Аренда земель населенных пунктов

Содержание

Основные моменты в процедуре аренды земли у администрации сельского поселения

Аренда земель населенных пунктов

Аренда земли у администрации сельского поселения доступна каждому гражданину.

Впоследствии нанимателю предоставляется возможность приобрести участок в собственность.

Какие существуют варианты найма участка — с проведением аукциона или без него?

Как правильно оформить документацию и сколько стоит аренда? Читайте далее в статье.

Законодательная база

Процедура аренды земельных участков регулируется Земельным и Гражданским кодексами РФ, федеральными законами и постановлениями.

Основной нормативный акт, регулирующий выделение участков сельскохозяйственного назначения — Федеральный закон № 101.

Положения закона описывают особенности оборота земель, условия предоставления территории в собственность и прочие вопросы.

Федеральный закон № 112 (ст.4) содержит требования к максимальной величине выделяемого в найм участка — не более 0,5 га.

Статья 39.18 Земельного кодекса перечисляет особенности выделения с/х земель, и содержит список допустимых типов использования территории. Вопросам аренды земель посвящена глава V.1 ЗК.

Условия найма

Оформить землю в аренду имеют право физические лица, организации — если цель планируемого использования совпадает с категорией назначения. Если территория отведена под сельские нужды, взять ее в найм не удастся. Не разрешается использовать участки, не имеющие целевого назначения — арендодатель имеет право изъять землю.

Участки предоставляют на следующих условиях:

  • минимальный срок найма — 3 месяца, максимальный — 49 лет;
  • сельская администрация не имеет права требовать оплаты с заявителя за подготовку к аренде;
  • допускается досрочное одностороннее расторжение договора.

Прежде чем арендовать участок в сельской местности, следует выбрать тип аренды (на бесплатной основе, с аукционом или без).

Не менее важным условием является отсутствие во владении иных территорий.

Право на аренду земельного участка у сельской администрации имеют не только граждане и организации, но и фермерские хозяйства, компании с/х направленности.

Аренда земельного участка у местной сельской администрации подразумевает обращение претендента к органам власти и в регистрирующий орган.

Процедура длительная, включает следующие этапы:

  1. Поиск участка. Претендент на участок обращается к администрации села или использует Кадастровую карту.
  2. Подготовка документов. Делается по несколько копий каждой справки и подаются вместе с подлинниками.
  3. Составление заявления с просьбой выделить надел.
  4. Подача документации и заявления в местную администрацию сельского поселения.
  5. Принятие решения. Администрация в течение 30 дней изучает бумаги и выносит решение — выделить территорию или отказать.
  6. При одобрении заявки проводится межевание. По окончании выдается постановление.
  7. Обращение в Кадастровую службу с решением сельской администрации.
  8. Оформление кадастрового плана, схемы участка.
  9. Заключение договора аренды.
  10. Регистрация соглашения.

Договор заключается в трех экземплярах, подписывается сторонами.

Основной перечень справок состоит из:

  • заявления;
  • паспорта;
  • свидетельства о заключении брака и о рождении ребенка (при наличии);
  • справки о составе семьи;
  • выписки из домовой книги;
  • справки об имеющейся жилой площади;
  • выписки из Росреестра об отсутствии в собственности других земель.

Для юридических лиц дополнительно предусмотрены учредительные документы, налоговая и бухгалтерская отчетность.

Через торги

Информация об этом размещается в СМИ и на официальных сайтах органов власти.

Нюансы процедуры:

  • на торги выставляется любой надел, имеющий кадастровый номер и прошедший регистрацию в ЕГРН;
  • граждане вправе лично отыскивать свободные участки и подавать заявку;
  • предметом торгов может выступать 1 участок.

О назначении аукциона сельская администрация издает распоряжение и начинает принимать заявки.Инициатором может выступить и потенциальный арендатор.

Сведения о незанятых территориях доступны в сельсовете поселка или на кадастровой карте. После выбора участка гражданин формирует заявление на имя главы с просьбой провести аукцион. Информация о сроках принятия заявок, дате проведения будет доступна всем.

При участии минимум двух человек аукцион считается состоявшимся. С победителем заключают договор аренды. Итоги торгов оформляют протоколом.

Если заявок от других людей не было, администрация заключает договор аренды с единственным заявителем. Размер платы устанавливают с учетом кадастровой стоимости земли (обычно 1% – 3% за год).

