Для чего служат природные кадастры

Кадастры природных ресурсов

Для чего служат природные кадастры

Данные мониторинга окружающей природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых управленческих решений.

Кадастры являются важным государственным информационным ресурсом, представляющим собой систематизированные сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов и территорий, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей.

Кадастры – это основа планирования, информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды и в целом — управления природопользованием, поэтому порядок их ведения устанавливается либо законом, либо специальными постановлениями правительства.

Существуют следующие виды государственных кадастров:

· кадастры отдельных природных ресурсов (государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр и государственный учет вод, государственный кадастр объектов животного мира)

Земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведе­ний, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положе­нии земель; сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на зе­мельных участках и прочно связанных с ними объектах. Ведение государственного земельного кадастра должно осуществляться по еди­ной методике и представляет собой последовательные действия по сбору, доку­ментированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Единицами кадастрового деления территории являются кадастровые округа, районы и кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой ка­дастровый номер, а сведения о нем предоставляются в виде выписок из кадастра.

Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых осуществ­ляется для геологического изучения недр, комплексного использования место­рождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Этот кадастр включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и дру­гие условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку по каж­дому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Наряду с кадастром ведется также Государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о степени изученности месторождений полезных ископаемых, их промышленном освоении и другие данные, необходимые для прогнозирования и проектирования в этой сфере природо­пользования.

Государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов – это свод данных об объектах промысла, содержащий их качественную и количе­ственную характеристику, сведения о динамике восстановления и допустимых нормах их отлова и отстрела.

Государственный лесной кадастр ведется с целью управления лесным хозяй­ством и для организации его ведения. Лесной кадастр содержит сведения об эко­логических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.

Для ведения учета и оценки состояния вод применяются два вида документов: Водный кадастр и Государственный учет вод. Государственный учет вод ведется для обеспечения текущего и перспектив­ного планирования рационального использования водных объектов, их восста­новления и охраны.

Данные этого вида учета характеризуют состояние поверх­ностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, по степени их изученности и использования.

Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и представляет собой сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов и о водопользователях.

Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспе­чения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. «Красные книги» с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезнове­ния видов животных и растений.

· кадастры особо охраняемых территорий

Включает сведения о статусе подобных территорий, их географическом поло­жении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, об их экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Ведется он в целях оценки состояния природнозаповедного фонда страны, определения перспектив развития сети ООПТ, для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режи­ма охраны, а также для учета при планировании социально-экономического разви­тия регионов.

· кадастры отходов

Включает в себя классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об от­ходах, банк данных по технологиям использования и обезвреживания отходов.

· территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов.

Содержат данные о местоположении, количестве и качестве всех природных ресурсов на территории конкретного региона, их социально-экономическую и экологическую оценку.

Важность такого вида кадастров определяется, прежде всего, задачей учета и оценки природноресурсного потенциала в целом на огра­ниченной территории, что позволяет скоординировать различные виды при­родопользования.

Кроме того, данный вид кадастра содержит дополнительную информацию о правовом режиме природных ресурсов и природноресурсном потенциале, а также о распределении ресурсов среди собственников, пользователей и арендаторов.

Использование сведений, содержащихся в земельном и лесном кадастрах

4) Экологическое лицензирование и паспортизация: (рычаг жесткого регулирования):

Экологическое лицензированиепредоставление субъектам хозяйствования специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными государственными органами и закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах.

В настоящее время в России существует

– лицензирование природопользования

– лицензирование видов хозяйственной деятельности.

Лицензирование — это проявление административного способа управления природопользованием и охраной окружающей среды путем прямого запрета, разрешения и уполномочия. Осуществляется оно путем выдачи за определенную плату соответствующего документа — лицензии на конкретный вид природопользования.

Лицензия на природопользование – документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

В лицензии на природопользование как документе сконцентрированы две функции:

ü функция контроля правомерности и рациональности деятельности по использованию природного ресурса

ü функция соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.

В систему лицензирования природопользованиявходят:

– специальные лицензии, выдаваемые уполномоченными государственными органами:

· лицензии на пользование (добычу, изъятие, пользование без изъятия) ресурсами недр, водопользование, землепользование и лесопользование – т.е. одним видом ресурсов;

· разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и лов рыбы;

– лицензии на комплексное природопользование

комплексное природопользование – это использование субъектами хозяйствования природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит минимальный ущерб другим компонентам природы, равно как и хозяйственная деятельность предприятия в целом.

Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. Регламентирует условия определенного вида природопользования исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий.

В условиях РФ лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя и соблюдения экологических, санитар­ных и градостроительных норм.

Выдается лицензия обычно уполномоченным органом природоохранного управления отдельно на каждый вид деятельности (всего существует свыше 30 таких видов деятельности).

