поставки сырья и материалов;

– требования к выпускаемой продукции;

– обоснование показателей и характеристик технологических процессов;

– описание вспомогательного оборудования, транспорта, различных механизмов.

Требования к сметной документации

Требования к сметной документации должны включать:

– вид строительства;

– перечень сметных нормативов, на основании которых должна разрабатываться сметная документация;

– метод разработки сметной документации (БИМ, РИМ, РМ);

– применяемые индексы для пересчета в текущий уровень цен;

– коэффициенты, необходимые для расчета лимитированных затрат – ВЗиС, зимнее удорожание, прочие затраты;

– транспортную схему доставки материалов до приобъектного склада и т.д.

Отраслевые требования

Существует и отраслевые требования к исходным данным. Необходимо придерживаться этих норм.

Например, есть Положение об исходных данных для проектирования, утвержденное замминистра промышленности РФ от 30.01.2002 года. Этот документ определяет порядок подготовки исходных данных для химической промышленности. Требования данного документа распространяются на все предприятия независимо от их организационно-правовой формы.

Аналогичные документы разработаны и для других отраслей – энергетики, нефтяной и газовой промышленности и т.д.

Подготовка исходных данных для проектирования является важным этапом инвестиционной деятельности и от ее качества зависит качество проектной документации и окупаемость инвестиционного проекта.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e7b33a118ca9e1754517445/ishodnye-dannye-dlia-proektirovaniia-i-stroitelstva-5ea7d65d31870262df86bd07

Стадии проектирования

Двухстадийное проектирование градостроительный кодекс

Процесс проектирования включает масштабный комплекс работ от сбора исходных данных до формирования комплекта рабочей документации. В обязанности проектной организации входит:

  • обеспечение высокого технического уровня принятых проектных решений;
  • соблюдение действующих законодательных актов, нормативных документов, технических условий, стандартов, строительных норм и правил;
  • обеспечение экономической эффективности проектируемого объекта капитального строительства.

В зависимости от технической сложности и масштабов объекта проектирование осуществляется в одну или две стадии.

Одностадийное проектирование

Одностадийное проектирование подразумевает принятие проектных решений параллельно с созданием рабочей документации. Результаты работы отображаются в «Рабочем проекте».

Одновременно и параллельно решаются вопросы общего и частного характера. Утверждению подлежит только наиболее значимая часть проекта. Утверждаемая документация направляется в экспертные организации для согласования.

Рабочие чертежи разрабатываются еще до получения экспертного заключения.

Преимущество одностадийной схемы – сокращение срока проектирования в полтора-два раза и снижение стоимости разработки проекта на 40-50%.

Однако такой подход не дает никакой гарантии, что готовые чертежи не потребуют доработки.

Поэтому одностадийное проектирование практикуется в исключительных случаях – для простых, типовых или повторно строящихся объектов. Также из одной стадии состоит разработка проекта капитального ремонта.

Двухстадийное проектирование

Процесс двухстадийного проектирования делится на два этапа: разработка проектных решений и формирование рабочей документации. На стадии «Проект» рассматриваются общие и принципиальные вопросы.

Готовый комплект проектной документации направляется на экспертизу в государственную или негосударственную службу.

При необходимости, по рекомендациям экспертов в раздел «П» вносятся изменения, устраняются недочеты.

Только после согласования проектных решений в экспертных организациях разрабатываются рабочие чертежи, которые используются на стройплощадке для выполнения строительно-монтажных работ (стадия «Р» или «Рабочая документация»).

Для технически сложных объектов перед разработкой проектных решений составляется предпроектное (концептуальное, эскизное) предложение.

Двухстадийный принцип избавляет от необходимости многократной переработки рабочих чертежей, гарантирует высокое качество проекта и его полное соответствие требованиям технического задания и нормативным документам.

Состав проектной документации

Одно- и двухстадийное проектирование отличается лишь последовательностью разработки проектных решений и рабочей документации. В первом случае эти два этапа выполняются параллельно, во втором – последовательно. Состав проекта не зависит от количества стадий проектирования.

Состав разделов проектной документации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 87. В документе выделено 12 разделов:

  1. Пояснительная записка – текстовый документ, в котором приводится описание и обоснование принятых проектных решений.
  2. Генеральный план – планировочная схема организации выделенного под застройку земельного участка.
  3. Архитектурные решения – пространственная и планировочная организация здания, его визуальные и функциональные характеристики.
  4. Конструктивные и объемно-планировочные решения – проработка несущих конструкций здания.
  5. Сведения об инженерно-технических сетях и оборудовании для систем водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, связи, вентиляции и кондиционирования, электроснабжения, тепловых сетей. Также в этот раздел входят «Технологические решения», разрабатываемые с целью согласования архитектурных и конструктивных решений с особенностями технологических процессов, реализуемых в здании.
  6. Проект организации строительства – требования к составу и последовательности выполнения работ на строительной площадке.
  7. Проект организации работ по демонтажу или сносу зданий, последовательность выполнения демонтажных работ.
  8. Мероприятия по охране окружающей среды, комплекс мероприятий по обеспечению пожаробезопасности.
  9. Обеспечение доступа для людей с ограниченными возможностями.
  10. Мероприятия по повышению энергоэффективности здания.
  11. Прочая документация, состав которой определяется в индивидуальном порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Предпроектное предложение

Это комплект первичных документов, в которых отражен комплекс концептуальных решений в виде эскизов или компьютерных 3D-моделей. В ходе разработки предпроектного предложения:

  • определяется схема размещения здания на земельном участке;
  • проводятся технико-экономические расчеты для обоснования инвестиционной привлекательности объекта;
  • разрабатывается общая концепция архитектуры здания;
  • прорабатываются общие вопросы стилистики, конструкции, функциональности здания.