Без торгов – по упрощенной схеме

Земельным кодексом допускается взятие надела в аренду без проведения торгов по упрощенной схеме, если у него официально не сформированы границы. Прежде чем обращаться в поселковый совет, необходимо подготовить схему расположения участка.

После этого действовать по такой схеме:

  1. Подать заявление для согласования найма.
  2. Дождаться проверки (около 30 дней).
  3. Получить решение о согласовании.
  4. Посетить кадастрового инженера для подготовки плана межевания.
  5. Поставить территорию на учет.
  6. Заключить договор найма.

В заявлении обязательно указать цель использования участка.

Отдельным категориям граждан земля предоставляется бесплатно.

К ним относятся:

  • многодетные семьи,
  • медицинские работники,
  • педагоги,
  • инвалиды и пр.

При этом имеется ограничение: участок выделяют только под строительство дома — для ведения хозяйства использовать землю нельзя.

Особенности получения под ЛПХ

На такой территории законодательство допускает возможность возведения дома для проживания.

Особенности оформления аренды:

  1. максимальный размер участка — 0,5 га;
  2. при ведении хозяйства разрешено извлекать прибыль, при этом не регистрироваться как предприниматель — сельская администрация не вправе претендовать на долю;
  3. разрешено возводить постройки;
  4. допускается аренда длительностью 49 лет.

Выделение участков в найм регулируется локальными актами.

Законом допускается увеличение площади территории не более чем в 5 раз — с разрешения органов власти.

Получить участок под ЛПХ имеют право лишь граждане Российской Федерации, проживающие в городе или в селе. Заявитель должен доказать, что планирует использовать территорию по назначению. Участок под ЛПХ выделяется при наличии свободных территорий. Таковыми выступают приусадебные и полевые ЗУ.

Если выделенный надел расположен в пределах поселка, возводить на нем постройки разрешено, если за пределами — нет. За самовольные постройки предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или принудительного сноса постройки.

Особенности получения под ИЖС

Сельская администрация выделяет участок под жилищное строительство лишь по договору найма. Спустя пару лет арендатор вправе оформить землю в собственность. Но при условии, что строительство завершено.

Если наниматель взял участок под ИЖС и не успел возвести дом в течение 3-5 лет (сроки указываются в договоре), договор аренды расторгается.

Цена вопроса

В соответствии с законодательством пользование землей является платным. Размер платы за найм участка и порядок ее внесения обговаривают стороны при заключении договора найма.

Стоимость определяется законодательными правилами и принципами (ПП 582 от 16.07.2009 г.). Может отличаться в разных поселениях. Законодательная власть разрешает уменьшать или увеличивать арендную плату, но не чаще 1 раза в год.

При оформлении участка в аренду обязательно уплачивается пошлина и определенная сумма составление инженером технических документов. Частные лица уплачивают 2 тысячи рублей, организации — 22 тысячи.

За работу Кадастровой службы придется заплатить 5 – 6 тысяч рублей. Сумма зависит от площади надела, особенностей, расположения. В соответствии с действующим законодательством за арендованные у сельской администрации участки платить НДС не нужно.

При проведении аукциона стартовая цена найма равна определенной процентной ставке от кадастровой оценки. Если она не проводилась — от рыночной стоимости.

Земельный участок — объект, стоимость которого стороны не могут устанавливать самостоятельно. Цена регулируется официальными документами, в частности, Земельным кодексом.

Выкуп арендованного земельного участка регулируется статьей 624 Гражданского кодекса РФ. Порядок процедуры подразумевает подачу заявления, принятие администрацией решения и заключение договора купли-продажи. Физические лица могут выкупить территорию, если возвели на ней жилые строения.

Случаи, когда выкупить участок может юридическое лицо:

  • на участке планируется возведение жилого комплекса или сооружение культурного, социального значения;
  • территорию уже использует несколько владельцев;
  • надел предназначен для ведения хозяйства в целях извлечения прибыли;
  • организация уже использует арендованную землю.

Оформление участка в собственность для юрлиц — более длительная процедура.

Трудности оформления

Оформить участок в аренду у администрации сельского поселения не сложно. Однако, иногда заявителя может ожидать отказ.

