Безвозмездная передача земельного участка

Содержание

Что такое право безвозмездного пользования земельным участком?

Безвозмездная передача земельного участка

Право безвозмездного срочного пользования в современной России является одним из распространенных прав на земельные участки, согласно которому происходит эксплуатация земель в соответствии с их целевым назначением.

Однако, это право не является правом собственности на землю и позволяет только использовать участок в своих целях, но не распоряжаться им.

Законодательство

Законодательное регулирование права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется двумя нормативными актами — Гражданским и Земельным Кодексами.

Земельный Кодекс в статье 24 подробно разъясняет, какие участки могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование, а также на каких условиях. Кроме того, эта норма права поясняет, кто именно может рассчитывать на получение земельного участка на таких правах.

Гражданский Кодекс для регулирования права безвозмездного срочного пользования земельным участком выделяет целый блок статей (с 689 по 701). В рамках этих статей происходит подробное освещение всех тех действий, которые должны быть предприняты для осуществления регистрации возникновения и действия такого права.

Кроме того, с позиций гражданского законодательства происходит расшифровка того, к какому виду прав относится право безвозмездного срочного пользования, а также какими правами обладает пользователь земельного участка, полученного на таких основаниях. Обязанности пользователя такого участка также зафиксированы в этом нормативном акте.

Понятие и особенности права безвозмездного срочного пользования земельным участком

Гражданский Кодекс Российской Федерации дает расшифровку понятию безвозмездного срочного пользования земельным участком в виде ссуды, одним из участников которой выступает государство (в качестве собственника земельного участка, предоставляемого пользователю), а с другой стороны — физическое или юридическое лицо.

В качестве основных особенностей заключаемых соглашений будут выступать:

  • Безвозмездность, то есть отсутствие каких-либо денежных выплат за право пользования участком со стороны пользователя;
  • Срочность использования (то есть ограниченность по времени использования). Однако, по соглашению сторон договор может быть продлен, но также на ограниченный срок. Другим вариантом может выступать возможность пролонгации договора, если стороны не приняли решение его расторгнуть.

Если проводить аналогию между двумя договорами — безвозмездного срочного пользования земельным участком и аренды, то можно выделить ключевое различие этих двух договоров:

  • В случае с арендой арендатор получает право после заключения договора не только пользоваться участком, но и владеть им (то есть сдать в аренду или переуступить свои права другому заинтересованному лицу);
  • Получатель участка на основе права безвозмездного срочного пользования может только лично использовать этот участок в своих интересах (например, для организации подсобного хозяйства).

Какие участки могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование?

Земельный Кодекс четко регламентирует, какие именно участки могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование. Подробная расшифровка дана в статье 24 этого нормативного акта.

Так, на основании этого права могут предоставляться в пользование такие земли, как:

  • Находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если они предоставляются специализированным казенным учреждениям, центрам исторического наследия, если такие учреждения прекратили свое функционирование — срок предоставления не составит более одного года;
  • Земли, которые могут предоставляться гражданам или юридическим лицам на основании заключения договора;
  • Земли, находящиеся в собственности государства, предоставляемые в качестве служебных наделов (например, для обеспечения должного уровня жизни лица, занимающегося определенными видами деятельности);
  • Земельные участки, предоставляемые из собственности государства в пользование религиозным организациям.

Кто может воспользоваться данным правом?

Гражданский Кодекс устанавливает правило, согласно которому определенные категории населения или юридические лица могут получить землю в безвозмездное срочное пользование. Согласно требованиям этого нормативного акта, а также положениям статьи 24 Земельного Кодекса, получателями земельных участков на таких основаниях могут выступать:

  • Граждане и юридические лица, если они планируют использовать земельный участок для осуществления застройки;
  • Религиозные организации, если они планируют возвести специализированные религиозные сооружения или соответствующие религиозные памятники;
  • Строительные организации, если они возводят сооружения с целью выполнения государственного заказа;
  • Юридические лица, если они будут осуществлять строительство жилищно-строительных кооперативов и коттеджных поселков, не имеющих статус административных образований;
  • Физические и юридические лица, если они будут осуществлять эксплуатацию лесного фонда в целях, определенных заключенным договором.