Срок их действия в России в среднем составляет в настоящее время от одного года до трех лет в зависимости от вида природопользования.

В других странах срок действия лицензий на природопользование решается по-другому. Например, в США лицензия на добычу нефти выдается на срок не более 20 лет. По отдельным видам природопользования в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество выдаваемых лицензий может ограничиваться. Выдаются лицензии по заявкам соискателей, в том числе — на конкурсной основе.

Экологическая паспортизация субъектов хозяйствования осуществляется с целью контроля соблюдения предприятиями в процессе хозяйственной деятельности природоохранных норм и правил и определения масштаба их влияния на окружающую среду.

Экологический паспорт предприятия— это комплексный нормативно-технический документ, содержащий данные об использовании предприятием природных ресурсов, воздействии на окружающую среду и направлениях природоохраннойдеятельности. Для этого в паспорт включают три группы показателей:

· влияния предприятия на состояние окружающей среды;

· организационно-технического уровня природоохранной деятельности;

· затрат на природоохранную деятельность.

5) Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую средурычаг мягкого регулирования

правовая основа

Источник: https://studopedia.ru/4_20830_kadastri-prirodnih-resursov.html

Виды кадастров природных ресурсов

Для чего служат природные кадастры

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 44Следующая ⇒

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные

– Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

вспомогательные

– книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

производные

– документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы.

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5)кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6)кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;

7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объектасодержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ

Понятие, задачи и содержание внутрихозяйственного землеустройства.

Внутрихозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, заключающийся в организации территории и производства хозяйств, осуществляемый на основе проекта.

Цель – организация рационального использования и охраны земель с/х назначения и иных земель используемых гражданами и юридическими лицами для ведения с/х производства, а также земель, используемых общинами и гражданами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ РФ для обеспечения их традиционного образа жизни.

проекта внутрихозяйственного ЗУ складывается из 7-ми составных частей:

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров

2. Размещение внутрихозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и других общехозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и иных общехозяйственных инженерных сооружений и объектов общехозяйственного назначения.

3. Организация угодий и севооборотов

4. Устройство территории севооборотов

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений

6. Устройство территории пастбищ

7. Устройство территории сенокосов

Утвержденный в установленном порядке проект переносится в натуру. Землевладельцы, землепользователи и заинтересованным организациям выдаются соответствующие документы.

Цифровые модели местности, планы, карты.

Планом называется уменьшенное подобное изображение горизонтальной проекции небольшого участка местности.

Для составления плана местности расположенные на ней точки проецируют на уровенную поверхность по направлению отвесных линий. Ввиду малости участка отвесные линии оказываются практически параллельными, а фрагмент уровенной поверхности может рассматриваться как плоскость. Полученную проекцию местности уменьшают и изображают на плане. Степень уменьшения характеризуется масштабом плана.

Картой называют уменьшенное и обобщённое изображение на плоскости всей земной поверхности или значительных её частей. Для изготовления карты объекты местности проецируют на поверхность земного эллипсоида и полученное изображение переносят на плоскость.

Топографические карты в России издают в поперечной цилиндрической проекции Гаусса – равноугольной проекции, в которой прямыми линиями без искажений изображаются осевой меридиан зоны и экватор.

В условиях применения компьютерных технологий, наряду с изображениями местности на бумажных носителях – картами и планами, используются их цифровые аналоги.

Цифровой моделью местности (ЦММ) называется представленное в виде цифровых кодов и хранимое на магнитных носителях логико-математическое описание местности, адекватное по содержанию плану местности.

Основным содержанием ЦММ является топографическая информация: координатыи высоты точек, очертания объектов, их свойства. ЦММ содержит и общую информацию – название участка, систему координат и высот и др.

Цифровой картой называют цифровую модель значительного участка земной поверхности, сформированную с учётом генерализации изображаемых объектов и принятой картографической проекции.

Электронной картой называется изображение местности на экране дисплея, полученное на основе цифровой карты.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Date: 2015-09-25; view: 1823; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-89609.html

Кадастры природных ресурсов их виды. Порядок составления и разработки

Для чего служат природные кадастры

Для государственного учета и оценки природных ресурсов в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» используются государственные кадастры. Кадастровая форма предоставления информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – систематизированный свод сведений о количе­ственном и качественном составе определенного вида природных ресурсов, включая их экономическую оценку и социально-экономическую значимость, а также субъектов прав на них.

Данные кадастров нужны для осуществления рационального использования природных ресурсов, определения их денежной оценки, продажной цены, систе­мы мер по восстановлению окружающей среды.

Выделяют отраслевые (включая государственные) и территориальные и када­стры.