Причины:

  1. территория уже выделена другому гражданину;
  2. на выбранной территории имеется сооружение, принадлежащее государству;
  3. участок используется не по назначению и пр.

Если администрация отказывает в выделении надела неправомерно, заявитель вправе оспорить решение.

Заключение

Таким образом, физическим и юридическим лицам предоставляется возможность взятия ЗУ в аренду. Главное, чтобы заявленный участок был свободен. Законодательство не запрещает в дальнейшем оформлять территорию в собственность.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/arenda/u-gosudarstva/munitsipalnaya-sobstvennost/u-administratsii-selskogo-poseleniya

Аренда участка земли у администрации

Аренда земель населенных пунктов

Земли в пределах населённого пункта делятся на частные и муниципальные.

Чтобы взять в аренду земельный участок у администрации города или села, нужно подготовить документы и определиться с желаемым расположением, площадью, сроком и назначением.

Договор аренды – практически всегда срочный (то есть, имеет ограничение по времени) с возможностью дальнейшего продления или выкупа. Способов взять надел в возмездное пользование несколько, достаточно выбрать наиболее подходящий.

Основания для получения земли в аренду

Заключение договора с арендодателем-муниципалитетом регламентируется:

  • Гражданским Кодексом (ст.606, гл.34);
  • Земельным Кодексом;
  • региональными документами.

Законодательство определяет аспекты сделки:

  • какие участки подходят, а какие нет;
  • порядок заключения договора аренды участка в муниципальной собственности;
  • особенности сделок, исходя из целей пользования, определённых арендатором;
  • возможности и обязательства сторон;
  • возможность выкупить участок в дальнейшем.

Основополагающим фактором становится цель, ради которой арендуется надел. Она будет отражена в договоре и определит дальнейшую судьбу участка: продление аренды, отказ от аренды или выкуп.

Условия получения

Взять участок под бизнес, сельхоз деятельность или строительство может:

  • гражданин, достигший совершеннолетия, дееспособный;
  • индивидуальный предприниматель;
  • фирма, общество и другое юридическое лицо.

Не ограничивается арендатор ни по юридическому статусу, ни по «прописке»: арендовать может не только субъект, зарегистрированный в РФ, но и иностранец

.

Чтобы сделка завершилась успешно, нужно собрать документы, заключить договор и провести его регистрацию. Но прежде – определиться с целью аренды:

  • для частных нужд (возведение жилого дома для семьи, возделывание);
  • создание собственного рабочего пространства: офиса, гаража, бокса, площадки и тд;
  • возведение крупного капитального сооружения: жилого или офисного дома, магазина, парковки и тд;
  • сельскохозяйственная деятельность в крупных масштабах (с использованием производственных мощностей).

Ограничения

Получить отказ от администрации города или сельского поселения можно, если желаемый надел попадает под категорию закрытых, особо опасных или охраняемых территорий:

  • школы, университеты, техникумы, детские сады и тд;
  • национальные парки, заповедники, пограничные государственные территории;
  • земли, предназначенные для нужд обороны или органов исполнительной власти;
  • полигоны для захоронения особо опасных веществ и кладбища.

Кроме того, невозможно заключить сделку по наделу, который уже находится в долгосрочной аренде. Муниципалитет не решает вопросы земель, находящихся в частной собственности. Прочие же земли, которые носят статус так называемых свободных, могут быть переданы во временное пользование после решения комитета.

Этапы аренды земли у администрации

Лицо, принявшее решение арендовать землю у администрации, должно провести подготовительную работу. Сделка эта не из простых, поэтому лучше получить консультацию специалиста или даже обратиться за помощью в подготовке и оформлении бумаг.

Первый этап – поиск нужного участка. Он должен подходить по назначению к цели аренды, быть достаточным по площади, удобным по расположению.

Второй этап – участие в торгах или составление заявки на аренду.

После одобрения сделки – третий этап. Арендатор должен:

  • подготовить документы
  • заключить договор с администрацией;
  • зарегистрировать его в Росреестре. На этом этапе могут понадобиться дополнительные действия: проведение межевания, получение документов на участок, кадастрового номера.

В дальнейшем остаётся лишь придерживаться пунктов договора и вовремя вносить арендную плату, продлевать договор или выкупать надел.