Стадия «Проект»

Это самый ответственный, длительный и объемный этап проектирования. На стадии «П» обеспечивается надежность всех строительных конструкций и соответствие проектных решений требованиям нормативных документов.

В ходе проектирования подробная детализация узлов не производится. Проектная документация состоит из двух основных частей – текстовой и графической.

В текстовой части содержится информация о принятых технических решениях с пояснениями и ссылкам на нормативные документы, результаты расчетов для обоснования принятых решений.  

В состав графической части входят чертежи, схемы, планы, 3D-модели. Проектные решения подвергаются экспертной оценке.

После получения положительных заключений от организаций, которые проводят государственную или негосударственную экспертизу, проект переходит на стадию «Р».

Утвержденная документация стадии «П» используется для разработки комплекта рабочих чертежей и уточненной сметной документации.

Стадия «Рабочая документация»

На стадии «Р» проектные решения прорабатываются более детально, на основании чего разрабатывается:

  • комплекты чертежей по маркам;
  • сметая документация;
  • спецификации оборудования;
  • ведомости потребности в материалах;
  • ведомости объемов строительно-монтажных работ;
  • прочие прилагаемые документы.

Рабочая документация используется строительно-монтажными бригадами для выполнения работ на объекте. Чертежи и спецификации необходимы специалистам по авторскому и техническому надзору.

Общий состав рабочей документации определяется в зависимости от специфики объекта и уточняется в договоре на проектирование.

Состав рабочих чертежей соответствует требованиям специальной системы стандартов СПДС (Система проектной документации для строительства), в частности:

  • ГОСТ 21.101-93 «СПДС. Основные требования к рабочей документации»;
  • ГОСТ 21.110 «СПДС. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов».

Марки комплектов рабочих чертежей

Приведем краткий перечень наиболее часто используемых марок рабочих чертежей.

ГП – генеральный план. Разбивочный чертеж, планы земляных масс, организации рельефа, размещения инженерных сетей, благоустройства территории.

АР – архитектурные решения. Поэтажные планировки, разрезы, чертежи фасадов.

КР – конструкции решения. Чертежи фундаментов, стен, перекрытий, лестниц, металлических конструкций.

ОВ – отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха. Планы, схемы размещения, спецификации отопительного, кондиционирующего и вентиляционного оборудования.

ВК – водопровод и канализация. Планы, схемы, спецификации оборудования систем водоснабжения и водоотведения.

ЭОМ – электрооборудование и освещение. Планы, спецификации, схемы размещения осветительных приборов и электрооборудования.

ТХ– технологические решения. Технологические схемы планировки помещений, планы размещения и спецификации технологического оборудования.

Выполнение всех этапов проектирования в соответствии с государственными стандартными и нормами – это главное условие качественного проектирования. Именно этим принципом руководствуется компания «PNProject» в ходе разработки проектов зданий и сооружений различного назначения.

Источник: https://pnproject.ru/stati/stadii-proekta

Уточнено понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры

Двухстадийное проектирование градостроительный кодекс

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

№ 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. 

Каких объектов коснутся изменения? 

Под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (объекты инфраструктуры), понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство или реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. К ним относятся также иные объекты капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции и эксплуатации таких объектов. Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом, будет утвержден Правительством Российской Федерации. 

Федеральный закон вносит изменения, касающиеся процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий таких объектов. 

На госэкспертизу без проекта планировки территории? 

Теперь отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления на государственную экспертизу проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации. 

Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания территории могут представляться в экспертные организации не позднее, чем за пять рабочих дней до даты окончания срока проведения государственной экспертизы. При этом положительное заключение государственной экспертизы не выдается до представления в экспертную организацию утвержденного проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории. 

Эта норма будет применяться до 31 декабря 2024 года включительно. 

Уточняется понятие этапа строительства в отношении объектов инфраструктуры 

Федеральный закон также уточняет понятие этапа строительства в отношении линейных объектов инфраструктуры.

В случае строительства линейного объекта инфраструктуры допускаются подготовка проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экологической экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно. 

Указанная норма также будет применяться до 31 декабря 2024 года включительно. 

Экологическая экспертиза: изменения 

Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации изымаются полномочия по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. 

Документ также устанавливает, что до 31 декабря 2024 года оценка проектной документации объектов инфраструктуры, которые построят или реконструируют на особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения (если это допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации), на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. 

Капремонт линейных объектов 

Федеральный закон закрепил, что при осуществлении капитального ремонта магистрального газопровода допускается повышение его категории, в том числе влекущее изменение зон с особыми условиями использования территории, установленных в связи с его размещением. Это возможно при условии, что такое изменение не приводит к включению в границы указанных зон территории, в отношении которой указанные зоны не были установлены до капитального ремонта данного магистрального газопровода. 

Когда проводить подготовительные работы? 

Федеральный закон закрепляет возможность проведения подготовительных работ для строительства объекта до выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения. 

При этом подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. 

Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Но при этом такие земли (или) земельные участки должны быть не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута). 

Перечень видов подготовительных работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению будут установлены Правительством Российской Федерации. 

Уточняется порядок проверки достоверности определения сметной стоимости строительства 

Федеральный закон также установил, что проверка достоверности определения сметной стоимости строительства может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий. 

Федеральный закон вступил в силу с 31 июля 2020 г. 

Ознакомиться с текстом документа можно здесь.

Источник: https://gge.ru/press-center/news/utochneno-ponyatie-etapa-stroitelstva-v-otnoshenii-obektov-infrastruktury/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.