Государственные и муниципальные органы также могут выступать в качестве получателя участка на таких основаниях, однако срок эксплуатации земли в этом случае не может превышать период более одного года с момента заключения договора.

Условия передачи

Статья 24 Земельного Кодекса Российской Федерации фиксирует те условия, которые должны быть соблюдены для полноценного оформления права безвозмездного срочного пользования земельным участком. К таким условиям будут относиться:

  • Ограниченный одним годом срок предоставления земли государственным или муниципальным учреждениям в целях полноценного функционирования этих органов;
  • Целевое назначение земель должно быть оговорено в договоре, а также во всех передаточных документах, с обязательным указанием соблюдения требований использования земли только по этому назначению;
  • Осуществление мероприятий по охране земельного участка и прилегающих к нему лесных массивов и водоемов и сохранению качества земель;
  • Сохранение всех специальных знаков, расположенных на участке (межевых обозначений, геодезических и кадастровых знаков).

Кроме того, на участки, полученные на основе права безвозмездного срочного пользования запрещено распространять право поднайма, а также использовать такой участок в качестве вклада в уставной капитал или в качестве залога.

Договор безвозмездного срочного пользования земельного участка: составление, необходимые документы и порядок оформления

Договор безвозмездного срочного пользования заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Оформление документа происходит в печатном виде, а сам документ должен пройти обязательную регистрацию в рамках юридического закрепления сделки и перехода права собственности.

Договор безвозмездного срочного пользования состоит из описания:

  • Преамбулы (в которой указываются сведения о сторонах-участницах договора);
  • Предмета договора (в этом разделе дается характеристика участку, выступающему предметом договора, с указанием адреса и кадастровых данных участка);
  • Прав и обязанностей сторон, участвующих в заключении договора, в том числе и порядок передачи участка, а также режим эксплуатации участка, который должен полностью соблюдаться;
  • Обстоятельств непреодолимой силы, а также возможных вариантов разрешения сложившейся ситуации;
  • Реквизитов сторон и их подписей;
  • Обязательных приложений из кадастровых документов на участок.

Для подписания такого договора обязательно необходимо будет предоставить следующие документы:

  • Удостоверение личности заявителя (если договор заключается с физическим лицом) или уставные документы юридического лица с расшифровкой полномочий представителя;
  • Документы, разъясняющие полномочия представителя (если договор заключает представитель по доверенности);
  • Кадастровые документы на участок;
  • Квитанция об оплате госпошлины на заключение договора.

В то же время, если договор действует больше одного года, его необходимо будет регистрировать в Росреестре. Для того чтобы такая регистрация была проведена, необходимо предоставить в территориальные подразделения Росреестра или МФЦ такие документы:

  • Заявление о регистрации права безвозмездного срочного пользования и внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость;
  • Договор безвозмездного срочного пользования (в количестве экземпляров, на один превышающее количество сторон, например, если две стороны, то экземпляров будет три, так как один из экземпляров остается в Росреестре);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

По итогам рассмотрения заявления в десятидневный срок выносится решение об оформлении свидетельства о праве безвозмездного срочного пользования землей и выдача такого свидетельства.

Порядок и основания прекращения

Земельный и Гражданский Кодекс регулируют вопрос расторжения договора безвозмездного срочного пользования. Условия расторжения договора должны быть зафиксированы в тексте документа. Однако, если эти правила не зафиксированы, договор может быть расторгнут сторонами в любой момент.

По общему правилу прекращение договора может произойти такими способами:

  • Добровольное расторжение по инициативе пользователя;
  • Принудительное расторжение.

Если говорить о добровольном расторжении, то пользователь может расторгнуть договор, если:

  • Будут обнаружены существенные недостатки участка, которые были скрыты при заключении договора;
  • Использование земельного участка возможно другими лицами, но в тексте договора о такой возможности нет информации;
  • Участок не был передан владельцем пользователю в оговорённый срок;
  • Возникновение обстоятельств непреодолимой силы, преодолеть которые в рамках заключенного договора не представляется возможным.

Если речь идет о принудительном расторжении договора, то по решению суда такой договор может быть расторгнут, только если были выявлены такие нарушения требований законодательства:

  • Участок используется не по назначению, определенному в условиях договора;
  • Состояние земель ухудшается по причине неправильной эксплуатации;
  • Использование земель осуществляется не участником договора, а любым другим посторонним человеком.