Составление договора

Полный переход прав на земельный надел происходит через подписание договора, а в некоторых случаях – и его регистрацию. Образец договора можно найти на сайте муниципалитета. Документ должен содержать:

  • данные об участниках сделки: контакты, наименования с регистрационными данными или персональная информация;
  • данные о самом земельном наделе, взятые из кадастрового паспорта: его расположение, площадь, назначение, номер. В приложении к договору должен быть план участка с координатами поворотных точек и иной технической информацией;
  • обязанности арендатора и арендодателя;
  • права и ограничения для сторон (например, при наличии на участке выхода на водоём этот выход должен оставаться доступным);
  • прочие нюансы сделки (например, аренда с обязательным последующим выкупом);
  • срок действия документа;
  • размер оплаты, способ внесения и даты платежей;
  • подписи сторон: уполномоченного представителя муниципалитета и арендатора;
  • дата и место заключения сделки.

Документы

Для подачи заявки понадобятся:

  • паспорт заявителя или регистрационные данные компании;
  • ИНН;
  • заявка в письменной форме;
  • квитанция о внесении задатка для тех, кто участвует в торгах.

Для оформления договора понадобятся:

  • удостоверение личности арендатора;
  • кадастровый паспорт земельного надела;
  • документы, подтверждающие право на льготу – для льготников.

Порядок заключения договора предусматривает льготы на аренду.

Следующие льготные категории граждан могут оформить сделку с муниципалитетом на особых условиях: по сниженной ставке или бесплатно (зависит от назначения и целей):

  • многодетные семьи – понадобится удостоверение и свидетельства о рождении всех детей;
  • семьи с детьми-инвалидами – понадобится справка МСЭ, свидетельство о рождении ребёнка;
  • очередники, нуждающиеся в расширении жилья – справка из соцзащиты;
  • пенсионеры – пенсионное удостоверение;
  • инвалиды – справка МСЭ;
  • сельские работники и молодые специалисты, переехавшие жить в село – соответствующие трудовые договора или подтверждение участия в программе «молодые специалисты»;
  • военнослужащие, ветераны горячих точек и ВОВ – военные удостоверения, справки;
  • граждане, имеющие награды – наградное свидетельство.

Это примерный список, в который региональные документы могут вносить коррективы. Льготник обязательно должен предоставить оригинал документа, подтверждающего особое право на получение земли муниципалитета в аренду.

Регистрация договора обязательна, если он заключён на срок более чем 1 год. Для регистрации в Росреестре потребуется:

  • те же документы, что на составлении договора;
  • сам договор;
  • квитанция о госпошлине.

Сроки

Срок действия договора аренды условно лимитирован: заключить сделку можно не более чем на 49 лет (долгосрочные отношения – заключённые на период от 5 до 49 лет). После окончания действия соглашения оно может быть продлено неограниченное количество раз. На такой срок выдаются земли без капитальных построек и жизненно-важных объектов (газопровод, водопровод, электрический столб и тд).

Если на территории арендатор планирует возвести капитальное строение, срок действия бумаги ограничивается днём окончания строительства. Такая бумага называется договором краткосрочной аренды (до 5 лет).

Это условие обязательно прописывается в соглашении, с пометкой о дальнейшей судьбе земли: она будет выкуплена или снова взята в аренду.

Если земля получена для строительства дома, то закончить его нужно не позже трёх лет с момента начала действия договора.

Регламенты, установленные федеральным законодательством (ст.39,8 Земельного Кодекса):

  • 3-5 лет – дачное хозяйство (с правом выкупа на особых условиях);
  • 3-10 лет – под строительство крупного здания, сооружения, бокса, склада, мастерской и тд;
  • 20 лет – под ИЖС с землёй для обработки;
  • 3-49 лет – сельхоздеятельность в промышленных масштабах;
  • 49 лет – тем, чьё капитальное сооружение находится на арендуемой территории. На этот срок возникает право разместить линейные объекты.

Стоимость

Стоимость аренды у муниципалитета зависит от нескольких факторов:

  • назначение надела и цели его использования;
  • рыночная и кадастровая стоимость;
  • налоговая планка.

Расчёт цены аренды земли у государства производится по формуле:

А (арендная плата) = КС (кадастровая стоимость) х СК (коэффициент)

СК может быть:

  • 0,01 – для налоговых льготников;
  • 0,06 – для земель личных подсобных хозяйств;
  • 1,5 – для застройщиков;
  • 2 – для разработчиков руд и полезных ископаемых.