Отраслевые кадастры – ведутся по отдельным элементам природной среды и включают:

– земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Содержит данные регистрации землепользователей учета ко­личества и качества земель, экономической оценки земель;

– водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;

– лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;

– кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также све­дения о проявлениях полезных ископаемых;

– промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объектах промысла, со­держащий их качественную и количественную характеристику, сведения о дина­мике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;

Также к государственным кадастрам относятся:

– кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных пар­ках);

– Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов;

– Зеленая книга – свод данных о редких, исчезающих и типичных раститель­ных сообществах, нуждающихся в особой охране;

– документы о предприятиях природопользователях.

Территориальные кадастры охватывают все элементы окружающей среды на отдельной территории.

Сводная информация о совокупных природных ресурсах отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов (КТКПР). Дополнительно включают сведения о правовом режиме природных ре­сурсов и природно-ресурсного потенциала в целом, о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам.

Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории явля­ется основой ее экономического развития.

Данные КТКПР используются в целях:

– обеспечения органов государственной власти и управления достоверной ин­формацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона;

– организации размещения производительных сил;

– реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных терри­торий;

– изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

– обеспечения санитарной и экологической безопасности.

КТКПР можно рассматривать в двух аспектах.

1. Как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территории и экологической ситуации на определенный момент;

2. Как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновы­вающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием.

Все кадастры составляются на основе данных государственного учета. Поря­док организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законода­тельством России и субъектов Федерации. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры, кадастры лесных и рыбных ресурсов.

Информация КТКПР предоставляется в виде карт, таблиц и описаний на элек­тронных носителях.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов. Инвентаризация – выявление и периодический учет количества, качест­ва, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.

Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресур­сов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

1) натуральные показатели:

– объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.);

– объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, ку­бических метров/год, гектаров/год);

– потери природного ресурса при добыче и переработке;

– количество и степень повреждения других природных ресурсов (как по­путно используемых, так и неиспользуемых);

2) экономические показатели:

– цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков);

– цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов;

– издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса;

– стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используе­мых, но подвергаемых негативному воздействию.

Расчетные показатели экономической оценки природных ресурсов:

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в грани­цах рассматриваемого природного объекта:

– рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),

– воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),

– суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в рас­чете на единицу количества его запасов:

– удельная рента,

– удельная воспроизводственная оценка,

– удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):

– воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресур­сов, входящих в состав природного объекта;

– стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих в со­став природного объекта.

Проблемы существующей системы ресурсных кадастров заключаются в сле­дующем:

– обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала;

– кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты;

– отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит проблема определения экономической ценности природы?

2. Как в экономических показателях учитывается экологический фактор?

3. Каковы принципы построения «зеленых» национальных счетов?

4. В чем состоит сущность концепции «готовность платить»? Что такое «излишек потребителя»?

5. В чем заключается ограниченность рыночной оценки при определении эко­номической ценности природы?

6. Раскройте сущность понятия «рента». Как образуется рентный доход?

7. Приведите формулу цены природного ресурса через показатель ренты?

10. В чем сущность затратного подхода при определении экономической цен­ности природы?

11. Что такое альтернативная стоимость?

12. Что такое кадастр природных ресурсов? Охарактеризуйте основные виды ка­дастров природных ресурсов?



Источник: https://infopedia.su/5x2744.html

Государственные природные кадастры

Для чего служат природные кадастры

Государственными кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Государственный земельный кадастрсодержит систему необходимы сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно хозяйственной ценности земли. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, пр. определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятии связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях.

Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Состав данных, которые должны содержаться в кадастре, определяется Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.

Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения.

Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г.

«О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведениетерриториальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г.

Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в России.

Источник: https://poisk-ru.ru/s13370t7.html

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Для чего служат природные кадастры

Информационная функция — это кадастровая функция, или функция учета и ведения кадастров природных ресурсов.

Именно информационная функция должна служить основой обеспечения государственного и муниципального управления природными ре­сурсами, качеством окружающей среды, включая экономическую оценку и установление платы за пользование окружающей средой и ее отдельными компонентами (налоги, плата за негативное воз­действие и др.), прогнозирование и планирование мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, пре­доставление в пользование участков природной среды, государ­ственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организацию государственного экологического контроля. Конституционное закрепление права каждого на экологическую информацию также может быть гарантировано реализацией дан­ной функции управления.

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов свод эко­номических, экологических, организационных и технических показате­лей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресур­са, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по тер­риториям.

Виды государственных кадастров

Кадастры природных объектов и иные документы, содержа­щие сведения о природных объектах.Наиболее распространенной формой информационного обеспечения служат кадастры (в перево­де с французского — свод сведений о чем-либо).

На сегодняшний день законодательством предусмотрено ведение государственного земельного кадастра, кадастра объектов животного мира, объектов особо охраняемых природных территорий, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастра отходов.

Ведение государственного земельного кадастра регламенти­руется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О госу­дарственном земельном кадастре», иными нормативными право­выми актами.