А вот при смерти лица, с которым договор был заключен, обязательного расторжения не требуется, так как все права и обязанности пользователя переходят от наследодателя к наследнику.

В то же время, если наступили какие-то непреодолимые обстоятельства, например, техногенная или природная катастрофа, договор считается прекратившим свое действие по обоюдному желанию сторон.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком представляет собой особый вид права, который подразумевает под собой получение земли в пользование на основе ссудных отношений.

Но пользователь этот участок может использовать только в собственных интересах, а владение, то есть даже предоставление земли в аренду другим лицам, запрещено и может повлечь за собой расторжение договора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/bezvozmezdnoe-srochnoe-polzovanie-zemlej.html

Безвозмездное срочное пользование земельными участками: регулирование | Правоведус

Безвозмездная передача земельного участка

С юридической точки зрения право безвозмездного срочного пользования, предусмотренное Земельным кодексом РФ, является обязателственным правом.

Земельные участки при безвозмездном срочном пользовании предоставляются владельцам на срок, который может быть установлен законом – для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, договором – для участков, находящихся в частной собственности, на период трудовых отношений – в порядке служебных наделов.

Важно! Коммерческие организации не могут передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, которые являются их участниками, учредителями, руководителями или членами ее органов контроля или управления – п. 2 статьи 690 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, земельное законодательство РФ выделяет три вида безвозмездного срочного пользования землей:

  1. когда земельный участок принадлежит государству – участки передаются в безвозмездное пользование только муниципальным или государственным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, иные участники могут получить эти участки только в аренду;
  2. когда земельный участок принадлежит организациям разных отраслей;
  3. когда земля принадлежит юридическим или физическим лицам – участки передаются в безвозмездное пользование другим гражданам или организациям на основе договора.

Договор безвозмездного пользования

Важно! Применение гражданского правового договора безвозмездного пользования к правоотношениям, которые вытекают их права срочного безвозмездного пользования земельных участков, регулируются ст.ст. 689-701 ГК РФ.

В соответствии с нормами гражданского законодательства, договор безвозмездного пользования предполагает, что одна из сторон договора берет на себя обязательство по передаче земельного участка в безвозмездное временное пользование другой стороне договора, при этом, последняя сторона обязуется возвратить полученный участок в предусмотренный договором срок, в том же состоянии, в котором он ему был передан владельцем, с учетом вычета нормального износа. Следовательно, по договору вторая сторона выступает в качестве землепользователя и имеет следующие обязанности:

  • использовать отмеченный в договоре земельный участок в строгом соответствии с указанным в документации целевым назначением земли и ее принадлежности к отдельной категории земель;
  • сохранять межевые, геодезические и другие знаки специального значения, которые установлены на участках согласно законодательных правил;
  • применять только разрешенные способы использования земли, которые не наносят вред окружающей среде;
  • реализовывать мероприятия, предусмотренные для охраны земель, водных и лесных объектов и других природных ресурсов, в том числе, выполнять меры пожарной безопасности;
  • когда сроки освоения земли предусмотрены договором, обеспечивать своевременное использование полученных участков;
  • выполнять все требования санитарно-гигиенических, градостроительных, экологических и иных правил и норм, установленных законом;
  • не допускать деградации, загрязнения и иных ухудшений плодородия почвы;
  • выполнять другие требования, предусмотренных земельным законодательством РФ и иными Федеральными законами.

Важно! К главным правовым особенностям договора пользования земли можно отнести его безвозмездность и срочность. После окончания срока, названного в договоре, земельный участок должен быть возращен его первоначальному владельцу.

В договоре безвозмездного пользования земельным участком большое значение имеет предмет соглашения, которым выступает земельный участок или его часть, сведения о котором занесены в государственной кадастр недвижимости. В документе обязательно указывается информация и необходимые сведения, позволяющие осуществить определенную и точную идентификацию земельного участка, это:

  • категория земель, к которой относиться данный участок;
  • кадастровый номер предмета договора;
  • вид разрешаемого пользования участком;
  • площадь земли, передаваемой второй стороне;
  • местоположение участка (его точный адрес).

Важно! В случае, если в договоре отсутствуют указанные сведения, условия сделки считаются не согласованными, следовательно, договор считается не заключенным.