Начальная стоимость участка на торгах тоже определяется по формуле:

А (аренда) = П (площадь) х ЗК (зональный коэффициент) х БРС (начальная региональная ставка) х ПК (поправочный коэффициент).

Размеры коэффициентов зависят от статуса земли, её расположения, пригодности к тем или иным работам, и других региональных норм. Узнать о них подробнее можно в Земельном комитете того района, где предполагается арендовать надел.

Чтобы получить право участия в торгах, нужно оплатить 12-15% от начальной стоимости аренды.

Заключительный шаг

Подписанный договор должен быть в кратчайшие сроки доставлен в Росреестр (или МФЦ) для регистрации. Делает это, конечно, арендатор.

В целом, это в его интересах: зарегистрированная сделка накладывает запрет на совершение иных регистрационных действий на участок: его нельзя будет повторно сдать в аренду или передать во владение.

Законной может быть признана только зарегистрированная сделка, если срок аренды в договоре более 1 года.

Регистрация занимает 5-7 дней при обращении напрямую в Росреестр и 10-14 дней, если обращаться через посредника – многофункциональный центр. Полученное свидетельство о регистрации (кадастровый паспорт с отметкой) нужно отнести в муниципалитет. Предоставление окончательного разрешения на использование земли происходит после этого визита.

Варианты получения участка в аренду

Получить надел можно одним из способов:

  1. Стать участником торгов, инициированных муниципалитетом или самим потенциальным арендатором. О предстоящих торгах можно узнать на сайте муниципалитета, в официальных источниках (региональные СМИ), или обратившись лично в муниципалитет. Оплатить задаток и заявиться нужно не позднее, чем за 5 дней. Заявку можно подать лично или через сайт. Выигрывает тот, кто предложит наиболее выгодные для государства условия, либо единственный участник. В случае проигрыша в торгах задаток возвращается на лицевой счёт, указанный в заявке.
  2. Обратиться с заявкой о предоставлении конкретного участка, находящегося в государственной собственности. Выбрать его можно при помощи ресурсов, предоставляющих доступ к информации о свободных землях. После регистрации заявки муниципалитет проверяет желаемый надел на ограничения, и если не находит таковых, разрешает аренду.
  3. Попросить выделить участок в соответствии с нуждами. Делается это тоже через заявление. Наиболее долгий способ, так как на рассмотрение, поиск и проверку может уйти до 2 месяцев.

Заявка на торги или участок составляется по следующей схеме:

  • данные получателя, которому адресована заявка: земельный комитет или иное ведомство, его адрес;
  • персональные данные потенциального арендатора, его правовой статус, ИНН;
  • информация о желаемом участке: конкретный адрес или примерные требования (площадь, форма, адрес) с просьбой подобрать подходящий надел;
  • подробное описание планов на землю: для чего будет использоваться, почему нужна именно эта площадь, каковы цели и сроки аренды.

К заявке прилагаются оригиналы и копии всех упомянутых в ней бумаг.

Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

Аренда земель населенных пунктов
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

Аренда земель представляет собой передачу участка во временное владение и пользование за плату.

Понятие «аренда земельного участка» охватывает правоотношения двух видов.

Первые связаны с вещными правами на землю, предоставленными из публичных земель муниципалитетами либо органами госвласти. Правоотношения рассматриваемого вида имеют выраженную публичную составляющую.

Это касается всех существенных условий, порядка заключения и исполнения арендного договора. Так:

  • в аренду могут быть переданы участки, не находящиеся на кадастровом учете (достаточно наличия схемы расположения на кадастровом плане территории);
  • арендные договора в отношении публичных земель по общему правилу заключаются на торгах, и только в порядке исключения – без них;
  • срок аренды определяется в зависимости от разрешенных видов использования земель и устанавливается в привязке к градостроительным регламентам;
  • порядок расчета арендной платы устанавливается нормативно.

Вторые связаны с гражданско-правовыми обязательствами, возникающие между частными владельцами земель и равноправными контрагентами-арендаторами. Они регламентированы, преимущественно, Гражданским кодексом РФ.

Интересно, что в странах Евросоюза не существует института предоставления земельных участков в том виде, в каком он есть в России. Ввиду отсутствия свободных целинных земель земельные участки покупаются и арендуются исключительно на вторичном рынке по правилам гражданского законодательства.