В соответствии со ст.

70 ЗК РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод докумен­тированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о када­стровой стоимости, местоположении, размерах земельных участ­ков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, а также о субъектах прав на земельные участки.

Объектами кадастрового учета выступают земельные участки, территориальные зоны, земли и границы территорий муниципаль­ных образований, земли и границы субъектов Федерации, земли и границы Российской Федерации.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные подразделения.

Информация о лесном фонде.Новый Лесной кодекс РФ (2006 г.) в части регламентации информационной функции имеет принци­пиальные отличия от ранее действовавшего Лесного кодекса РФ.

Во-первых, в специальную статью выделена процедура государ­ственной инвентаризации лесов как мероприятия по проверке со­стояния лесов, их количественных и качественных характеристик (по Лесному кодексу РФ 1997 г.

она рассматривалась в качестве составной части лесоустройства).

Государственная инвентаризация лесов будет проводиться в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, учет коснется не только лесов, входящих в лесной фонд, но и всех остальных лесов.

Во-вторых, государственный лесной кадастр заменен на госу­дарственный лесной реестр (ст.91) как систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В то же время государственный кадастровый учет лесных участ­ков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре».

Информация о недрахсодержится в фондах геологической ин­формации, Государственном кадастре месторождений и проявле­ний полезных ископаемых, балансах запасов полезных ископае­мых. Данные формы учета состояния и использования недр пре­дусмотрены Законом «О недрах».

В соответствии со ст.

30 данного Закона в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологиче­ского изучения недр, комплексного использования месторожде­ний полезных ископаемых, рационального размещения пред­приятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях ведется государственный кадастр месторождений и прояв­лений полезных ископаемых. Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качест­во основных и совместно с ними залегающих полезных ископае­мых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гид­рогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержит геолого-экономическую оценку по каж­дому месторождению, а также сведения по установленным прояв­лениям полезных ископаемых.

Водный кодекс РФ ввел новую форму фиксирования информа­ции о водных объектах — государственный водный реестр(ст. 30), заменив существовавший ранее государственный водный кадастр.

Принципиальное отличие государственного водного реестра от го­сударственного водного кадастра состоит в том, что в реестре, помимо сведений о водных объектах, осуществляется государ­ственная регистрация договоров водопользования, решений о пре­доставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обя­занностей по договорам водопользования, а также прекращения договоров водопользования, что несомненно придает этому до­кументу большую юридическую силу, чем имел водный кадастр.

Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мирапредусмотрено Федеральным законом «О животном мире».

Статья 4 Закона определяет содержание госу­дарственного кадастра объектов животного мира как совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необ­ходимые данные.

Правовой основой государственного учета жи­вотного мира выступает также постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объ­ектов животного мира».

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных тер­риториях» предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. №1249.

Он ведется по особо охраняемым природным территориям:

федерального значения, являющимся федеральной собствен­ностью, — федеральными органами исполнительной власти;

регионального значения, являющимся собственностью субъек­тов Федерации;

местного значения, являющимся собственностью муниципаль­ных образований.

Еще одним видом кадастров является государственный ка­дастр отходов,ведение которого предусмотрено Федеральным за­коном «Об отходах производства и потребления» и принятым на его основе постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Федеральный закон «О радиационной безопасности населе­ния» в целях оценки вредного воздействия радиационного факто­ра на население, а также планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности предусмотрел со­ставление радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.В связи с этим было принято постановление Прави­тельства РФ от 28 января 1997 г. № 93 «О порядке разработки ради­ационно-гигиенических паспортов организаций и территорий».

Красная книга Российской Федерации является официальным докумен­том, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подви­дов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастаю­щих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации ведется Министерством природных ресурсов и его территориальными органами во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства РФ, Феде­ральной службой лесного хозяйства России и их территориальными (бас­сейновыми) органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологиче­ских веществ — способ государственной регистрации этих веществ. Ве­дется по единой для России системе и включает в себя информацию о назначении, номенклатуре, производстве и применении этих веществ, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде.

Государственной регистрации подлежат потенциально опасные хими­ческие и биологические вещества природного и искусственного проис­хождения, производимые на территории Российской Федерации и заку­паемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту.

Государственная регистрация осуществляется на основе токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиениче­ской регламентации, гигиенических и экологических нормативов в от­ношении безопасности веществ для здоровья человека и природных ре­сурсов Российской Федерации в отношении безопасности веществ для окружающей среды, а также с учетом мер индивидуальной и коллектив­ной защиты здоровья человека и окружающей среды при производстве и применении (использовании) потенциально опасных химических и био­логических веществ.

Источник: https://studopedia.su/17_91559_gosudarstvennie-kadastri-prirodnih-resursov-i-ob-ektov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.