Документы, необходимые для регистрации договора безвозмездного пользования землей:

  1. документ, удостоверяющий личность собственника передаваемого участка либо его представителей;
  2. доверенность на представителя, если он действует от лица собственника земли;
  3. кадастровый паспорт участка земли;
  4. копию и оригинал учредительных документов организации с приложением всех дополнений;
  5. платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию договора.

Важно! В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ договор безвозмездного использования земли, который имеет срок действия менее одного года, не подлежит регистрации в Росреестре, тогда как соглашение со сроком действия более одного года, напротив, обязательно к регистрации.

Расторжение договора: когда документ прекращает действовать, досрочное расторжение

Если в договоре не прописан конкретный период действия, каждая из сторон, как и в любой другой сделке, имеет право провести досрочное расторжение договора в любое время, заранее поставив в известность вторую сторону о своем намерении. Причины досрочного расторжения могут быть разными:

  • первоначальный владелец земельного участка может расторгнуть договор если:
    • земля плохо содержится, что приводит к ухудшению ее состояния;
    • земля используется не по назначению;
    • земельный участок передан третьей стороне без разрешения собственника;
  • пользователь земельного участка может расторгнуть договор, если:
    • возникли форс-мажорные обстоятельства, которые от него не зависят;
    • были обнаружены скрытые недостатки объекта, которые мешают нормальному использованию;
    • собственник не исполнил своевременно своих обязанностей по передаче участка пользователю либо не исполнил иные обязанности, предусмотренные договором;
    • присутствуют права третьих лиц, которые не были зафиксированы договором.

Полное прекращение действия договора безвозмездного пользования землей происходит в случае смерти землепользователя либо ликвидации юридического лица, которая выступала в качестве землепользователя. В случае смерти собственника земли, его обязанности по договору переходят к его наследникам, а при реорганизации юридического лица – к правопреемнику.

Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование

Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:

  • находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;
  • находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Отличие безвозмездного пользования от аренды

Схожесть с правовым отношением аренды права безвозмездного пользования очевидна – в обоих случаях установлено обязательственное право на участки земли. Кроме того, в обоих случаях земля передается новому пользователю для использования, однако, в случае аренды – это возмездное пользование, а в другом, соответственно, безвозмездное.

Принципиальным отличием аренды от безвозмездного пользования земельными участками можно назвать тот факт, что при аренде участок передается арендодателю не только в пользовании, но и во владение, что позволяет ему использовать комплекс мер владельческой защиты объекта, чего полностью лишен пользователь земли в порядке безвозмездного использования.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/civil/bezvozmezdnoe-srochnoe-polzovanie-zemelnyimi-uchastkami/

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность в 2019 году, перечень документов, передача земли в безвозмездное пользование | Земельный эксперт

Безвозмездная передача земельного участка

В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.

Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • признанные федеральным владением в законодательном порядке;
  • ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
  • полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.

Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность

Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.

Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.

В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.

Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли

Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:

  • кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
  • схема расположения территории, если межевание отсутствует;

Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка

Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:

  1. Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
  2. Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
  3. Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
  4. Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.

Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность

Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:

  1. Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
  2. Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
  3. Схема расположения участка не утверждена.
  4. Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.

Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.

Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.

Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.

Частный случай

Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.

Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.

Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было.

В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд.

 В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии.

Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
  2. В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
  3. Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
  4. На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
  5. В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
  6. В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
  7. В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.

Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано».

В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка.

Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.

Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы.

Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ.

Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.

Список законов

  • Статья 17 ЗК РФ
  • Статья 39.30 ЗК РФ
  • Статья 39.31 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/bezvozmezdnaya-peredacha-zemli-iz-federalnoj-sobstvennosti/poryadok-bezvozmezdnoj-peredachi-zemli-v-municipalnuyu-sobstvennost/

Статья 39.30 ЗК РФ. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Безвозмездная передача земельного участка

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”;

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” (далее – Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства”), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом “О содействии развитию жилищного строительства”, или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом “О содействии развитию жилищного строительства”;

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”, и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”, если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”;

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании “Российские автомобильные дороги”;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;

14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

3.

В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

См. все связанные документы >>>

Источник: https://RuLaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-V.5/Statya-39.30/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.