Правомочности арендатора

Исходя из определения ст. 606 ГК РФ, аренда земель представляет собой гражданско-правовой договор о передаче участка во временное владение и пользование за плату. Владение земельным участком связано с возможностью:

  • получить объект от арендодателя по передаточному акту;
  • фактически обладать участком;
  • исключить нахождение в его пределах сторонних лиц, кроме тех, в чьих интересах установлен сервитут.

Право пользования связано с извлечением полезных свойств земельного участка в собственных интересах. Свобода действий арендатора ограничена целевым назначением и разрешенными способами использования земельного участка согласно кадастровой документации.

Плоды, сельскохозяйственная продукция и другие доходы, полученные арендатором при использовании полученного от государства или муниципалитета земельного участка, признаются его собственностью в силу ст. 606 ГК РФ.

Правовая регламентация предоставления публичных земель в аренду

Арендные правоотношения, в какой бы сфере хозяйствования они не возникали, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ аренда (другое название – имущественный наем) представляет собой гражданско-правовой договор, предполагающий возмездную передачу имущественных активов во владение и пользование арендатору.

В ч. 2 ст. 607 ГК РФ оговорена возможность установления специальных правил и ограничений касательно сдачи в аренду обособленных природных объектов.

Особенности аренды земельных участков описаны в ст. 22 Земельного кодекса России.

К примеру, право аренды земельного участка может стать самостоятельным предметом залога. Этим оно отличается от права аренды иной недвижимости.

Одновременное действие предписаний гражданского и земельного законодательства привносит в регламентацию арендных правоотношений некоторую специфику. Стоит учесть, что законотворчество в сфере гражданско-правовых отношений находится в исключительной компетенции РФ. При этом земельное и градостроительное законодательство, наоборот, является предметом общей компетенции РФ и ее субъектов.

Условия предоставления земельных участков государственной или муниципальной собственности в аренду

В рамках действующего законодательства земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ) и могут передаваться в аренду. Стоит подчеркнуть, что предметом арендного договора могут выступать только выделенные участки. Неразграниченные целинные земли в аренду передаваться не могут.

Договор аренды должен вмещать сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок как часть земной поверхности, индивидуально-определенную вещь и объект аренды. При отсутствии таких сведений арендная сделка считается незаключенной (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Индивидуализация участка обеспечивается посредством:

  • постановки на кадастровый учет;
  • формирования границ по правилам ст. 38 «Межевой план» Федерального закона РФ № 221«О госкадастре недвижимости».

Инициатором предоставления земельных участков в аренду может выступать любая сторона договора: арендодатель в лице соответствующих публичных образований либо арендатор. Для получения в аренду публичных земель по собственной инициативе заинтересованному лицу приходится последовательно:

  • осуществить образование участка;
  • обеспечить установление разрешенных способов использования;
  • приобрести право аренды участка в результате его предоставления одним из оговоренных ЗК РФ способов, то есть с аукциона или без него.

Отраслевые нормативные акты в качестве оснований образования участков требуют подготовки различных документов:

  • лесоустроительной документации (Лесной кодекс РФ);
  • проекта межевания территории (Градостроительный кодекс РФ);
  • схемы образования участков на кадастровом плане территории (ЗК РФ);
  • проекта организации и застройки территории (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Дополнительные условия заключения договоров аренды в отношении земель отдельных категорий

В силу ст. 39.8 ЗК РФ арендаторам вменяется в обязанность:

  • хозяйствовать способом, исключающим возможную деградацию, захламление, порчу или уничтожение плодородного слоя (в отношении участков сельскохозяйственного назначения);
  • провести рекультивацию (земли, предоставленные для недропользования);
  • в отношении участков береговой полосы общего пользования обеспечить населению свободный доступ к водному объекту;
  • применительно к землям, предоставленным организациям для ведения дачного хозяйства, обеспечить изготовление проектов планировки и межевания территории, организовать проведение кадастровых работ;
  • в отношении земель, предоставленных для комплексного освоения, заключить соответствующий договор об освоении.

Сроки предоставления земельных участков в аренду

Допустимые сроки аренды в отношении публичных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ. Максимальный срок длительности аренды составляет 49 лет и касается земель сельскохозяйственного назначения. Минимального срока придачи земель не оговорено.

Интересно, что упразднение минимального срока аренды сельскохозяйственных угодий критикуется многими экологами и юристами.

Дело в том, что плодородные почвы требуют бережного и хозяйственного отношения. Севосмену и щадящий режим использования земель может обеспечить только постоянный пользователь. Временщик же заинтересован в том, чтобы выжать из временно находящихся в его владении земель все полезные свойства по максимуму.

Рамковые сроки арендных договоров касательно публичных земель разного целевого назначения установлены нормативно и составляют, к примеру:

  • 3 – 10 лет в отношении земель, предоставляемых для возведения и реконструкции объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта;
  • 3 – 5 лет для комплексного освоения территории и дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Аукцион по предоставлению земельных участков в аренду

Как уже говорилось, законодатель рассматривает право аренды земельного участка как самостоятельное вещное право и даже допускает его залог. В рамках этой концепции вполне обоснованно выглядит общее правило ст. 39.6 ЗК о том, что право аренды публичных земель подлежит продаже с торгов.

Гражданское законодательство допускает два вида торгов: аукцион и конкурс.

При определении победителя торгов в ходе аукциона сравниваются исключительно ценовые предложения заинтересованных лиц, тогда как конкурс предполагает более сложную конкуренцию. При продаже права аренды публичных земель в России практикуются исключительно аукционы.

Хотя прямого запрета на применение конкурсов законодательство не содержит, считается, что процедура определения победителя (будущего арендатора) по результатам конкурса может включать субъективные моменты и предполагает возможность злоупотреблений со стороны чиновников.

Аукционы проводятся открыто. Принимать участие в них по общему правилу могут все желающие: как организации, так и физические лица. Об их проведении сообщается в СМИ и на официальных сайтах. В последнее время аукционы зачастую проводятся в электронной форме, поэтому их участниками могут стать только держатели электронной цифровой подписи.

В сообщении о проведении аукциона оглашается начальная цена договора аренды. В случае если участком заинтересовалось только одно лицо (подана одна заявка), договор аренды заключается с ним на первичных условиях. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда подано несколько аукционных заявок, но к участию в торгах по формальным основаниям допущено одно лицо.

В случае если участников аукциона несколько, происходит торг. Организатор устанавливает «шаг» – минимальную сумму, на которую можно повысить начальную цену аренду или цену, предложенную другим участником.

Если новую (повышенную) цену в отведенное время поддержал еще хотя бы один участник, торг продолжается. И так до момента, пока одно из заинтересованных лиц не станет единственным, кто предложил большую стоимость.

Он признается победителем и становится арендатором. Цена аренды соответствует максимальной предложенной им цене.

В пылу торга нужно помнить о своих возможностях. За отказ или уклонение победителя либо единственного участника аукциона предусмотрена имущественная ответственность.

Он лишается гарантийного взноса (обычно – 10%), предварительно перечисленного на счет организатора торгов.

Добросовестным участникам, которые не выиграли аукцион, гарантийный взнос возвращается в полном объеме по окончании аукциона.

Предоставление земельного участка в аренду без торгов

Исключительный перечень обстоятельств, при которых заинтересованное лицо вправе требовать от публичного образования предоставления земельного участка без торгов, содержится в ст. 39.6 ЗК РФ. Вне аукциона земли предоставляются для:

  • размещения объектов социально-культурного назначения, реализации инвестиционных проектов;
  • продления договора аренды на новый срок;
  • индивидуального жилищного строительства в пределах земель, переданных для комплексного освоения;
  • ведения личного подсобного хозяйства в пределах ограниченного в обороте участка, переданного для ведения дачного хозяйства;
  • обслуживания размещенной на участке недвижимости (арендатором выступает собственник недвижимости);
  • хозяйствования на земле в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • развития уже застроеной территории лицу, с которым заключен соответствующий договор о развитии.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/predostavlenie-uchastkov-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-v-arendu.html

Как определить арендную плату за земельный участок в Московской области

Аренда земель населенных пунктов

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение земельных правоотношений. Знания и богатый опыт наших земельных юристов позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по экспертизе правомерности исчисления арендной платы за земельные участки в Московской области:

  • осуществляет правовую экспертизу законности начисления арендных платежей за землю в Московской области, в том числе правильность применения базовых ставок аренды и коэффициентов;
  • готовит юридические заключения по вопросам возможности снижения арендной нагрузки в отношении конкретного земельного участка;
  • представляет интересы арендаторов в органах государственной власти Московской области по вопросам порядка исчисления арендной платы на землю;
  • представляет интересы арендаторов при рассмотрении споров о взыскании излишне уплаченных арендных платежей в пределах срока исковой давности, а также внесение изменений в договоры аренды в части определения размера арендных платежей.

Арендная плата

Арендная плата за государственные земли является регулируемой и подлежит определению на основании принятых субъектом федерации нормативных актов.

Если участок предоставляется на торгах, размер арендной платы определяется как максимально предложенная на аукционе ставка аренды. Данная ставка подлежит ежегодной компенсации на утвержденный Правительством РФ коэффициент инфляции.

Для участков, предоставляемых в аренду без проведения торгов, законодательством Московской области установлена специальная формула расчета из следующих составляющих:

1) базовая ставка арендной платы.

Базовая ставка устанавливается применительно к каждому муниципальному району отдельно для:

  • земель населенных пунктов городов и рабочих поселков;
  • земель сельских населенных пунктов (отдельные ставки установлены для физических лиц и юридических лиц/индивидуальных предпринимателей);
  • земель промышленности;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • иных земель за пределами населенных пунктов (отдельные ставки установлены для физических лиц и юридических лиц/индивидуальных предпринимателей);

Помимо этого, пониженные ставки арендной платы установлены для ряда отдельных видов деятельности, в том числе:

  • земель населенных пунктов, предоставленных для сельскохозяйственного использования;
  • нарушенных земель при наличии проекта их рекультивации;
  • земель под размещение полигона ТБО.

2) коэффициент вида деятельности.

Коэффициент вида деятельности – это повышающий коэффициент от 1 до 10, увеличивающий базовую ставку арендной платы в зависимости от того, какая на участке осуществляется деятельность и размещаются объекты. Например, коэффициент для промышленного производства – 1,1, а для складов – 4,2.

Если участок предоставлен для строительства, то в первые три года применяется коэффициент 1,5, если данный коэффициент для соответствующего вида деятельности больше 1,5. По истечении трех лет устанавливается коэффициент в зависимости от планировавшегося назначения возводимых объектов, независимо от того, построены они или нет.

Например, если участок предоставлялся для строительства склада, то первые три года применяется коэффициент 1,5, а после этого – 4,2 независимо от того, было ли завершено строительство;

3) коэффициент места расположения участка.

Данный коэффициент устанавливается органами местного самоуправления и повышает арендную плату в зависимости от ценности места (населенного пункта), где расположен арендуемый участок.

Расчет размера арендной платы во многих случаях осуществляется с нарушением закона, что приводит к завышению арендных платежей.

Типичными нарушениями можно назвать следующие нарушения:
– применение базовой ставки, установленной для городов и рабочих поселков, применительно к участкам, расположенным в сельских населенных пунктах или вне границ населенных пунктов; 
– применение базовой ставки, установленной для городов и рабочих поселков, к категории земель промышленности;
– применение общей базовой ставки, установленной для городов и рабочих поселков, к землям, предоставленным для сельскохозяйственного использования; 
– неправильное определение повышающих коэффициентов. В данной ситуации может иметь место применение неправильного (более высокого) коэффициента, установленного для иного вида деятельности. Например, нередко имеет место смешение коэффициентов для бытового обслуживания и торговли, размещение парковки и автосервиса и другие.

Кроме этого, при установлении размера арендной платы в соответствии с законодательством Московской области зачастую не учитываются установленные на федеральном уровне льготы.

Например, в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды арендная плата определяется в размере:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Если в аренду оформляется земельный участок, который не может быть оформлен в собственность в силу его резервирования для государственных или муниципальных нужд, а также ограничения в обороте, арендная плата не может быть выше ставки земельного налога (1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка).

Земельные юристы Правового центра ДВА М готовы предложить свои услуги по защите Ваших интересов от неправомерных действий государственных органов.

Специалисты Правового центра обладают обширным опытом участия в земельных спорах о размере арендной платы с участием органов государственной власти. Обращение в Правовой центр – это гарантия наилучшей защиты Ваших интересов в земельных отношениях.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/poryadok-opredeleniya-arendnoj-platy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.